Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как с 2022 года изменятся правила назначения «детских» пособий за счет средств ФСС

Как с 2022 года изменятся правила назначения «детских» пособий за счет средств ФСС

В прошлой статье мы рассказали, как с 2022 года изменится порядок выплат пособий «по болезни», по беременности и родам, в связи с травмой на производстве (см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям»). Однако под прямые выплаты из ФСС подпадают и другие пособия. В частности, единовременное пособие при рождении ребенка и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. В 2022 году вступят в силу новые правила начисления «детских» пособий. Установлены сроки для передачи сведений в фонд, а также штрафы для компаний и ИП, которые нарушат эти сроки

09.06.2021
Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Где прописаны правила выплаты пособий

Как известно, с 2021 года во всех субъектах РФ большинство пособий ФСС выплачивает напрямую застрахованным лицам.

В 2021 году действуют положения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.20 № 2375 (далее — положения № 2375). Они, в числе прочего, регламентируют назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В 2022 году и далее при назначении указанных выплат нужно будет руководствоваться иным документом. А именно, новой редакцией Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — закон № 255-ФЗ). Поправки в него внесены Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ (далее — закон № 126-ФЗ).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Согласно новой редакции части 9 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, никаких документов, подтверждающих рождение ребенка, для получения данной выплаты не потребуется — ни от работника, ни от работодателя. Сотрудники ФСС сами почерпнут всю необходимую информацию в едином госреестре записей актов гражданского состояния.

Деньги переведут по почте, либо на банковский счет — в зависимости от того, какой способ указан в сведениях о застрахованном лице, переданных работодателем в ФСС. Срок перечисления пособия — не позднее 10 рабочих дней с даты получения сведений о рождении ребенка из реестра ЗАГС (новая редакция ч. 1 ст. 15 закона № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Начиная с 2022 года, процесс назначения и выплаты этого пособия будет состоять из трех этапов.

Первый этап. Один из родителей ребенка или другой родственник, который осуществляет уход за ним, подает работодателю сразу два заявления. Первое — о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Второе — о назначении ежемесячного пособия (форму и электронный формат этого заявления утвердит ФСС). Если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, нужно выбрать того, по которому ФСС станет выплачивать пособие. И подтвердить свой выбор (новые редакции ч. 2, 3 и 10 ст. 13 закона № 255-ФЗ; см. табл. 1).

Табл. 1

Кому совместитель может подать заявление о назначении пособия по уходу за ребенком

У кого занят совместитель

Кому подать заявление

На момент начала отпуска по уходу

В 2-х календарных годах, предшествующих году начала отпуска по уходу

У нескольких работодателей

У тех же работодателей

Любому из работодателей по выбору застрахованного лица

У нескольких работодателей

У других работодателей

Одному из работодателей, у которых застрахованное лицо занято на момент начала отпуска по уходу

СПРАВКА

Чтобы определить сумму выплаты, сотрудники фонда вычислят средний заработок за 2 календарных года, предшествующих году, в котором начался отпуск по уходу. Для совместителей установлено следующее правило. В расчет принимаются только доходы, полученные у работодателя, который выбран для назначения пособия. Заработок, выплаченный другими работодателями, тоже можно учесть. Но только за период, когда застрахованное лицо еще не работало у страхователя, выбранного для назначения пособия (новая редакция ч. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Второй этап. Работодатель направляет в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Подать эти сведения нужно не позднее трех рабочих дней с даты, когда поступило заявление о назначении пособия (новая ч. 11 ст. 13 закона № 255-ФЗ). Форму и порядок подачи сведений (в т.ч. в электронной форме) должно утвердить Правительство РФ.

ВНИМАНИЕ

Может так случиться, что мать ребенка или другой родственник, ухаживающий за ним, потеряет право на ежемесячное пособие. Это произойдет, например, если сотрудник выйдет на полный рабочий день, не дожидаясь окончания отпуска по уходу за ребенком. При подобных обстоятельствах страхователь обязан направить в ФСС соответствующее уведомление. Сделать это надо не позднее трех рабочих дней с момента, когда стало известно о потере права на пособие (новая ч. 12 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).

Третий этап. Сотрудники ФСС принимают решение о назначении и выплате ежемесячного пособия (либо об отказе). На это им отводится 10 рабочих дней с даты получения сведений, переданных работодателем. В случае положительного решения в этот же срок чиновники должны перевести деньги застрахованному лицу на указанный им счет (новая редакция ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). В законе не уточняется, выплату за какой период перечислят в этот срок. Скорее всего, речь идет о пособии за первый месяц отпуска по уходу за ребенком.

В 2022 году по-прежнему будет действовать правило, позволяющее заменить один или оба календарных года расчетного периода на более ранние. Перенос возможен, если расчетный период или его часть пришлись на декрет или предыдущий отпуск по уходу.

В новой редакции части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ появилось дополнительное правило. Если работник подал заявление о замене календарных лет расчетного периода после того, как ему было назначено и выплачено пособие, ФСС сделает перерасчет. Но не более чем за три года, предшествующие дню подачи заявления о замене.

Новые санкции для работодателей

С января 2022 года в законе № 255-ФЗ появится новая статья 15.2, посвященная штрафам. Она устанавливает для страхователей следующие санкции (см. табл. 2).

Табл. 2

Штрафы за нарушения, допущенные при передаче сведений для начисления пособия

Нарушение

Санкция

Отказ от подачи (либо несвоевременная подача) документов и сведений, необходимых для контроля данных, которые страхователь направил в фонд дня назначения и выплаты пособия

200 руб. за каждый несданный документ

Подача недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия (либо сокрытие таких сведений и документов), повлекшие излишнюю выплату пособия

20% расходов, излишне понесенных ФСС (не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.)

 

Несвоевременная подача сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия напрямую из ФСС

5 000 руб.

Пособие на погребение

В заключение расскажем про еще одно пособие, которое нужно будет начислять с учетом положений комментируемого закона № 126-ФЗ. Речь идет о пособии на погребение. Его назначают в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Данное пособие не относится к выплатам, перечисляемым напрямую из ФСС. Как и раньше, деньги в общем случае выдает работодатель умершего, либо его родственника. А затем фонд возмещает страхователю данные затраты. В 2021 году выплата пособия регламентируется положением № 2375. С 2022 года надо будет применять нормы закона № 255-ФЗ. В нем появятся следующие уточнения:

  • если умерший на момент смерти был занят у нескольких работодателей, пособие выдает один из них по выбору родственника (или иного лица, обратившегося за выплатой);
  • страхователь перечисляет деньги в день обращения за ними;
  • средства нужно перевести тем способом, который указан в заявлении получателя пособия;
  • пособие на погребение выплачивается, если за ним обратились не позднее 6 месяцев с даты смерти застрахованного лица (или несовершеннолетнего члена его семьи).

Бухгалтерия Онлайн

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Учет заработной платы
  • 18.01.2023  

    О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение незаконных валютных операций (выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, процедура привлечения к ответственности н

  • 30.11.2022  

    Об оспаривании постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в выплате работнику-нерезиденту наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ, минуя банковские счета в уполномоченных банках.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения подтверждено. Постановление пр

  • 30.11.2022  

    О признании незаконным постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявитель при выдаче наличных денежных средств из кассы не указал фамилию, имя, отчество получателей денежных средств в расходных кассовых ордерах, а также допуст


Вся судебная практика по этой теме »

События в экономике
  • 11.11.2019  

    Общество указывало на излишне уплаченные администрации арендные платежи.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку между сторонами отсутствовали договорные отношения, основанные на действительной сделке в отношении участка. Размер неосновательного обогащения определен исходя из разницы нормативно установленного размера платы за использование муниципального участка и фактически внесенной обществом платы.

  • 06.08.2015  

    Суды обоснованно исходили из того, что здание рынка, в котором находится арендуемое обществом помещение, по совокупности признаков соответствует понятию розничного рынка, установленному п. 2 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ, что препятствовало выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции, в связи с чем вывод судов о законности оспариваемого отказа министерства в выдаче лицензии является правильным. Довод жалобы об отсутствии разрешения на орган

  • 10.06.2015   Постановление КС РФ от 04.06.2015 № 13-П

Вся судебная практика по этой теме »