Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Выплата зарплаты сотруднику (гражданину Республики Беларусь): как платить НДФЛ?

Выплата зарплаты сотруднику (гражданину Республики Беларусь): как платить НДФЛ?

Даже если гражданин Республики Беларусь не приобретет до конца 2020 года статус налогового резидента РФ, то ему не надо пересчитывать НДФЛ исходя из ставки 30%

11.01.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

30 октября 2020 года организация приняла на работу гражданина Республики Беларусь. Контракт был заключен на два года.

Должна ли организация удерживать с заработка гражданина НДФЛ 30%, учитывая, что на 31.12.2020 он не является резидентом (пробыл в России менее 183 дней)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В отношении доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь применяется ставка 13% с первого дня его работы на территории РФ вне зависимости от времени нахождения на территории РФ. Если гражданин Республики Беларусь не приобретет до конца 2020 года статус налогового резидента РФ, то ему не надо пересчитывать НДФЛ исходя из ставки 30%.

Обоснование вывода:

Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам (в том числе иностранным гражданам) за выполненную ими работу, оказанную услугу в РФ, являются их доходом, подлежащим обложению НДФЛ (п. 1 ст. 207, пп. 6 п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ).

Организация, выплачивающая физическому лицу доход, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол), вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином РФ или РБ) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.

Пунктом 2 ст. 1 Протокола предусмотрено, что указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

В то же время согласно ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Согласно п. 3 ст. 6 Договора в случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором приоритет имеет Договор.

При этом не имеет значения, на какой срок был заключен договор с белорусским гражданином и был ли он прекращен ранее 183 дней - в любом случае доходы работников из Белоруссии облагаются НДФЛ по общей с российскими резидентами ставке 13%.

Тем не менее Минфин России в своих многочисленных разъяснениях обобщенно и в отношении доходов граждан всех стран ЕАЭС (а не только граждан Республики Беларусь) выражает мнение, что, если по итогам налогового периода сотрудник организации не приобрел статус налогового резидента (находился в РФ менее 183 дней), суммы НДФЛ, удержанного с его доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке в размере 30 процентов. Смотрите, например, письма Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-06/98060, от 16.12.2019 N 03-04-06/98063, от 14.10.2019 N 03-04-06/78518, от 27.02.2019 N 03-04-06/12764, от 22.01.2019 N 03-04-06/3032, от 23.05.2018 N 03-04-05/34859, от 14.05.2018 N 03-04-06/32214 и др.

Какие правовые нормы послужили основанием для данного вывода, представители финансового ведомства не поясняют. Более того, в наиболее свежих разъяснениях на эту тему Минфин дополнительно уведомляет, что сделанный им в отношении всех граждан ЕАЭС вывод не противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П (смотрите письма Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-06/98063, N 03-04-06/98060, N 03-04-05/98059). Отметим, что в указанном постановлении КС РФ идет речь о 2010-2011 годах, т.е. в периоде, когда Договор еще не существовал в принципе, а доходы, полученные в связи с работой по найму гражданами стран, входящих сегодня в ЕАЭС, облагались НДФЛ в обычном порядке: нерезидентов - по ставке 30%, резидентов - по ставке 13%. Но даже если опустить этот факт, в приведенном постановлении КС РФ речь идет о гражданах Республики Беларусь, и выводы суда основываются на нормах Протокола.

Таким образом, по нашему мнению, приведенная позиция Минфина России не основана на нормах закона и как минимум не бесспорна. В этой связи хотим обратить внимание, что представители ФНС России с финансовым ведомством не согласны и по данному вопросу имеют противоположное мнение. Так, в письме от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@ специалисты налоговой службы пояснили, что ст. 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена.

В постановлении КС РФ от 25.06.2015 N 16-П (п. 4.3) сказано, что при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола, но и положения Договора ЕАЭС, в рамках которого была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах - членах данного Союза.

В связи с чем был сделан вывод, что п. 2 ст. 207 и ст. 216 НК РФ не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении НДФЛ вознаграждения за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.

Учитывая изложенное, полагаем, что даже если гражданин Республики Беларусь не приобретет до конца 2020 года статус налогового резидента РФ, то ему не надо пересчитывать НДФЛ исходя из ставки 30%.

Отметим, что изложенная выше позиция представляет собой наше экспертное мнение. Рекомендуем обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок уплаты
  • 18.01.2021  

    По результатам выездной проверки общество привлечено к ответственности в виде штрафа за неправомерное, несвоевременное и не в полном объеме перечисление в бюджет удержанного при выплате дохода НДФЛ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку договоры с третьим лицом не являются доказательством непреднамеренности совершенного обществом как налоговым агентом налогового правонарушения, ответстве

  • 31.12.2020  

    Налоговый орган привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ с переданных физическим лицам денежных средств.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку вступившими в законную силу судебными актами по другим делам подтвержден вывод о невозможности отнесения спорных денежных средств к доходам физических лиц

  • 14.12.2020  

    Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки деятельности налогоплательщика начислил недоимку по НДФЛ, пени и штраф, указав, что в проверяемый период налогоплательщик не обладал статусом индивидуального предпринимателя, соответственно, не вправе воспользоваться налоговыми вычетами по сделкам купли-продажи недвижимости.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено отсут


Вся судебная практика по этой теме »

Облагаемые доходы
  • 10.12.2020  

    Налоговый орган начислил НДФЛ, указывая на наличие у общества обязанности по удержанию и перечислению в бюджеты налога с доходов работников в виде компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, постоянная работа которых имеет разъездной характер, и принял обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без его согласия имущества и приостановления операций по счетам в банках.

  • 02.12.2020  

    Налоговый орган начислил НДФЛ, пени и штраф, сделав вывод о том, что налогоплательщик в проверяемом периоде выплачивал работникам заработную плату, при этом НДФЛ перечислял не в полном объеме и (или) несвоевременно.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части, поскольку выводы налогового органа о неправомерном неисчислении налогоплательщиком НДФЛ подтверждено.

  • 27.10.2020  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу на сумму дохода от реализации объектов жилого недвижимого имущества.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано использование указанных объектов недвижимости в личных, семейных, бытовых и иных, не связанных с


Вся судебная практика по этой теме »