
Аналитика / Налогообложение / Новая справка о доходах для работников: когда выдавать, как заполнять, кто должен подписывать
Новая справка о доходах для работников: когда выдавать, как заполнять, кто должен подписывать
С 2019 года Федеральная налоговая служба разделила формы, по которым сообщаются сведения о доходах и суммах налога физлиц. Теперь справки, которые сдаются в ИФНС, составляются по одной форме, а справки, выдаваемые работникам, — по другой. При этом приказ ФНС России от 02.10.18 № ММВ-7-11/566@, утвердивший обе формы, вообще не содержит правил заполнения той справки, которую нужно выдать по заявлению работника. И хотя сама форма справки о доходах для работников является несложной, отсутствие порядка ее оформления все же вызывает вопросы. Ответы на самые распространенные из них — в нашей сегодняшней статье
12.04.2019Когда применять новую форму
Начнем с основного вопроса: когда именно нужно применять новую форму справки о доходах для работников (утв. приложением № 5 к приказу ФНС России от 02.10.18 № ММВ-7-11/566@; далее — приказ № ММВ-7-11/566@)? Казалось бы, ответ очевиден: если сотрудник обратился в бухгалтерию с просьбой выдать ему такую справку. Но этот ответ верен лишь отчасти.
Так, по новой форме нужно составить справку, если работник просит выдать ему документ о доходах за 2018 год и последующие годы. Если же запрос работника касается предыдущих налоговых периодов, то справку надо оформить по прежней форме (утв. приказом ФНС России от 30.10.15 № ММВ-7-11/485@). Ведь в самом приказе № ММВ-7-11/566@ указано, что он применяется для представления сведений о доходах за 2018 год (п. 4 приказа). И никаких исключений в отношении формы справки для работников не сделано.
Также нужно учитывать, что справка о доходах для работников оформляется только в том случае, если она выдается на основании пункта 3 статьи 230 НК РФ по заявлению самого физлица. Если же компания выполняет обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 226 НК РФ, и уведомляет физлицо (в т.ч. действующего или бывшего сотрудника) о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности, то заполнить надо не справку для работников, а форму 2-НДФЛ (т.е. ту форму, которая подается в ИФНС).
Это опять же связано с формулировками приказа № ММВ-7-11/566@. Так, пункт 2 этого приказа гласит: сообщение о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ) представляется по форме, утвержденной подпунктом 1.1 пункта 1 приказа. А в данном подпункте речь идет о форме 2-НДФЛ, которая подается в ИФНС. Поэтому, вне зависимости от того, кому направляется данное сообщение (налоговому органу или физлицу-налогоплательщику), оно заполняется по форме 2-НДФЛ. Использовать для этой цели справку для работников нельзя.
Срок составления справки о доходах
Следующий блок вопросов касается срока, в течение которого организация должна подготовить и выдать сотруднику справку о доходах. Ни в Налоговом кодексе, ни в приказе № ММВ-7-11/566@ такой срок не установлен. Однако это не значит, что с выдачей справки можно тянуть сколь угодно долго.
Согласно статье 62 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан выдать документы, связанные с работой, в течение трех рабочих дней с момента получения соответствующего письменного запроса сотрудника. Поскольку приведенный в статье 62ТК РФ перечень документов носит открытый характер (об этом свидетельствует использование слов «и другое» в тексте нормы), то указанный в ней трехдневный срок следует соблюдать и при подготовке справки о доходах для работника. Эту же норме нужно применять и в ситуации, когда за документом обращается бывший сотрудник (определение Московского городского суда от 08.09.11 по делу № 33-28750).
Следовательно, если работник организации запросил справку о доходах, то на подготовку этого документа у бухгалтерии есть три рабочих дня. Столько же времени отводится на составление справки для бывшего сотрудника, если он хочет получить сведения за период его работы в компании. Нарушение этого срока может стать основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ).
Заметим, что унифицированной формы заявления на выдачу справки о доходах не существует. Поэтому работник может составить такое заявление в произвольной форме, указав какие именно сведения он хочет получить и дату обращения, а также заверив документ своей подписью. Многие работодатели выдают справки о доходах на основании заявлений, направленных в электронной форме, и даже по устной просьбе работников. Это не является нарушением. Но в этих случаях работник несет риски неполучения или несвоевременного получения справки, поскольку он не сможет подтвердить факт и дату подачи письменного заявления.
Помимо указанного общего трехдневного срока, в законодательстве существуют и два специальных срока, которые отводятся на подготовку справки о доходах. Первый из них также установлен ТК РФ, и касается выдачи справки увольняющемуся работнику. В такой ситуации документ со сведениями о доходах нужно выдать в день увольнения сотрудника, даже если со дня подачи соответствующего заявления прошло менее трех дней (ст. 84.1 ТК РФ). В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ.
Второй срок установлен Федеральным законом от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Его нужно учитывать, если справку о доходах хочет получить физлицо, которое не является и никогда не являлось работником организации, а также, если сведения запрашивает работник (в т.ч. бывший), но за период, когда трудовые отношения с компанией отсутствовали. В таких ситуациях на составление справки у организации есть 30 календарных дней (п. 1 ст. 20 Закона № 152-ФЗ). Так, именно в этот срок нужно выдать справки физлицам, которым выплачивался доход по гражданско-правовым договорам. За отказ предоставить такую информацию предусмотрена административная ответственность (ст. 5.39 КоАП РФ).
Как подписывать справку о доходах
Еще одна группа вопросов связана с правилами подписания справки о доходах, которая выдается по запросам работников. Как мы уже упоминали, порядок заполнения такой справки не утвержден. Но ее форма предусматривает проставление подписи и указание ФИО налогового агента. В связи с этим на практике возникают вопросы о том, кто конкретно от имени налогового агента может подписать такую справку? Обязательно ли это должен быть руководитель организации? Может ли другое лицо по доверенности подписать справку о доходах работника? Если может, то нужно ли указывать в справке реквизиты доверенности, при том, соответствующих полей в форме нет? Давайте разбираться.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.
Фамилия, имя и отчество, согласно пункту 1 статьи 19 ГК РФ, могут быть только у физических лиц (граждан). Юридические лица имеют наименование (п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Таким образом, очевидно, что справку о доходах всегда подписывает физическое лицо. Исходя из положений статьи 226 НК РФ, это может быть либо физическое лицо, являющееся налоговым агентом (предприниматель, нотариус, адвокат), либо физическое лицо, являющееся представителем налогового агента-организации. Также справку может подписать физическое лицо, которое представляет интересы налогового агента-предпринимателя, нотариуса, адвоката.
На основании положений пунктов 1 и 4 статьи 26 НК РФ у налогового агента-организации могут быть законные и уполномоченные представители. Первые представляют организацию на основании закона или учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ), а вторые — на основании доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ).
С учетом изложенного, подписать справку о доходах для работника от имени организации — налогового агента может либо ее руководитель, либо иное лицо, уполномоченное на то соответствующей доверенностью. При этом реквизиты доверенности в справке не указываются. Прикладывать к справке о доходах копию доверенности не нужно, так как законодательство не содержит такого требования.
- 15.08.2025 Статус налогового резидента теперь можно подтвердить онлайн
- 13.08.2025 Минфин: рост ставки НДФЛ на дивиденды может дестимулировать развитие финрынка
- 12.08.2025 ФНС: родители не получат вычет по НДФЛ за обучение у самозанятого без статуса ИП
- 10.06.2021 Госдума приняла закон об «ипотечных каникулах» для самозанятых
- 24.11.2020 Справку 2-НДФЛ работодатель вправе выдать в электронной форме
- 09.09.2020 Работодатель вправе самостоятельно выбрать удобный способ выдачи справок 2-НДФЛ по заявлению сотрудников
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 30.01.2023 Обновлены коды доходов и вычетов для «бывшей 2‑НДФЛ»
- 04.02.2021 Федеральная налоговая служба отменила справки 2-НДФЛ
- 23.03.2020 Сроки подачи уточненной справки 2-НДФЛ
- 30.07.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний не исполнил обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в отношении компенсационных выплат сотрудникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как тот факт, что спорные выплаты обусловлены несением сотрудниками налогоплательщика реаль
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
- 09.05.2018
Как установлено
судами количество участников азартных игр, получивших выигрыши от общества в проверяемом периоде, составило 14624 человека, тогда как сведения о доходах физических лиц и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет по форме 2-НДФЛ, представлены обществом только в отношении 6379 лиц, в отношении 8245 лиц вышеуказанные сведения в налоговый орган представлены не были. Суд отклонил доводы об - 29.01.2018
Налоговой проверкой
были установлены факты несвоевременного (неполного) перечисления сумм исчисленного НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом. Рассматривая правомерность привлечения общества к ответственности, суд пришел к выводу о недоказанности наличия у общества обязанности по представлению части документов (паспортов транспортных средств и приложений к ним, свидетельство о допуске к работам), что пос - 15.01.2018
Отказывая в
удовлетворении заявленных обществом требований, суд исходил из того, что налоговые агенты обязаны сообщать о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога представлением справок по установленной форме с признаком "2", а также, что нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии соо
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
- 26.03.2025 Письмо Минфина России от 28.11.2024 г. № 03-04-05/119185
- 06.03.2025 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-04-06/103679
- 29.05.2024 Письмо ФНС России от 06.05.2024 г. № ЗГ-2-11/7005@
Комментарии