Аналитика / Налогообложение / Как правильно компании определить нормы расхода топлива?
Как правильно компании определить нормы расхода топлива?
Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно
11.12.2018Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и не являющаяся специализированной транспортной компанией, арендует автотранспортные средства для осуществления производственной, хозяйственной деятельности. В приказе Минтранса о нормах расхода топлива отсутствуют данные о нормах расхода топлива по маркам автотранспортных средств, арендуемых организацией. Техническая документация отсутствует. Каким образом определить нормы расхода топлива по следующим видам автотранспортных средств: ГАЗ 2824BJ; МАЗ 5440 B5 - 8420-031 (Тягач) + прицеп; ГАЗ 3221, ГАЗ 2824 LU; ГАЗ 2217, ГАЗ 3010FD?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива.
При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для указанных в вопросе автомобилей.
Обоснование вывода:
Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р) (далее - Рекомендации) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и другое, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ (п. 1 Рекомендаций).
При этом ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 разослала Рекомендации нижестоящим налоговым органам "для руководства в работе" (смотрите также письмо ФНС России от 21.09.2015 N АС-4-10/16581@).
Пунктом 3 Рекомендаций определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий.
В связи с эти представители финансового и налогового ведомств разъясняют, что в целях налогообложения при признании расходов на ГСМ следует учитывать нормы, утвержденные Рекомендациями.
В данной ситуации Рекомендации не содержат данных по указанным в вопросе транспортным средствам.
Исходя из п. 6 Рекомендаций, если организация не нашла в Рекомендациях нормы для используемого ею автомобиля, то для разработки этих норм ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ - www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ - www.niiat.ru).
Разработанные таким образом базовые нормы утверждаются приказом руководителя организации и применяются для расчета нормативного значения расхода топлива, учитывающего выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля, в соответствии с положениями Рекомендаций по расходу ГСМ.
Специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода ГСМ не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (смотрите, например, письма Минфина России от 17.11.2011 N 03-11-11/288, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, от 03.11.2009 N 16-15/115253). Причем такие нормы могут применяться только до утверждения норм, разработанных специализированной организацией (письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71).
По нашему мнению, учитывая, что в данной ситуации нормы расхода топлива в технической документации отсутствуют, организация вправе утвердить временные нормы расхода топлива самостоятельно, на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. Также организация для установления временных норм вправе обратиться к изготовителю для получения необходимой информации.
Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно. При этом порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Результаты замеров, как правило, оформляются актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля произвольной формы. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:
- конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
- режим эксплуатации автомобиля;
- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.
Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).
Необходимо заметить, что положениями НК РФ не предусмотрено нормирование рассматриваемых расходов. На это указывают и представители финансового ведомства в своих письменных разъяснениях. При этом отмечается, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе ориентироваться на Рекомендации (письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12). То есть специалисты Минфина России подтверждают, что налогоплательщики вправе, но не обязаны руководствоваться Рекомендациями.
В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 08АП-2428/14 судами также установлено, что из содержания пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ следует однозначный вывод о том, что условие о лимитах по учету расходов установлено только в отношении компенсаций за использование для служебных поездок личного транспорта (а не служебного, о расходах на который рассматривается вопрос в настоящем конкретном случае).
В постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 суд также указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование ГСМ в целях налогообложения прибыли, а нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. При этом ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08).
Заметим, что судебные органы в большинстве своих решений указывают, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10).
Есть также решение суда, который допускает применение самостоятельно утвержденных норм (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15).
Таким образом, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат.
Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).
Также обращаем Ваше внимание, что существует и отрицательная для налогоплательщиков практика. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) суд признал неправомерным списание организацией в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ в части, превышающей установленные Минтрансом России нормы расхода топлива.
Поэтому, учитывая, в том числе, и тот факт, что в данной ситуации в организации используется большое количество транспортных средств, на которые Рекомендациями не установлены нормы расхода топлива, во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для каждого конкретного автомобиля.
До утверждения норм расхода топлива специализированной организации налогоплательщик вправе использовать временные нормы расхода топлива, определенные организацией самостоятельно и утвержденные руководителем организации.



