Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как правильно компании определить нормы расхода топлива?

Как правильно компании определить нормы расхода топлива?

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно

11.12.2018
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и не являющаяся специализированной транспортной компанией, арендует автотранспортные средства для осуществления производственной, хозяйственной деятельности. В приказе Минтранса о нормах расхода топлива отсутствуют данные о нормах расхода топлива по маркам автотранспортных средств, арендуемых организацией. Техническая документация отсутствует. Каким образом определить нормы расхода топлива по следующим видам автотранспортных средств: ГАЗ 2824BJ; МАЗ 5440 B5 - 8420-031 (Тягач) + прицеп; ГАЗ 3221, ГАЗ 2824 LU; ГАЗ 2217, ГАЗ 3010FD?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива.

При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для указанных в вопросе автомобилей.

Обоснование вывода:

Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (введены распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р) (далее - Рекомендации) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и другое, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ (п. 1 Рекомендаций).

При этом ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 разослала Рекомендации нижестоящим налоговым органам "для руководства в работе" (смотрите также письмо ФНС России от 21.09.2015 N АС-4-10/16581@).

Пунктом 3 Рекомендаций определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий.

В связи с эти представители финансового и налогового ведомств разъясняют, что в целях налогообложения при признании расходов на ГСМ следует учитывать нормы, утвержденные Рекомендациями.

В данной ситуации Рекомендации не содержат данных по указанным в вопросе транспортным средствам.

Исходя из п. 6 Рекомендаций, если организация не нашла в Рекомендациях нормы для используемого ею автомобиля, то для разработки этих норм ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ - www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ - www.niiat.ru).

Разработанные таким образом базовые нормы утверждаются приказом руководителя организации и применяются для расчета нормативного значения расхода топлива, учитывающего выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля, в соответствии с положениями Рекомендаций по расходу ГСМ.

Специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода ГСМ не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (смотрите, например, письма Минфина России от 17.11.2011 N 03-11-11/288, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, от 03.11.2009 N 16-15/115253). Причем такие нормы могут применяться только до утверждения норм, разработанных специализированной организацией (письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71).

По нашему мнению, учитывая, что в данной ситуации нормы расхода топлива в технической документации отсутствуют, организация вправе утвердить временные нормы расхода топлива самостоятельно, на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. Также организация для установления временных норм вправе обратиться к изготовителю для получения необходимой информации.

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно. При этом порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Результаты замеров, как правило, оформляются актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля произвольной формы. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:

- конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

- режим эксплуатации автомобиля;

- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

Необходимо заметить, что положениями НК РФ не предусмотрено нормирование рассматриваемых расходов. На это указывают и представители финансового ведомства в своих письменных разъяснениях. При этом отмечается, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе ориентироваться на Рекомендации (письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12). То есть специалисты Минфина России подтверждают, что налогоплательщики вправе, но не обязаны руководствоваться Рекомендациями.

В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 08АП-2428/14 судами также установлено, что из содержания пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ следует однозначный вывод о том, что условие о лимитах по учету расходов установлено только в отношении компенсаций за использование для служебных поездок личного транспорта (а не служебного, о расходах на который рассматривается вопрос в настоящем конкретном случае).

В постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 суд также указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование ГСМ в целях налогообложения прибыли, а нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. При этом ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08).

Заметим, что судебные органы в большинстве своих решений указывают, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10).

Есть также решение суда, который допускает применение самостоятельно утвержденных норм (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15).

Таким образом, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат.

Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).

Также обращаем Ваше внимание, что существует и отрицательная для налогоплательщиков практика. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) суд признал неправомерным списание организацией в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ в части, превышающей установленные Минтрансом России нормы расхода топлива.

Поэтому, учитывая, в том числе, и тот факт, что в данной ситуации в организации используется большое количество транспортных средств, на которые Рекомендациями не установлены нормы расхода топлива, во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для каждого конкретного автомобиля.

До утверждения норм расхода топлива специализированной организации налогоплательщик вправе использовать временные нормы расхода топлива, определенные организацией самостоятельно и утвержденные руководителем организации.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок признания доходов и расходов
Все новости по этой теме »

Объект налогообложения
Все новости по этой теме »

Расходы, связанные с производством
Все новости по этой теме »

Порядок признания доходов и расходов
Все статьи по этой теме »

Объект налогообложения
Все статьи по этой теме »

Расходы, связанные с производством
Все статьи по этой теме »

Порядок признания доходов и расходов
  • 03.06.2019  

    Основанием для доначислений по налогу на прибыль и НДС послужил вывод инспекции о том, что заявитель необоснованно включил в состав косвенных расходов затраты в виде нагрузочных потерь, возникших на оптовом рынке электроэнергии, а также заявил налоговые вычеты по данным расходам.

    Итог: суд отклонил доводы инспекции о том, что в рассматриваемом случае приобретенный на опто

  • 22.04.2019  

    Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России в части доначисления налога на прибыль в размере по операциям с ЧАО.

    Итог: рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований общества, суды пришли к выводу, что обществом была проведена контрольная инвентаризация после оформленных ранее результа

  • 10.12.2018  

    По мнению инспекции, включение в состав Соглашения об отступном от 13.12.2012 г. № 2 условий о погашении договора займа за счет предоставленного имущества ЗАО и дальнейшая корректировка регистров налогового учета повлекли получение обществом необоснованной налоговой выгоды путем занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2012 год. В ходе проверки инспекция установила наличие особых форм расчетов и сроков платеже


Вся судебная практика по этой теме »

Объект налогообложения
  • 19.11.2018  

    Основанием для начисления 1,7 млн руб. налога на прибыль послужил вывод инспекции о том, что в отсутствие надлежаще оформленных первичных документов общество неправомерно уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытка, образовавшегося в предыдущих налоговых периодах у ОАО.

    Итог: суды поддержали позицию инспекции. Первичные документы, подтверждающие указанны

  • 22.10.2018  

    По мнению налогового органа компания незаконно отразила в составе внереализационных расходов курсовые разницы и проценты по долговым обязательствам.

    Итог: в удовлетворении заявленных требований было отказано, потому что доводы налогового органа были подтверждены.

  • 10.09.2018  

    Как верно указано судами, для целей налогообложения (списания в состав резерва по сомнительным долгам просроченной задолженности, обеспеченной залогом) не имеет правового значения факт использования товара и невозможности его возврата в натуре, в данном случае определяющим является отнесение задолженности к сомнительной в соответствии со статьей 266 НК РФ.


Вся судебная практика по этой теме »

Расходы, связанные с производством
  • 27.08.2018  

    Суды пришли к выводу о необоснованном увеличении заявителем затратной части при исчислении налога на прибыль при отсутствии поставок по спорному договору, конечная цель которой минимизация уплачиваемых налогов. Заявитель надлежащим образом не подтвердил право на отнесение 37 179 930,17 руб. в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль за 2013 год.

  • 06.08.2018  

    Право признания в составе расходов сумм отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Банком России (пункт 1 статьи 292 НК РФ), а также право переноса на следующий отчетный (налоговый) период сумм РВПС, отнесенных на расходы банка и не полностью использованных в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной

  • 06.08.2018  

    Неравноценное встречное исполнение обязательств другой стороной сделки имеет место, в частности, в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия на момент ее заключения существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.


Вся судебная практика по этой теме »