Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Агрессивный сбор: как бизнес попал под налоговый каток

Агрессивный сбор: как бизнес попал под налоговый каток

Текущий год запомнится бизнесменам резким усилением давления на них со стороны фискальных органов. Эксперты юридических компаний рассказали РБК Петербург о том, какие нововведения 2017 года, направленные на рост платежей в бюджет, будут иметь наиболее серьезные последствия для предпринимателей

22.12.2017
Автор: Ульяна Стрекалова, Роман Кизыма

Мимо кассы

В 2017 году было принято сразу несколько ключевых поправок в важнейших отраслях российского законодательства, которые доставили немало головной боли и проблем российским предпринимателям. Самая невинная из них — переход на онлайн-кассы, позволяющие передавать данные о покупках напрямую в фискальные органы. Заявленная властями цель — сделать рынок розничной торговли в России прозрачнее. Действительно, если налоговая служба сможет контролировать движение средств в режиме реального времени, то ей легче будет оперативно пресекать работу по серым схемам.

Но благие намерения могут выйти боком, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. По его мнению, часть интернет-магазинов может перестать принимать карты и начать продавать товар «мимо кассы», не выдавая чеков покупателям. «Общее движение в сторону обеления рынка вполне может обернуться его очернением», — согласна исполнительный директор платежной системы Robokassa Татьяна Глазачева.

За бенефициара ответишь

Серьезные последствия может иметь и решение правительства обязать компании раскрывать сведения о своих бенефициарных владельцах (то есть о лицах, которые в конечном счете прямо или косвенно владеют более 25% в капитале компании) по запросам уполномоченных органов госвласти. Кроме того, власти обязали юрлица предпринимать усилия по установлению этих сведений. Решение принято в рамках работы по совершенствованию национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Новое требование может привести к увеличению количества уголовных дел, связанных с отмыванием денежных средств, говорят юристы.

Еще на этапе подготовки соответствующего законопроекта юристы говорили, что новое требование оставляет простор для злоупотреблений. Юрист департамента международного налогового планирования юрфирмы «Клифф» Александр Зубач отмечал в разговоре с агентством «Право.ру», что в некоторых иностранных юрисдикциях данные об акционерах строго непубличны и раскрываются лишь в случае принятия такого решения самим бенефициаром. Понять, кто реально держит акции крупной компании, сейчас очень сложно, подчеркивает партер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов: акционер ПАО — это не тот, кто записан в реестре, а зачастую держатель депозитарных расписок (не самих акций) либо клиент депозитария третьего или более высокого уровня (зачастую депозитария иностранного). В связи с этим ни нижестоящие депозитарии в такой цепочке, ни тем более само ПАО могут не знать, кто фактически держит акции. Часто российским компаниям известны лишь ее учредители или учредители учредителей.

В любом случае, по мнению адвоката АБ «Деловой фарватер» Антона Соничева, новое требование может привести к увеличению количества уголовных дел, связанных с отмыванием денежных средств.

Закон сохранения денег

Кроме того, в этом году вступили в силу изменения, вдвое увеличивающие пени за просрочку уплаты налогов. Размер пени теперь составляет 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. В случае задержки компаниям придется уплатить не только налоговую задолженность, но и внушительные пени, размер которых может достигать миллионов рублей, которые, в «случае чего» придется доставать из собственного оборота.

Это нововведение скажется не лучшим образом на российском предпринимательстве, говорят юристы. «Очевидно, что у предпринимателей появятся новые статьи расходов, а у государства — новые статьи доходов», — отмечает Антон Соничев.

Только посмотреть

Свою лепту в ужесточение налогового прессинга внесла и судебная власть. В июле 2017 года Верховный суд России разрешил налоговым инспекторам осматривать компьютеры сотрудников организации при проведении выездной налоговой проверки. Сотрудники ФНС потирают руки, предприниматели — лоб, шутят юристы. «Являясь и без того изначально слабой стороной во взаимоотношениях с налоговой, пачками проигрывая дела в судах, теперь предприниматели рискуют быть незащищенной стороной и на стадии налоговой проверки», — говорит Антон Соничев.

«Очевидно, что у предпринимателей появятся новые статьи расходов, а у государства — новые статьи доходов».

Налоговые проверки нередко используются для давления на бизнес, отмечают юристы. По словам руководителя налогового департамента юридической компании BMS LawFirm Давида Капианидзе, часто налоговые органы отражают в актах по итогам проверки только те данные, которые свидетельствуют против компании (найти их в компьютере проще, чем на бумаге). «В связи с этим в ближайшем будущем не стоит ждать уменьшения количества споров, связанных с проверками, осуществляемыми налоговиками», — заключает юрист.

Опасное дробление

Еще одно важное для предпринимателей решение принял Конституционный суд РФ. Речь идет об определении суда, в котором говорится, что «дробление бизнеса — это незаконный способ оптимизации налогов». Суд запретил бизнесменам создавать группы взаимозависимых фирм и индивидуальных предпринимателей (участниками которых, например, приходятся друг другу родственниками) и таким образом получать «необоснованную налоговую выгоду» (например, уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль, НДС и единому налогу на вмененный доход за счет того, что аффилированные ИП использовали специальные налоговые режимы).

По словам юристов, схемы с дроблением используются не только семейными предприятиями, но и в целом как способ оптимизации налоговой нагрузки.

 

Теперь налоговики, опираясь на мнение КС, смело доначисляют компаниям налоги и пени, а недавнее снятие режима налоговой тайны позволит еще и обнародовать данные о налоговых нарушениях, говорит эксперт СКБ «Контур» Наталья Горбова. По ее словам, нельзя исключить, что после этого с недобросовестным налогоплательщиком мало кто рискнет иметь дело.

Теперь налоговики, опираясь на мнение КС, смело доначисляют компаниям налоги и пени.

«Черный список»

Облегчить работу российским налоговикам может и принятый Росфинмониторингом «черный список» юридических лиц, которым отказано в обслуживании или проведении банковских операций из-за подозрений в нарушении закона о противодействии отмыванию преступных доходов.

По словам управляющего партнера юридической фирмы «Борениус» Андрея Гусева, критерии для внесения компании в список являются чрезмерно широкими. Один из них, например, предполагает, что наличные средства должны составлять более 30% от недельного оборота. По такой норме в «черный список» можно легко включить огромное количество малых предпринимателей, которые ведут основной оборот в наличной форме.

Сохранять счета подозрительных юрлиц часто помогают «откаты» в адрес тех или иных служащих банка.

В «черный список» попало уже около 500 компаний. Многие из тех, кому «посчастливилось» оказаться в этом перечне, были вынуждены закрываться и затем открываться вновь. Другие подали согласно регламенту объяснительные документы и теперь дожидаются разблокировки. Банки тем временем решили не упускать момент и тут же предложили клиентам «новые продукты, оценивающие деятельность компании на предмет наличия неблагоприятных формальных оснований для блокировки», говорит старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф» Елена Кузнецова.

В «черный список» можно легко включить огромное количество малых предпринимателей, которые ведут основной оборот в наличной форме.

Сами бизнесмены рассказывают на условиях анонимности, что сохранять счета юрлиц, подозрительных с точки зрения фискальных органов, часто помогают «откаты» в адрес тех или иных служащих банка.

«Обоснуй»

Еще одним понятием, получившим юридическую силу в этом году, стала «необоснованная налоговая выгода». Более десяти лет это словосочетание фигурировало в судебной практике, но в 2017 году было введено в налоговое законодательство. Причем, как и в случае с остальными нововведениями, его принятие объяснялось исключительно благими целями. «Закрепление концепции необоснованной налоговой выгоды на законодательном уровне (введение ст. 54.1 Налогового кодекса РФ) должно способствовать укреплению позиций добросовестных налогоплательщиков и снизить количество необоснованных претензий налоговых органов», — говорит партнер Capital Legal Services, руководитель практики разрешения споров Ирина Оникиенко. «Но благая, казалось бы, цель обернулась массовыми проверками действующих предприятий по вопросам уплаты НДС», — говорит она.

«Но благая, казалось бы, цель обернулась массовыми проверками действующих предприятий по вопросам уплаты НДС».

Оценивая последствия этого нововведения для бизнеса, управляющий партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев обращает внимание на то, что ФНС предписывает налоговикам выявлять умысел налогоплательщика на искажение экономического смысла операций в учете (когда есть подозрения в «необоснованной налоговой выгоде»). «Об умысле, по мнению ФНС, может свидетельствовать, помимо согласованности действий, транзитных операций, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, также взаимозависимость и подконтрольность контрагентов», — уточняет он.

Агрессивный сбор

В помощь налоговым органам пришел Следственный комитет, который утвердил методические рекомендации по выявлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле налогоплательщика, направленном на неуплату налогов. «Это чрезвычайно подробная инструкция, разъясняющая, что налоговая проверка и уголовное дело различаются лишь процедурами, но устанавливают один и тот же умысел. Налоговым органам предлагаются методики расследования, круг выявляемых обстоятельств, необходимые действия для установления умысла вплоть до перечней типовых вопросов свидетелям», — говорит Гусев.

По его мнению, вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что в 2017 году государство целенаправленно создало предпосылки для наполнения бюджета «за счет агрессивного сбора налогов, в том числе уголовно-правовыми средствами».

В следующем году уменьшения налогового прессинга ждать не стоит, прогнозируют юристы: задачу пополнения государственной казны в условиях экономического кризиса никто не отменял.

По мнению юриста, государство целенаправленно создало предпосылки для наполнения бюджета «за счет агрессивного сбора налогов, в том числе уголовно-правовыми средствами».

Аналитическая работа

По данным Федеральной налоговой службы РФ, за 8 месяцев 2017 года в федеральный бюджет поступило 5,8 трлн руб., что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший рост собираемости налогов обеспечили налог на прибыль, НДС, акцизы и НДФЛ. При этом, по данным ФНС, число выездных проверок в первом полугодии 2017 года снизилось на 22%. Основной упор делается на контрольно-аналитическую работу, благодаря которой с начала года в бюджет поступил 131 млрд руб., отмечал в сентябре глава ФНС Михаил Мишустин.

РБК

Разместить:
Нон-стоп
26 декабря 2017 г. в 10:41

Имейте этих барыг в хвост и в гриву!!!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все статьи по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 09.01.2023  

    Налоговый орган указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла

  • 12.12.2022  

    Участник ссылался на уклонение общества от предоставления документации.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
  • 04.12.2024  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении безналичных расчетов.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку действия предпринимателя должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, так как правонарушение совершено повторно, а расчеты осуществлены на сумму более одного миллиона рублей. Снижен р

  • 14.01.2024  

    О признании незаконными постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники, представления.

    Итог: требование удовлетворено в части признания недействительным постановления, поскольку другим постановлением, в признании которого недействительным отказано, заявитель привлечен к ответственности в связи с совершением аналогичного правонар

  • 01.11.2023  

    Об отмене постановления налогового органа о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при расчете наличными деньгами за оказание услуги по перевозке пассажиров и представления об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению, поскольку общество


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все законодательство по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все законодательство по этой теме »

Применение кассовых аппаратов
Все законодательство по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все законодательство по этой теме »