Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Облагаются ли НДС на территории РФ услуги, оказываемые организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан?

Облагаются ли НДС на территории РФ услуги, оказываемые организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан?

Если местом реализации услуг признается территория Республики Казахстан, то такие услуги НДС на территории РФ не облагаются

08.12.2014
Российский налоговый портал

Российская организация имеет обособленное подразделение в Республике Казахстан. Подразделение оказывает услуги, связанные с проживанием в гостинице, обучением, консультационные, а также юридические услуги, такие как открытие счета и подбор помещения. Облагаются ли НДС на территории РФ услуги, оказываемые организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Гусихин Дмитрий,  Родюшкин Сергей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если услуги гостиницы, связанные с проживанием, оказываются лицом, зарегистрированным на территории Республики Казахстан, такие услуги могут быть отнесены к услугам, облагаемым НДС на территории Республики Казахстан, и не подлежат обложению НДС на территории РФ.

Аналогичным образом, услуги по обучению, оказанные российской организации на территории Республики Казахстан, не подлежат обложению НДС на территории РФ.

В общем случае консультационные и юридические услуги, оказываемые организации, зарегистрированной на территории РФ, подлежат обложению НДС на территории РФ.

Полагаем, что порядок обложения НДС услуг по открытию счета и подбору помещения будет зависеть от того, могут ли такие услуги быть квалифицированы как юридические применительно к определению, приведенному в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11.12.2009).

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Напомним, что территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

При выполнении работ (оказании услуг) между налогоплательщиками государств – членов таможенного союза в пределах таможенного союза в целях применения НДС следует руководствоваться:

– Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25.01.2008) (далее – Соглашение);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11.12.2009) (далее – Протокол).

В частности, на основании ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Протоколом.

Согласно ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве – члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, услуг, указанных в ст. 4 Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (смотрите, также письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27675).

При этом место реализации работ, услуг определяется в соответствии со ст. 3 Протокола.

Так, местом реализации услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, за исключением услуг, перечисленных в подп.подп. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).

Кроме того, согласно ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если:

– работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства (данные положения применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества) (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола);

– на территории этого государства оказаны услуги в сфере обучения (подп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола);

– налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются, в частности, консультационные или юридические услуги (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).

Отметим, что согласно п. 2 ст. 3 Протокола документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:

– договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов таможенного союза;

– документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

– иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов таможенного союза.

С учетом вышесказанного, если услуги гостиницы, связанные с проживанием, оказываются лицом, зарегистрированным на территории Республики Казахстан, такие услуги могут быть отнесены к услугам, облагаемым НДС на территории Республики Казахстан, на основании подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола и не подлежат обложению НДС на территории РФ.

Аналогичным образом, местом реализации услуг по обучению, оказанных российской организации на территории Республики Казахстан, является территория Республики Казахстан. Следовательно, оказанные российской организации услуги по обучению, не подлежат обложению НДС на территории РФ (дополнительно смотрите письма Минфина России от 05.12.2011 г. № 03-07-08/342, от 02.09.2011 г. № 03-07-08/273, от 04.05.2011 г. № 03-07-08/140, от 05.08.2009 г. № 03-07-08/173).

Как уже было отмечено, в общем случае консультационные и юридические услуги, оказываемые организации, зарегистрированной на территории РФ, подлежат обложению НДС на территории РФ.

При этом порядок взимания налога, порядок исчисления налоговой базы, ставки налога и т.п. определяются в соответствии с законодательством РФ (абзац второй ст. 2 Протокола). Следовательно, в данном случае организация исчисляет и уплачивает НДС по законодательству РФ.

Так, при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные работы (услуги) у иностранного лица (ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 25.04.2013 г. № 03-07-08/14625).

Обращаем Ваше внимание, что при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС налоговыми агентами производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким иностранным налогоплательщикам. В связи с этим российской организации, осуществляющей расчеты за приобретенные работы (услуги), следует уплачивать НДС на дату осуществления расчетов с иностранными лицами независимо от даты оказания услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 01.02.2012 г. № 03-01-08/26).

В то же время обращаем Ваше внимание, что для целей Протокола к юридическим услугам относятся услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов / представление интересов заказчиков в судах (ст. 1 Протокола).

Такое понятие «юридических услуг», применимое для целей Протокола, на наш взгляд, не указывает на возможность прямого отнесения таких услуг, как открытие счета и подбор помещения, к юридическим услугам. Кроме того, услуги по открытию счета и подбору помещения не подпадают и под иные основания, предусмотренные подп.подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола.

В то же время если под открытием счета и подбором помещения фактически понимаются услуги, признаваемыми юридическими в силу ст. 1 Протокола, например консультирование в процессе открытия счета и подбора помещения, а также подготовка (либо экспертиза) предлагаемых к заключению договоров, то полагаем, что такие услуги могут быть признаны юридическими.

Таким образом, полагаем, что порядок обложения НДС услуг по открытию счета и подбору помещения будет зависеть от того, могут ли такие услуги быть квалифицированы применительно к Протоколу как юридические.

Еще раз отметим, что если местом реализации оказываемых российской организации услуг (выполняемых работ), которые в подп.подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола не поименованы, признается в рассматриваемой ситуации территория Республики Казахстан, то, соответственно, такие услуги (работы) НДС на территории РФ не облагаются.

Похожие выводы содержатся в письмах Минфина России от 18.05.2012 г. № 03-07-13/01-30, от 25.04.2011 г. № 03-07-13/01-14, ФНС России от 31.05.2012 г. № ЕД-3-3/1939 (согласовано с Минфином России (письмо от 25.04.2012 г. № 03-07-15/40)).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 30.11.2016  

    Суд кассационной инстанции не принимает данные доводы во внимание в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку судами по результатам оценки доказательств в совокупности сделан вывод, что имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют идентифицировать товар, переданный для осуществления деятельности, облагаемой НДС (торговля в баре), с товаром, приобретенным налогоплательщиком у поставщиков.

  • 07.11.2016  

    Общество документально не подтвердило правомерность принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам. Книги покупок, затребованные налоговым органом при проведении налоговой проверки, также представлены обществом лишь в судебном заседании в виде выписок из них. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа в части соответствует действующему налоговому зак

  • 24.10.2016  

    Поскольку при декларировании товаров и при обращении с заявлением о возврате НДС обществом было представлено регистрационное удостоверение, общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара. Кроме того, возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классиф


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 30.11.2016  

    Суды верно указали, что поскольку общество в декларируемом налоговом периоде кроме деятельности, облагаемой НДС, осуществляло также виды деятельности, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (санаторно-курортные услуги, освобождаемые от обложения НДС), то в соответствии с исключением, указанным в п. 2 ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика изначально отсутствовало право относить к налоговым вычетам суммы НДС, приходящиеся на

  • 03.10.2016  

    Поскольку при реализации инвестиционного договора денежные средства, получаемые заказчиком от инвесторов, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, объект налогообложения НДС у заказчика отсутствует, как и право на применение налогового вычета по НДС, предъявленному подрядными организации при приобретении у после

  • 21.09.2016  

    Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в спорных налоговых периодах, предприниматель не считал себя обязанным по его уплате, в связи с этим не мог исполнить обязанность по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления об освобождении и документов, предусмотренных ст. 145 НК РФ. При этом с


Вся судебная практика по этой теме »