Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Облагаются ли НДС на территории РФ услуги, оказываемые организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан?

Облагаются ли НДС на территории РФ услуги, оказываемые организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан?

Если местом реализации услуг признается территория Республики Казахстан, то такие услуги НДС на территории РФ не облагаются

08.12.2014
Российский налоговый портал

Российская организация имеет обособленное подразделение в Республике Казахстан. Подразделение оказывает услуги, связанные с проживанием в гостинице, обучением, консультационные, а также юридические услуги, такие как открытие счета и подбор помещения. Облагаются ли НДС на территории РФ услуги, оказываемые организацией, зарегистрированной на территории Республики Казахстан?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Гусихин Дмитрий,  Родюшкин Сергей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если услуги гостиницы, связанные с проживанием, оказываются лицом, зарегистрированным на территории Республики Казахстан, такие услуги могут быть отнесены к услугам, облагаемым НДС на территории Республики Казахстан, и не подлежат обложению НДС на территории РФ.

Аналогичным образом, услуги по обучению, оказанные российской организации на территории Республики Казахстан, не подлежат обложению НДС на территории РФ.

В общем случае консультационные и юридические услуги, оказываемые организации, зарегистрированной на территории РФ, подлежат обложению НДС на территории РФ.

Полагаем, что порядок обложения НДС услуг по открытию счета и подбору помещения будет зависеть от того, могут ли такие услуги быть квалифицированы как юридические применительно к определению, приведенному в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11.12.2009).

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Напомним, что территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

При выполнении работ (оказании услуг) между налогоплательщиками государств – членов таможенного союза в пределах таможенного союза в целях применения НДС следует руководствоваться:

– Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25.01.2008) (далее – Соглашение);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11.12.2009) (далее – Протокол).

В частности, на основании ст. 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Протоколом.

Согласно ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве – члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, услуг, указанных в ст. 4 Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (смотрите, также письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27675).

При этом место реализации работ, услуг определяется в соответствии со ст. 3 Протокола.

Так, местом реализации услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, за исключением услуг, перечисленных в подп.подп. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).

Кроме того, согласно ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если:

– работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства (данные положения применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества) (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола);

– на территории этого государства оказаны услуги в сфере обучения (подп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола);

– налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются, в частности, консультационные или юридические услуги (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).

Отметим, что согласно п. 2 ст. 3 Протокола документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:

– договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов таможенного союза;

– документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

– иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов таможенного союза.

С учетом вышесказанного, если услуги гостиницы, связанные с проживанием, оказываются лицом, зарегистрированным на территории Республики Казахстан, такие услуги могут быть отнесены к услугам, облагаемым НДС на территории Республики Казахстан, на основании подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола и не подлежат обложению НДС на территории РФ.

Аналогичным образом, местом реализации услуг по обучению, оказанных российской организации на территории Республики Казахстан, является территория Республики Казахстан. Следовательно, оказанные российской организации услуги по обучению, не подлежат обложению НДС на территории РФ (дополнительно смотрите письма Минфина России от 05.12.2011 г. № 03-07-08/342, от 02.09.2011 г. № 03-07-08/273, от 04.05.2011 г. № 03-07-08/140, от 05.08.2009 г. № 03-07-08/173).

Как уже было отмечено, в общем случае консультационные и юридические услуги, оказываемые организации, зарегистрированной на территории РФ, подлежат обложению НДС на территории РФ.

При этом порядок взимания налога, порядок исчисления налоговой базы, ставки налога и т.п. определяются в соответствии с законодательством РФ (абзац второй ст. 2 Протокола). Следовательно, в данном случае организация исчисляет и уплачивает НДС по законодательству РФ.

Так, при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные работы (услуги) у иностранного лица (ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 25.04.2013 г. № 03-07-08/14625).

Обращаем Ваше внимание, что при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС налоговыми агентами производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким иностранным налогоплательщикам. В связи с этим российской организации, осуществляющей расчеты за приобретенные работы (услуги), следует уплачивать НДС на дату осуществления расчетов с иностранными лицами независимо от даты оказания услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 01.02.2012 г. № 03-01-08/26).

В то же время обращаем Ваше внимание, что для целей Протокола к юридическим услугам относятся услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов / представление интересов заказчиков в судах (ст. 1 Протокола).

Такое понятие «юридических услуг», применимое для целей Протокола, на наш взгляд, не указывает на возможность прямого отнесения таких услуг, как открытие счета и подбор помещения, к юридическим услугам. Кроме того, услуги по открытию счета и подбору помещения не подпадают и под иные основания, предусмотренные подп.подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола.

В то же время если под открытием счета и подбором помещения фактически понимаются услуги, признаваемыми юридическими в силу ст. 1 Протокола, например консультирование в процессе открытия счета и подбора помещения, а также подготовка (либо экспертиза) предлагаемых к заключению договоров, то полагаем, что такие услуги могут быть признаны юридическими.

Таким образом, полагаем, что порядок обложения НДС услуг по открытию счета и подбору помещения будет зависеть от того, могут ли такие услуги быть квалифицированы применительно к Протоколу как юридические.

Еще раз отметим, что если местом реализации оказываемых российской организации услуг (выполняемых работ), которые в подп.подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола не поименованы, признается в рассматриваемой ситуации территория Республики Казахстан, то, соответственно, такие услуги (работы) НДС на территории РФ не облагаются.

Похожие выводы содержатся в письмах Минфина России от 18.05.2012 г. № 03-07-13/01-30, от 25.04.2011 г. № 03-07-13/01-14, ФНС России от 31.05.2012 г. № ЕД-3-3/1939 (согласовано с Минфином России (письмо от 25.04.2012 г. № 03-07-15/40)).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 27.07.2022  

    Налогоплательщику начислены НДС, пени, штраф, указано на неправомерное применение льготы по НДС в отношении части услуг по управлению многоквартирными домами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как услуги по осуществлению расчетно-сервисного обслуживания, по взысканию дебиторской задолженности, по ограничению электроснабжения должников, по разноске корреспонденции, по приему платежей являются

  • 21.06.2022  

    Налоговый орган начислил недоимку по НДС, пени и штраф, сделав вывод о неверном исчислении НДС за спорный период, так как налогоплательщик приобретал дизельное топливо, а плата произведена за транспортные услуги.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку нарушения процедуры проведения выездной налоговой проверки налоговым органом не допущены, оспариваемое решение признано законным.

  • 28.03.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик в нарушение ст. 161 НК РФ не исчислил и не уплатил НДС в качестве налогового агента от сделки по покупке муниципального имущества.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части, поскольку доводы налогового органа подтверждены, размер штрафа снижен.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 21.02.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, ссылаясь на невключение обществом в налогооблагаемую базу дохода, полученного от реализации нежилого помещения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество неправомерно применило п. 3 ст. 155 НК РФ, операция по реализации имущества подлежит налогообложению согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 154 НК РФ.

  • 02.02.2022  

    Налогоплательщик указал, что налоговый орган не исключил из обработки уточненные налоговые декларации по НДС за спорный период, представленные в налоговый орган иным лицом.

    Итоги: в удовлетворении требования отказано, поскольку действия налогового органа соответствуют действующему законодательству, нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, который вправе аннулировать уточненные налоговые декл

  • 31.01.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что приобретение налогоплательщиком транспортных средств и сдача их в аренду согласованному лицу для использования в необлагаемой деятельности были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »