Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания: особенности расчета НДС

Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания: особенности расчета НДС

Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?

31.07.2014
Российский налоговый портал

Организация оказывает услуги транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), помимо этого есть практика предоставления клиентам вагонов под погрузку. При этом собственных вагонов у организации не имеется – она получает вагоны согласно договорам, предметом которых является оказание услуг по предоставлению вагонов под погрузку (вагоны у исполнителя – передающей стороны могут находиться в собственности, аренде, финансовой аренде). Своим клиентам организация предоставляет полученные вагоны под погрузку в рамках договоров ТЭО (предоставление вагонов может быть как в комплексе услуг, так и единственной услугой). В рамках взаимоотношений экспедитора с клиентами не предусмотрено представление подтверждающих документов, установлена общая цена услуги (без разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора). В учете организации операции отражаются без использования посреднической схемы (в полном объеме отражаются расходы, понесенные в рамках договоров ТЭО, и реализация услуг клиентам).

Какой ставкой НДС облагаются данные операции, если вагон едет на экспорт или импорт (то есть одна из станций назначения или отправления – за пределами РФ)?

Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан, Родюшкин Сергей

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагается НДС по ставке 18%.

В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды), то применения ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.

Обоснование позиции:

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг регулируется положениями главы 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

В рассматриваемой ситуации экспедитор в целях оказания услуг клиентам самостоятельно приобретает необходимые услуги у третьих лиц, при этом общая стоимость услуг не содержит разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора.

Согласно разъяснениям, представленным в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и (или) принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.

В п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729 также сообщается, что услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава. Отличия услуги по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава и имущественного найма (аренды) подвижного состава приведены в пп.пп. «а», «б», «в» п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729:

– по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава - получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора – обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных;

– по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава клиент не получает во владение вагоны и контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту;

– по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).

В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

– услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

– транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Предоставление (подача) железнодорожного подвижного состава является неотъемлемой частью перевозочного процесса (письмо Минфина России от 11.01.2011 г. № 03-07-08/02).

В целях отнесения услуг, перечисленных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, к транспортно-экспедиционным, с учетом положений ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. № 148-ст (письма ФНС России от 29.04.2013 г. № ЕД-4-3/7939@, от 20.03.2012 г. № ЕД-4-3/4588@, от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/15169@).

При этом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (письмо ФНС России от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/15169@).

Отметим, что услуга по предоставлению вагонов под погрузку прямо в ГОСТ Р 52298-2004 не поименована.

Также следует обратить внимание, что в п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 г. № 03-07-15/72 сообщается, что им поддерживается позиция ФНС России, изложенная в письме от 29.03.2011 г. № КБ-4-3/4883, об обложении НДС по ставке 0%:

– транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;

– не поименованных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами п. 1 ст. 164 НК РФ.

Из разъяснений Минфина России следует, что если услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, которые не поименованы в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги подлежат обложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18% (письмо Минфина России от 09.02.2012 г. № 03-07-08/34; смотрите также письма Минфина России от 22.04.2013 г. № 03-07-08/13926, от 11.08.2011 г. № 03-07-08/258).

Суды также указывают на то, что законом из всех возможных услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок только услуги, которые оказываются собственниками или арендаторами этого подвижного состава (контейнеров), отнесены к облагаемым ставкой 0%, следовательно, услуги по предоставлению подвижного состава не собственниками и не арендаторами в силу п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат обложению по ставке 18% (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 г. № 04АП-3138/12).

Если исходить из указанной логики, то поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, а также данные услуги не поименованы в перечне транспортно-экспедиционных услуг, установленных подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, мы полагаем, что оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагаются НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды) (глава 34 ГК РФ), принимая во внимание соответствующие отличия, обозначенные в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, то применение ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.

К сведению:

В случае, если заключаемые в рассматриваемой ситуации договоры транспортной экспедиции содержали бы признаки посреднических договоров (как то, например, перевыставление расходов клиентам, разделение цены договора на возмещаемые затраты и вознаграждение экспедитора), то в налоговую базу по НДС у экспедитора включалась бы лишь сумма его вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 30.11.2016  

    Суд кассационной инстанции не принимает данные доводы во внимание в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку судами по результатам оценки доказательств в совокупности сделан вывод, что имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют идентифицировать товар, переданный для осуществления деятельности, облагаемой НДС (торговля в баре), с товаром, приобретенным налогоплательщиком у поставщиков.

  • 07.11.2016  

    Общество документально не подтвердило правомерность принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам. Книги покупок, затребованные налоговым органом при проведении налоговой проверки, также представлены обществом лишь в судебном заседании в виде выписок из них. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа в части соответствует действующему налоговому зак

  • 24.10.2016  

    Поскольку при декларировании товаров и при обращении с заявлением о возврате НДС обществом было представлено регистрационное удостоверение, общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара. Кроме того, возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классиф


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 30.11.2016  

    Суды верно указали, что поскольку общество в декларируемом налоговом периоде кроме деятельности, облагаемой НДС, осуществляло также виды деятельности, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (санаторно-курортные услуги, освобождаемые от обложения НДС), то в соответствии с исключением, указанным в п. 2 ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика изначально отсутствовало право относить к налоговым вычетам суммы НДС, приходящиеся на

  • 03.10.2016  

    Поскольку при реализации инвестиционного договора денежные средства, получаемые заказчиком от инвесторов, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, объект налогообложения НДС у заказчика отсутствует, как и право на применение налогового вычета по НДС, предъявленному подрядными организации при приобретении у после

  • 21.09.2016  

    Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в спорных налоговых периодах, предприниматель не считал себя обязанным по его уплате, в связи с этим не мог исполнить обязанность по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления об освобождении и документов, предусмотренных ст. 145 НК РФ. При этом с


Вся судебная практика по этой теме »