Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания: особенности расчета НДС

Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания: особенности расчета НДС

Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?

31.07.2014
Российский налоговый портал

Организация оказывает услуги транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), помимо этого есть практика предоставления клиентам вагонов под погрузку. При этом собственных вагонов у организации не имеется – она получает вагоны согласно договорам, предметом которых является оказание услуг по предоставлению вагонов под погрузку (вагоны у исполнителя – передающей стороны могут находиться в собственности, аренде, финансовой аренде). Своим клиентам организация предоставляет полученные вагоны под погрузку в рамках договоров ТЭО (предоставление вагонов может быть как в комплексе услуг, так и единственной услугой). В рамках взаимоотношений экспедитора с клиентами не предусмотрено представление подтверждающих документов, установлена общая цена услуги (без разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора). В учете организации операции отражаются без использования посреднической схемы (в полном объеме отражаются расходы, понесенные в рамках договоров ТЭО, и реализация услуг клиентам).

Какой ставкой НДС облагаются данные операции, если вагон едет на экспорт или импорт (то есть одна из станций назначения или отправления – за пределами РФ)?

Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан, Родюшкин Сергей

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагается НДС по ставке 18%.

В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды), то применения ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.

Обоснование позиции:

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг регулируется положениями главы 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

В рассматриваемой ситуации экспедитор в целях оказания услуг клиентам самостоятельно приобретает необходимые услуги у третьих лиц, при этом общая стоимость услуг не содержит разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора.

Согласно разъяснениям, представленным в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и (или) принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.

В п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729 также сообщается, что услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава. Отличия услуги по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава и имущественного найма (аренды) подвижного состава приведены в пп.пп. «а», «б», «в» п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729:

– по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава - получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора – обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных;

– по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава клиент не получает во владение вагоны и контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту;

– по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).

В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

– услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

– транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Предоставление (подача) железнодорожного подвижного состава является неотъемлемой частью перевозочного процесса (письмо Минфина России от 11.01.2011 г. № 03-07-08/02).

В целях отнесения услуг, перечисленных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, к транспортно-экспедиционным, с учетом положений ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. № 148-ст (письма ФНС России от 29.04.2013 г. № ЕД-4-3/7939@, от 20.03.2012 г. № ЕД-4-3/4588@, от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/15169@).

При этом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (письмо ФНС России от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/15169@).

Отметим, что услуга по предоставлению вагонов под погрузку прямо в ГОСТ Р 52298-2004 не поименована.

Также следует обратить внимание, что в п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 г. № 03-07-15/72 сообщается, что им поддерживается позиция ФНС России, изложенная в письме от 29.03.2011 г. № КБ-4-3/4883, об обложении НДС по ставке 0%:

– транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;

– не поименованных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами п. 1 ст. 164 НК РФ.

Из разъяснений Минфина России следует, что если услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, которые не поименованы в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги подлежат обложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18% (письмо Минфина России от 09.02.2012 г. № 03-07-08/34; смотрите также письма Минфина России от 22.04.2013 г. № 03-07-08/13926, от 11.08.2011 г. № 03-07-08/258).

Суды также указывают на то, что законом из всех возможных услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок только услуги, которые оказываются собственниками или арендаторами этого подвижного состава (контейнеров), отнесены к облагаемым ставкой 0%, следовательно, услуги по предоставлению подвижного состава не собственниками и не арендаторами в силу п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат обложению по ставке 18% (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 г. № 04АП-3138/12).

Если исходить из указанной логики, то поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, а также данные услуги не поименованы в перечне транспортно-экспедиционных услуг, установленных подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, мы полагаем, что оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагаются НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды) (глава 34 ГК РФ), принимая во внимание соответствующие отличия, обозначенные в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, то применение ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.

К сведению:

В случае, если заключаемые в рассматриваемой ситуации договоры транспортной экспедиции содержали бы признаки посреднических договоров (как то, например, перевыставление расходов клиентам, разделение цены договора на возмещаемые затраты и вознаграждение экспедитора), то в налоговую базу по НДС у экспедитора включалась бы лишь сумма его вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 10.03.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогооблагаемой базы.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не был сделан вывод о наличии или отсутствии у налогоплательщика права на вычеты НДС с учетом норм действующего законодательства.


Вся судебная практика по этой теме »