Аналитика / Налогообложение / При реализации ломбардом невостребованного имущества физическое лицо обязано самостоятельно уплатить НДФЛ
При реализации ломбардом невостребованного имущества физическое лицо обязано самостоятельно уплатить НДФЛ
Налоговый орган вправе требовать предоставления документов в рамках проведения мероприятий налогового контроля
06.05.2014Российский налоговый порталНалоговая инспекция запросила информацию о доходах физических лиц, полученных в 2013 году при реализации ломбардом переданного под залог имущества, не выкупленного в дальнейшем, в целях проведения мероприятий налогового контроля по привлечению к ответственности физических лиц за неуплату (неполную уплату) налога. Требование о представлении документов (информации) установленной формы в организацию не поступало. Обязан ли ломбард по письму о мероприятиях налогового контроля от ИФНС предоставлять информацию в отношении физических лиц, получивших доход за переданное под залог имущество, но не выкупленное в дальнейшем?
Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Брижанева Дарья, Королева Елена.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации ломбард не обязан по запросу налогового органа предоставлять информацию о доходах физических лиц, полученных в 2013 году от реализации ломбардом невыкупленного заложенного имущества.
Обоснование вывода:
Ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам под залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, и хранение вещей (п. 1 ст. 358 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон № 196-ФЗ)).
В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном главой 4 Закона N 196-ФЗ. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения (п. 5 ст. 358 ГК РФ).
Напомним, что при реализации ломбардом невостребованного имущества физическое лицо обязано самостоятельно уплатить НДФЛ (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Ломбард при этом не признается налоговым агентом по НДФЛ и, соответственно, не представляет в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 14.05.2005 г. № 03-05-01-04/133, постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2005 г. № А49-12911/04-815А/16).
Налоговый орган вправе требовать предоставления документов в рамках проведения мероприятий налогового контроля, в частности, при проведении камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ) налоговых проверок.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку налогоплательщика, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (смотрите также п. 8.1 письма ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»).
Кроме того, должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно этой сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Процедура истребования налоговыми органами документов изложена в п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), в течение пяти дней со дня получения поручения направляет требование о представлении документов (информации) (далее – Требование). Копия поручения об истребовании документов (информации) при этом прилагается к Требованию.
Действующая форма Требования утверждена приказом ФНС от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@ (Приложение № 5).
Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
Так, оно может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае налоговый орган запрашивает у организации информацию, не затрагивающую деятельность конкретного проверяемого налогоплательщика и не связанную с конкретной сделкой. Кроме того, Требование установленной формы ваша организация не получала.
На основании изложенного, по нашему мнению, ваша организация вправе не предоставлять по запросу налогового органа информацию о доходах физических лиц, полученных в результате реализации в 2013 году ломбардом невостребованного заложенного имущества.



