
Аналитика / Налогообложение / Как запретят оптимизировать налоги?
Как запретят оптимизировать налоги?
Бизнес всегда будет стремиться уходить от налогов, а власти — бороться с этим. Весь вопрос в методах: европейские регуляторы стремятся закрыть как можно больше лазеек в законодательстве, чтобы помешать компаниям оптимизировать налог на прибыль. Российские правоохранительные органы предлагают ограничить часть гражданских прав и свобод
11.11.2013«Коммерсантъ»Как стало известно на прошлой неделе, Следственный комитет (СКР) разработал законопроект по борьбе с оптимизацией налогов. СКР констатирует, что бизнес активно использует схемы для минимизации налогообложения и вывода чистой прибыли, но бороться с этим невозможно, так как формально никакие законы не нарушаются. И поэтому СКР предлагает "ввести в Гражданский кодекс запрет на использование гражданских прав в целях уклонения от уплаты налогов",— цитирует газета "Ведомости" текст законопроекта.
В пояснительной записке к законопроекту СКР отмечает, что бизнес зачастую скрывает реальные операции за фиктивными, а также заключает и вовсе "мнимые" сделки, что позволяет ему занижать налог на прибыль. Речь идет о схемах, в которых попадающая под налогообложение прибыль переводится на аффилированные компании, зарегистрированные в офшорных зонах, с которыми у России есть соглашения об избегании двойного налогообложения. Или вовсе переводится на подставные структуры, взыскать с которых ничего невозможно.
Следственный комитет предлагает ввести в Налоговый кодекс понятие притворной сделки и преследовать за ее совершение. Под запрет, кстати, попадут и классические схемы самофинансирования бизнеса с помощью фиктивного иностранного кредитования, когда предприниматели переводят средства в зарубежные компании, а те в свою очередь кредитуют их российский бизнес.
Понятие притворных сделок уже прописано в Гражданском кодексе, но по нему у силовиков нет права возбуждать дела. Совсем другое дело, когда речь пойдет уже о нарушении налогового законодательства. Тем более что в октябре президент Владимир Путин внес в Госдуму закон, возвращающий следствию право возбуждать дела по налоговым преступлениям даже без обращения потерпевшего — Федеральной налоговой службы.
Объявление значительной части сделок фиктивными и нарушающими налоговое законодательство вместе с возвращением следствию права самостоятельно возбуждать дела приведет к остановке многих схем работы бизнеса и грозит очередной волной оттока капитала. А проблема занижения налога на прибыль крупными корпорациями на самом деле не только российская. Она сейчас оказалась одной из ключевых и для властей Евросоюза, только методы борьбы там другие.
В сентябре антимонопольные органы ЕС попросили власти Нидерландов, Люксембурга и Ирландии объяснить, по каким правилам транснациональные корпорации, в частности Apple и Starbucks, платят налоги в этих странах. Apple, например, хранит всю свою выручку в Ирландии, где корпоративный налог для компании составляет 2% вместо 12,5%. А Starbucks перевела свою интеллектуальную собственность в юрисдикцию Нидерландов, что сократило налоговые поступления в бюджеты других европейских стран: суммарная выручка Starbucks в Великобритании за 2010-2012 годы составила Ј1,2 млрд, но налоговтам компания не заплатила вообще, показав формальный убыток. Выручка Google в Великобритании в 2012 году составила Ј4,9 млрд, а налогов компания там заплатила всего на Ј11,2 млн. Причина в том, что все интернет-продажи осуществляются через ирландский офис, а права на интеллектуальную собственность принадлежат компании, зарегистрированной на Бермудских островах.
Такие налоговые преференции для крупных компаний, позволяющие им занижать налогооблагаемую базу по всему миру, вызывают неудовольствие и политическое давление на эти страны и компании со стороны властей США и ЕС. В конце октября EC решил создать экспертную группу для изучения вопроса о налогообложении интернет-компаний. Регуляторы хотят сократить количество налоговых лазеек в законодательстве. Французское правительство предлагает ввести для интернет-компаний специальный налог на получаемую в Европе прибыль. А также обложить часть интернет-сервисов налогом на добавленную стоимость. Но взять и объявить целую категорию практик фиктивными им в голову пока не приходит.
- 08.09.2025 Минфин заявил, что делать выводы о недоборе налога на прибыль пока рано
- 08.09.2025 В 2025 году бюджет рискует потерять 1 трлн рублей с налога на прибыль
- 04.09.2025 Кабмин разрешил удваивать расходы на закупку БАС и энергооборудования
- 12.08.2025 ФНС выявила массовые схемы ухода от налогов кадровыми агентствами
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 31.07.2025 Путин подписал закон о внесудебном порядке взыскания налоговой задолженности с физлиц
- 22.07.2025 Госдума приняла закон о налоговых преференциях для резидентов международных ТОР
- 17.07.2025 Госдума утвердила внесудебный порядок взыскания налогов с физлиц
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 29.07.2025 Как изменится работа маркетплейсов: новые правила цифровой экономики с 2026 года
- 28.07.2025 Продажа недвижимости в 2025 году: как изменилось налогообложение и что теперь важно знать
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 09.09.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по сделкам с аффилированными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов основные средства, производственные активы, необходимая штатная численность работников отсутствуют, фактическими исполнителями работ являлись физические и юридические лица, прим
- 07.09.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание между обществом и контрагентами формального документооборота, с целью минимизации налоговых обязательств в условиях, когда спорные контрагенты не являлись фактическими поставщиками товаров и услуг.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота для получения налог
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие между обществом и его контрагентами реальных финансово-хозяйственных операций, связанных с исполнением договоров поставки и подряда.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом фиктивного документооборота по взаимоотношениям со спорными контрагентами с целью необоснованного получения в
- 09.09.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по сделкам, реальность которых не подтверждена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты не обладают необходимыми для исполнения обязательств основными средствами, транспортом и иным имуществом, имеют признаки технических организаций, отражают незначительные показа
- 09.09.2025
Проверкой налоговой
декларации выявлено незаконное применение налоговых вычетов по сделкам, реальность которых не подтверждена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленный контрагент необходимыми ресурсами для исполнения обязательств по договорам аренды автозаправочной станции и поставки топлива не обладает, данные в налоговой отчетности о заработной плате сотрудников отражены фо
- 09.09.2025
В ходе
проверки выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по операциям, реальность которых не подтверждена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку первичные документы по договорам поставки содержат недостоверную информацию, у контрагента необходимые средства производства, транспорт, трудовые ресурсы отсутствуют, в ЕГРЮЛ внесена запись о
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
Комментарии