Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации
О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации
Статья 1
Абзац второй пункта 1 статьи 10 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; 2003, № 52, ст. 5034; 2004, № 31, ст. 3233; 2006, № 2, ст. 171; № 52, ст. 5497) после слов «использование гражданских прав в целях» дополнить словами «уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов или иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации или бюджеты государственных внебюджетных фондов,»;
Статья 2
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 6, ст. 636; № 31, ст. 3436; 2008, № 48, ст. 5519) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 11 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
мнимые хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые налогоплательщиком, налоговым агентом для целей налогообложения, которые не совершались в действительности (неосуществленные расходы, несуществующие обязательства и другие не имевшие место факты хозяйственной жизни);
притворные хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые налогоплательщиком, налоговым агентом для целей налогообложения вместо хозяйственных операций, совершенных фактически, в целях прикрыть их;»;
2) дополнить статьей 211 следующего содержания:
«Статья 211. Пределы осуществления гражданских прав в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
1. В отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не допускается злоупотребление правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, то есть осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налогов и сборов либо уменьшить сумму подлежащих уплате налогов и сборов.
2. Для целей налогообложения в первичных документах и (или) регистрах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, налогового учета и отчетности подлежат учету последствия тех сделок, хозяйственных операций, которые были совершены и (или) исполнены фактически, вне зависимости от того, как эта сделка, хозяйственная операция были оформлены документально. Фактическое содержание сделки, хозяйственной операции определяется с учетом соответствующих положений федерального закона, применяемых к такой сделке, хозяйственной операции.»;
3) статью 23 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21. Для целей налогообложения объекты бухгалтерского учета и налогового учета должны учитываться в соответствии с их фактическим содержанием. Запрещается внесение в первичные документы и (или) регистры бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, налогового учета и отчетности сведений о мнимых или притворных сделках и хозяйственных операциях.»;
4) в статью 31 внести следующие изменения:
а) пункт 1 дополнить новыми подпунктами 71 – 73 следующего содержания:
«71) в случае обнаружения мнимых хозяйственных операций определить для целей налогообложения последствия деятельности налогоплательщика, налогового агента без учета таких хозяйственных операций;
72) в случае обнаружения притворных хозяйственных операций определить для целей налогообложения последствия деятельности налогоплательщика, налогового агента с учетом фактически совершенных хозяйственных операций;
73) в случае обнаружения факта налогового учета последствий сделок, совершенных исключительно с намерением избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога, определить для целей налогообложения последствия деятельности налогоплательщика, налогового агента без учета результатов таких сделок;»;
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3738; № 48, ст. 5726; 2010, № 19, ст. 2293; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 42, ст. 5294) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 17, 18 следующего содержания:
«17) мнимые хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые плательщиком страховых взносов при расчете базы для начисления страховых взносов, которые не совершались в действительности (неосуществленные расходы, несуществующие обязательства и другие не имевшие место факты хозяйственной жизни);
18) притворные хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые плательщиком страховых взносов при расчете базы для начисления страховых взносов вместо хозяйственных операций, совершенных фактически, в целях прикрыть их;»;
2) дополнить статьей 281 следующего содержания:
«Статья 281. Пределы осуществления гражданских прав плательщиком страховых взносов
1. В отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, не допускается злоупотребление правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, то есть осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате страхового взноса либо уменьшить сумму подлежащего уплате страхового взноса.
2. Для целей определения базы для начисления страховых взносов в первичных документах и (или) регистрах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежат учету последствия тех сделок, хозяйственных операций, которые были совершены и (или) исполнены фактически, вне зависимости от того, как эта сделка, хозяйственная операция были оформлены документально. Фактическое содержание сделки, хозяйственной операции определяется с учетом соответствующих положений федерального закона, применяемых к такой сделке, хозяйственной операции.»;
1) часть 1 статьи 29 дополнить пунктами 41 - 43 следующего содержания:
«41) в случае обнаружения мнимых хозяйственных операций определить подлежащую уплате сумму страховых взносов без учета таких хозяйственных операций;
42) в случае обнаружения притворных хозяйственных операций определить подлежащую уплате сумму страховых взносов с учетом фактически совершенных хозяйственных операций;
43) в случае обнаружения факта учета при расчете базы для начисления страховых взносов последствий сделок, совершенных исключительно с намерением избежать возникновения обязанности по уплате страхового взноса либо уменьшить сумму страхового взноса, определить подлежащую уплате сумму страховых взносов без учета результатов таких сделок;»;
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект закона направлен на совершенствование правового механизма противодействия неисполнения обязанностей по уплате налогов (сборов) и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды посредством злоупотребления гражданскими правами или совершения мнимых, притворных хозяйственных операций.
Законодательство о налогах и сборах, а также о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды не предусматривает прямого запрета на злоупотребление гражданскими правами. В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ положения гражданского законодательства могут применяться к налоговым и иным административным правоотношениям только в том случае, если это прямо предусмотрено законом. Однако ссылки на гражданско-правовой институт злоупотребления правом законодательство о налогах и сборах, а также о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды не содержит.
Вследствие этого на практике широкое распространение получили откровенно недобросовестные схемы ухода от налогообложения (взимания страховых взносов), основанные на таком структурировании хозяйственной деятельности, при котором основные объекты налогообложения, взимания страховых взносов умышленно переносятся либо на фиктивные организации-резиденты, взыскать задолженность с которых невозможно, либо на подконтрольные компании, зарегистрированные в офшорных низконалоговых юрисдикциях, с которыми у России имеются соглашения об избежании двойного налогообложения.
Широко распространены также схемы, основанные на так называемом дроблении единого производственного процесса на относительно самостоятельные этапы и передача их специально созданным для этого организациям, переведённым на льготный режим налогообложения.
Практикуются и такие формы злоупотребления гражданским правом на реорганизацию, как слияние или выделение организаций с переводом на отдельные компании задолженности по налогам и последующим выходом из состава ее учредителей (участников). В целях неисполнения налоговой обязанности применяются и злоупотребления правом на изменение юридического адреса организации, в результате чего она становится на налоговый учет в другом регионе.
В результате подобных недобросовестных действий бюджетная система Российской Федерации недополучает крупные суммы налогов и других фискальных платежей, а лицам, их совершающим, удается избежать уголовной и даже налоговой ответственности.
В настоящее время противодействие подобного рода откровенно недобросовестным схемам ухода от налогообложения и взимания страховых взносов осуществляется на уровне судебных доктрин (разумная деловая цель, приоритет существа над формой, должная осмотрительность при выборе контрагента, и т.д.), которые предусматриваются в актах официального толкования закона Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Однако в соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданские права, в том числе в сфере налогообложения и взимания страховых взносов могут быть ограничены только на основании федерального закона.
С учетом этого проектом закона предусматривается дополнение Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах) взаимосвязанными положениями, запрещающими осуществлять гражданские права исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налогов, страховых взносов либо уменьшить сумму этих платежей.
Этому запрету корреспондируют соответствующие полномочия налогового органа и органа, уполномоченного осуществлять администрирование страховых взносов, по изменению юридической квалификации последствий деятельности налогоплательщика (плательщика страховых взносов) и доначислению сумм подлежащих уплате налогов или страховых взносов, пеней и штрафа.
Указанные взаимосвязанные положения проекта закона, направленные на противодействие гражданскими правами в сфере налогообложения и взимания страховых взносов соответствуют применяемым в настоящее время судебным доктринам разумной деловой цели и приоритета существа над формой.



