
Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации
О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации
Статья 1
Абзац второй пункта 1 статьи 10 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; 2003, № 52, ст. 5034; 2004, № 31, ст. 3233; 2006, № 2, ст. 171; № 52, ст. 5497) после слов «использование гражданских прав в целях» дополнить словами «уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов, сборов или иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации или бюджеты государственных внебюджетных фондов,»;
Статья 2
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 6, ст. 636; № 31, ст. 3436; 2008, № 48, ст. 5519) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 11 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
мнимые хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые налогоплательщиком, налоговым агентом для целей налогообложения, которые не совершались в действительности (неосуществленные расходы, несуществующие обязательства и другие не имевшие место факты хозяйственной жизни);
притворные хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые налогоплательщиком, налоговым агентом для целей налогообложения вместо хозяйственных операций, совершенных фактически, в целях прикрыть их;»;
2) дополнить статьей 211 следующего содержания:
«Статья 211. Пределы осуществления гражданских прав в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
1. В отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не допускается злоупотребление правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, то есть осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налогов и сборов либо уменьшить сумму подлежащих уплате налогов и сборов.
2. Для целей налогообложения в первичных документах и (или) регистрах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, налогового учета и отчетности подлежат учету последствия тех сделок, хозяйственных операций, которые были совершены и (или) исполнены фактически, вне зависимости от того, как эта сделка, хозяйственная операция были оформлены документально. Фактическое содержание сделки, хозяйственной операции определяется с учетом соответствующих положений федерального закона, применяемых к такой сделке, хозяйственной операции.»;
3) статью 23 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21. Для целей налогообложения объекты бухгалтерского учета и налогового учета должны учитываться в соответствии с их фактическим содержанием. Запрещается внесение в первичные документы и (или) регистры бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, налогового учета и отчетности сведений о мнимых или притворных сделках и хозяйственных операциях.»;
4) в статью 31 внести следующие изменения:
а) пункт 1 дополнить новыми подпунктами 71 – 73 следующего содержания:
«71) в случае обнаружения мнимых хозяйственных операций определить для целей налогообложения последствия деятельности налогоплательщика, налогового агента без учета таких хозяйственных операций;
72) в случае обнаружения притворных хозяйственных операций определить для целей налогообложения последствия деятельности налогоплательщика, налогового агента с учетом фактически совершенных хозяйственных операций;
73) в случае обнаружения факта налогового учета последствий сделок, совершенных исключительно с намерением избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога, определить для целей налогообложения последствия деятельности налогоплательщика, налогового агента без учета результатов таких сделок;»;
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3738; № 48, ст. 5726; 2010, № 19, ст. 2293; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 42, ст. 5294) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 17, 18 следующего содержания:
«17) мнимые хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые плательщиком страховых взносов при расчете базы для начисления страховых взносов, которые не совершались в действительности (неосуществленные расходы, несуществующие обязательства и другие не имевшие место факты хозяйственной жизни);
18) притворные хозяйственные операции – хозяйственные операции, учитываемые плательщиком страховых взносов при расчете базы для начисления страховых взносов вместо хозяйственных операций, совершенных фактически, в целях прикрыть их;»;
2) дополнить статьей 281 следующего содержания:
«Статья 281. Пределы осуществления гражданских прав плательщиком страховых взносов
1. В отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, не допускается злоупотребление правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, то есть осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате страхового взноса либо уменьшить сумму подлежащего уплате страхового взноса.
2. Для целей определения базы для начисления страховых взносов в первичных документах и (или) регистрах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежат учету последствия тех сделок, хозяйственных операций, которые были совершены и (или) исполнены фактически, вне зависимости от того, как эта сделка, хозяйственная операция были оформлены документально. Фактическое содержание сделки, хозяйственной операции определяется с учетом соответствующих положений федерального закона, применяемых к такой сделке, хозяйственной операции.»;
1) часть 1 статьи 29 дополнить пунктами 41 - 43 следующего содержания:
«41) в случае обнаружения мнимых хозяйственных операций определить подлежащую уплате сумму страховых взносов без учета таких хозяйственных операций;
42) в случае обнаружения притворных хозяйственных операций определить подлежащую уплате сумму страховых взносов с учетом фактически совершенных хозяйственных операций;
43) в случае обнаружения факта учета при расчете базы для начисления страховых взносов последствий сделок, совершенных исключительно с намерением избежать возникновения обязанности по уплате страхового взноса либо уменьшить сумму страхового взноса, определить подлежащую уплате сумму страховых взносов без учета результатов таких сделок;»;
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект закона направлен на совершенствование правового механизма противодействия неисполнения обязанностей по уплате налогов (сборов) и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды посредством злоупотребления гражданскими правами или совершения мнимых, притворных хозяйственных операций.
Законодательство о налогах и сборах, а также о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды не предусматривает прямого запрета на злоупотребление гражданскими правами. В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ положения гражданского законодательства могут применяться к налоговым и иным административным правоотношениям только в том случае, если это прямо предусмотрено законом. Однако ссылки на гражданско-правовой институт злоупотребления правом законодательство о налогах и сборах, а также о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды не содержит.
Вследствие этого на практике широкое распространение получили откровенно недобросовестные схемы ухода от налогообложения (взимания страховых взносов), основанные на таком структурировании хозяйственной деятельности, при котором основные объекты налогообложения, взимания страховых взносов умышленно переносятся либо на фиктивные организации-резиденты, взыскать задолженность с которых невозможно, либо на подконтрольные компании, зарегистрированные в офшорных низконалоговых юрисдикциях, с которыми у России имеются соглашения об избежании двойного налогообложения.
Широко распространены также схемы, основанные на так называемом дроблении единого производственного процесса на относительно самостоятельные этапы и передача их специально созданным для этого организациям, переведённым на льготный режим налогообложения.
Практикуются и такие формы злоупотребления гражданским правом на реорганизацию, как слияние или выделение организаций с переводом на отдельные компании задолженности по налогам и последующим выходом из состава ее учредителей (участников). В целях неисполнения налоговой обязанности применяются и злоупотребления правом на изменение юридического адреса организации, в результате чего она становится на налоговый учет в другом регионе.
В результате подобных недобросовестных действий бюджетная система Российской Федерации недополучает крупные суммы налогов и других фискальных платежей, а лицам, их совершающим, удается избежать уголовной и даже налоговой ответственности.
В настоящее время противодействие подобного рода откровенно недобросовестным схемам ухода от налогообложения и взимания страховых взносов осуществляется на уровне судебных доктрин (разумная деловая цель, приоритет существа над формой, должная осмотрительность при выборе контрагента, и т.д.), которые предусматриваются в актах официального толкования закона Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Однако в соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданские права, в том числе в сфере налогообложения и взимания страховых взносов могут быть ограничены только на основании федерального закона.
С учетом этого проектом закона предусматривается дополнение Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах) взаимосвязанными положениями, запрещающими осуществлять гражданские права исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налогов, страховых взносов либо уменьшить сумму этих платежей.
Этому запрету корреспондируют соответствующие полномочия налогового органа и органа, уполномоченного осуществлять администрирование страховых взносов, по изменению юридической квалификации последствий деятельности налогоплательщика (плательщика страховых взносов) и доначислению сумм подлежащих уплате налогов или страховых взносов, пеней и штрафа.
Указанные взаимосвязанные положения проекта закона, направленные на противодействие гражданскими правами в сфере налогообложения и взимания страховых взносов соответствуют применяемым в настоящее время судебным доктринам разумной деловой цели и приоритета существа над формой.
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 11.06.2025 Принят законопроект о налоговом стимулировании долгосрочных сбережений
- 04.06.2025 В Приморье снизят налоговую нагрузку за инвестиции в стартапы
- 26.03.2025 Донастройка налоговой системы обеспечила справедливость
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 25.02.2025 Налогообложение материальной выгоды: изменения с 2025 года
- 13.02.2025 Налоговая реформа в РФ 2025: как быть предпринимателям
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 04.06.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара.
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
Комментарии