Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Комиссия по легализации объектов налогообложения

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях

15.08.2012
журнал «Актуальная бухгалтерия»
Автор: Сергей Зеленов, эксперт общественной организации «Опора России», председатель Комиссии по налоговому учету и администрированию

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.

Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.

При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.

Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:

  • об основных дебиторах и кредиторах;
  • о доходах и расходах и их структуре;
  • о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
  • об основных средствах;
  • о денежных средствах на расчетных счетах.
    Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

2. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.

3. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.

Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31

<...> 1 Налоговые органы вправе:

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах <...>

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.

Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.

Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.

Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.

Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:

  • фирма только что начала работать.

2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:

  • фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
  • фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
  • фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
  • фирма осваивает новые направления бизнеса.

3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:

  • снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
  • искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.

Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).

Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Сноски:

1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Налоговые проверки
  • 11.01.2023  

    Общество ссылалось на бездействие органов, выразившееся в уклонении от возврата бухгалтерских документов, финансово-хозяйственных документов, полученных для использования в контрольной работе.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательством не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности, установлено, что общество не явилось за получением к

  • 05.12.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на несвоевременное представление обществом налоговой декларации и занижение налоговой базы по взаимоотношениям со спорным контрагентом. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, так как фактически не рассмотрено требование об истр

  • 21.11.2022  

    Общество указывает на то, что налоговым органом вне рамок налоговой проверки истребован большой объем документов и сведений без указания на конкретные сделки, равно как и без указания на контрагентов, относительно которых запрошены сведения.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговый орган вышел за пределы полномочий, установленных законом об истребовании документов (информации) вне рамок налогов


Вся судебная практика по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 09.01.2023  

    Налоговый орган указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла

  • 12.12.2022  

    Участник ссылался на уклонение общества от предоставления документации.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »