
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
Вопрос: О предложении по установлению обязанности по уплате НДС для организаций (ИП), применяющих УСН или НПД и оказывающих маркетплейсам услуги по доставке покупателям и (или) оплате ими товаров.
02.10.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 12.08.2024, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 26.08.2024, и по вопросам компетенции в отношении предложения, касающегося внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в частности, по установлению обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций для организаций (индивидуальных предпринимателей), применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, налог на профессиональный доход (далее - НПД)), привлекаемых маркетплейсами, в том числе для осуществления (организации) доставки и (или) оплаты товаров покупателями, сообщает следующее.
Указанная инициатива бизнес-сообщества уже реализована Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с изменениями, внесенными, в частности, в главы 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01.01.2025 становятся налогоплательщиками НДС (с правом на применение освобождения, предусмотренного статьей 145 Кодекса).
В отношении применения специального налогового режима НПД в рамках деятельности маркетплейсов отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) установлен запрет применения НПД лицами, осуществляющими перепродажу товаров (имущественных прав) (пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 422-ФЗ).
Кроме того, не признаются объектом налогообложения НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений (пункт 1 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ).
При этом необходимо отметить, что сценарные условия заключения договоров гражданско-правового характера и трудовых договоров идентичны при применении различных специальных налоговых режимов (НПД, упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения).
Вместе с тем в рамках НПД выявлять подобные "схемы" значительно проще, так как сведения о доходах плательщиков НПД поступают в налоговые органы в режиме онлайн, что позволяет проводить автоматизированный анализ и применять риск-ориентированный подход.
ФНС России разработана контрольно-аналитическая подсистема, которая на постоянной основе осуществляет контроль нарушений при применении НПД, анализируя более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании организациями незаконных схем оптимизации.
Исходя из установленных параметров формируется перечень организаций, включенных в группу риска, и у налоговых органов появляются основания для проведения в отношении них контрольных мероприятий.
По данным ФНС России, в настоящее время в группе риска находятся менее 1 процента организаций, которые осуществляют взаимодействие с плательщиками НПД.
Кроме того, по данным ФНС России, около 50 процентов от всех плательщиков НПД - это "новые лица в правовом поле", которые ранее не декларировали доходы.
При этом в 2022 году совмещали НПД с основной работой по трудовому договору 41,9 процента "самозанятых" граждан.
Из базы данных ФНС России также следует, что в 2022 году 8,9 процента плательщиков НПД перестали получать доходы в рамках трудовых отношений при переходе на НПД, а 8,7 процента ранее не работавших плательщиков НПД стали получать доходы по трудовым договорам, что, по мнению ФНС России, свидетельствует о динамичности рынка труда в целом.
Указанные статистические данные свидетельствуют об отсутствии значимого влияния режима НПД на трудовые отношения.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что НПД введен в порядке эксперимента до 31.12.2028, в настоящее время осуществляются выявление и анализ всех негативных тенденций и рисков при внедрении НПД, а предложения об изменении параметров применения НПД будут рассматриваться на основании анализа итоговых результатов эксперимента.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронной торговли).
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
налоговой политики
В.А.ПРОКАЕВ
28.08.2024
Темы: НДС  Налог на профессиональный доход (самозанятый)  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 07.10.2025 ФНС проводит опрос среди самозанятых о желаемой ставке налога
- 26.09.2025 Профсоюз самозанятых просит сохранить НПД и расширить лимит доходов
- 25.09.2025 Эксперт: рост налогов для самозанятых может привести к их возвращению в «серую зону»
- 25.09.2025 Минфин предупредил «упрощенщиков» о риске потери УСН из-за превышения лимита по основным средствам
- 16.09.2025 «Упрощенщик» платит НДС по спецставке: можно ли выставить счет-фактуру с 20%
- 10.09.2025 Когда ИП на УСН обязан платить НДФЛ в 2025 году
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 27.03.2025 Самозанятые: возможности для бизнеса или скрытые риски
- 21.03.2025 Самозанятые: какие изменения ждут в 2025 году
- 21.03.2025 Самозанятые: какие изменения ждут в 2025 году
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 07.10.2025
Налоговым органом
проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн - 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС.
- 07.10.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ
- 01.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, страховые взносы и штраф, указав на неправомерное неперечисление обществом налога и сумм страховых взносов с дохода, выплаченного физическим лицам, которые осуществляли для общества трудовые функции путем работы вахтовым методом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, формальное за
- 26.06.2025
Оспариваемыми решениями
обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.
- 27.04.2025
Заявителю доначислены
НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисление НДФЛ применительно к выплаченному физическим лицам доходу произведено без учета уплаченного самозанятыми налога на профессиональный доход, налоговым органом при начислении пеней не учтено действие моратория на начисление финансовых санкц
- 04.10.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени, штраф ввиду искусственного привлечения контрагентов для снижения налоговой нагрузки при выполнении работ самим налогоплательщиком.Итог: требование удовлетворено в части, так как при переквалификации деятельности налогоплательщика, осуществленной налоговым органом, размер НДС подлежит уменьшению на суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (у
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
невключение в налогооблагаемую базу полученных предпринимателем доходов от продажи имущественных прав и недвижимого имущества, ошибочное начисление на спорные суммы НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности, реализация объектов недвижимости носила системный характер, использование квартир в личн
- 22.09.2025
В результате
продажи объекта недвижимости, используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, он утратил право на применение патентной и УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт утраты налогоплательщиком права на применение рассматриваемых систем налогообложения, в связи с чем он перешел на общую систему налогообложения.
Комментарии