
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
Вопрос: О предложении по установлению обязанности по уплате НДС для организаций (ИП), применяющих УСН или НПД и оказывающих маркетплейсам услуги по доставке покупателям и (или) оплате ими товаров.
02.10.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 12.08.2024, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 26.08.2024, и по вопросам компетенции в отношении предложения, касающегося внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в частности, по установлению обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций для организаций (индивидуальных предпринимателей), применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, налог на профессиональный доход (далее - НПД)), привлекаемых маркетплейсами, в том числе для осуществления (организации) доставки и (или) оплаты товаров покупателями, сообщает следующее.
Указанная инициатива бизнес-сообщества уже реализована Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с изменениями, внесенными, в частности, в главы 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01.01.2025 становятся налогоплательщиками НДС (с правом на применение освобождения, предусмотренного статьей 145 Кодекса).
В отношении применения специального налогового режима НПД в рамках деятельности маркетплейсов отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) установлен запрет применения НПД лицами, осуществляющими перепродажу товаров (имущественных прав) (пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 422-ФЗ).
Кроме того, не признаются объектом налогообложения НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений (пункт 1 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ).
При этом необходимо отметить, что сценарные условия заключения договоров гражданско-правового характера и трудовых договоров идентичны при применении различных специальных налоговых режимов (НПД, упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения).
Вместе с тем в рамках НПД выявлять подобные "схемы" значительно проще, так как сведения о доходах плательщиков НПД поступают в налоговые органы в режиме онлайн, что позволяет проводить автоматизированный анализ и применять риск-ориентированный подход.
ФНС России разработана контрольно-аналитическая подсистема, которая на постоянной основе осуществляет контроль нарушений при применении НПД, анализируя более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании организациями незаконных схем оптимизации.
Исходя из установленных параметров формируется перечень организаций, включенных в группу риска, и у налоговых органов появляются основания для проведения в отношении них контрольных мероприятий.
По данным ФНС России, в настоящее время в группе риска находятся менее 1 процента организаций, которые осуществляют взаимодействие с плательщиками НПД.
Кроме того, по данным ФНС России, около 50 процентов от всех плательщиков НПД - это "новые лица в правовом поле", которые ранее не декларировали доходы.
При этом в 2022 году совмещали НПД с основной работой по трудовому договору 41,9 процента "самозанятых" граждан.
Из базы данных ФНС России также следует, что в 2022 году 8,9 процента плательщиков НПД перестали получать доходы в рамках трудовых отношений при переходе на НПД, а 8,7 процента ранее не работавших плательщиков НПД стали получать доходы по трудовым договорам, что, по мнению ФНС России, свидетельствует о динамичности рынка труда в целом.
Указанные статистические данные свидетельствуют об отсутствии значимого влияния режима НПД на трудовые отношения.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что НПД введен в порядке эксперимента до 31.12.2028, в настоящее время осуществляются выявление и анализ всех негативных тенденций и рисков при внедрении НПД, а предложения об изменении параметров применения НПД будут рассматриваться на основании анализа итоговых результатов эксперимента.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронной торговли).
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
налоговой политики
В.А.ПРОКАЕВ
28.08.2024
Темы: НДС  Налог на профессиональный доход (самозанятый)  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 26.06.2025 ФНС перечислила ошибки в первых декларациях по НДС для упрощенцев
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 30.06.2025 Число зарегистрированных самозанятых в России превысило 13 миллионов
- 27.06.2025 ФНС сняла вопрос: можно ли самозанятому вести несколько договоров
- 16.06.2025 Самозанятые под прицелом: когда налоговая переквалифицирует договор в трудовой
- 27.06.2025 Власти готовят отмену «упрощенки» для торговли: поручение президента
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 27.03.2025 Самозанятые: возможности для бизнеса или скрытые риски
- 21.03.2025 Самозанятые: какие изменения ждут в 2025 году
- 21.03.2025 Самозанятые: какие изменения ждут в 2025 году
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 03.07.2025
Обществу доначислен
НДС, начислены пени в связи с получением необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано, что обществом при согласованности действий с предпринимателем создан формальный документооборот с подконтрольными предпринимателю организациями по выполнению транспортно-экспедиционных услуг с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 26.06.2025
Оспариваемыми решениями
обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.
- 27.04.2025
Заявителю доначислены
НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисление НДФЛ применительно к выплаченному физическим лицам доходу произведено без учета уплаченного самозанятыми налога на профессиональный доход, налоговым органом при начислении пеней не учтено действие моратория на начисление финансовых санкц
- 22.01.2025
Оспариваемыми решениями
обществу доначислены страховые взносы, начислены пени, а также доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф в связи с неотражением обществом в составе налогооблагаемой базы доходов, выплаченных физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков НПД, которые фактически находились с обществом в трудовых отношениях.Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисле
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
Комментарии