Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393

Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393

Вопрос: О предложении по установлению обязанности по уплате НДС для организаций (ИП), применяющих УСН или НПД и оказывающих маркетплейсам услуги по доставке покупателям и (или) оплате ими товаров.

02.10.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 12.08.2024, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 26.08.2024, и по вопросам компетенции в отношении предложения, касающегося внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в частности, по установлению обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций для организаций (индивидуальных предпринимателей), применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, налог на профессиональный доход (далее - НПД)), привлекаемых маркетплейсами, в том числе для осуществления (организации) доставки и (или) оплаты товаров покупателями, сообщает следующее.

Указанная инициатива бизнес-сообщества уже реализована Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

В соответствии с изменениями, внесенными, в частности, в главы 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01.01.2025 становятся налогоплательщиками НДС (с правом на применение освобождения, предусмотренного статьей 145 Кодекса).

В отношении применения специального налогового режима НПД в рамках деятельности маркетплейсов отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) установлен запрет применения НПД лицами, осуществляющими перепродажу товаров (имущественных прав) (пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 422-ФЗ).

Кроме того, не признаются объектом налогообложения НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений (пункт 1 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ).

При этом необходимо отметить, что сценарные условия заключения договоров гражданско-правового характера и трудовых договоров идентичны при применении различных специальных налоговых режимов (НПД, упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения).

Вместе с тем в рамках НПД выявлять подобные "схемы" значительно проще, так как сведения о доходах плательщиков НПД поступают в налоговые органы в режиме онлайн, что позволяет проводить автоматизированный анализ и применять риск-ориентированный подход.

ФНС России разработана контрольно-аналитическая подсистема, которая на постоянной основе осуществляет контроль нарушений при применении НПД, анализируя более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании организациями незаконных схем оптимизации.

Исходя из установленных параметров формируется перечень организаций, включенных в группу риска, и у налоговых органов появляются основания для проведения в отношении них контрольных мероприятий.

По данным ФНС России, в настоящее время в группе риска находятся менее 1 процента организаций, которые осуществляют взаимодействие с плательщиками НПД.

Кроме того, по данным ФНС России, около 50 процентов от всех плательщиков НПД - это "новые лица в правовом поле", которые ранее не декларировали доходы.

При этом в 2022 году совмещали НПД с основной работой по трудовому договору 41,9 процента "самозанятых" граждан.

Из базы данных ФНС России также следует, что в 2022 году 8,9 процента плательщиков НПД перестали получать доходы в рамках трудовых отношений при переходе на НПД, а 8,7 процента ранее не работавших плательщиков НПД стали получать доходы по трудовым договорам, что, по мнению ФНС России, свидетельствует о динамичности рынка труда в целом.

Указанные статистические данные свидетельствуют об отсутствии значимого влияния режима НПД на трудовые отношения.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что НПД введен в порядке эксперимента до 31.12.2028, в настоящее время осуществляются выявление и анализ всех негативных тенденций и рисков при внедрении НПД, а предложения об изменении параметров применения НПД будут рассматриваться на основании анализа итоговых результатов эксперимента.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронной торговли).

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

налоговой политики

В.А.ПРОКАЕВ

28.08.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налог на профессиональный доход (самозанятый)
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Налог на профессиональный доход (самозанятый)
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 25.10.2025  

    Налоговый орган частично отказал в возмещении НДС и предложил уменьшить сумму, излишне заявленную к возмещению, ссылаясь на необоснованное применение обществом налоговых вычетов по взаимоотношениям со спорным контрагентом ввиду неисполнения последним договора генподряда в части поставки инженерно-технического оборудования. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку обстоятельства взаимозависимости или

  • 25.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на нереальный характер хозяйственных операций между обществом и его контрагентами. 

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснено, чем обусловлен выбор спорных контрагентов обществом, как организовано с ними взаимодействие. Не исследованы обстоятельства исполнения сделок с контрагентами. Не указано, какие конкретно ими пост

  • 25.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, ссылаясь на необоснованное предъявление обществом налоговых вычетов по взаимоотношениям с контрагентом в рамках договора поставки строительных материалов. 

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверены доводы налогового органа об отсутствии доказательств транспортировки товаров контрагентом, о наличии у общества возможности приобрести такие же товары


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на профессиональный доход (самозанятый)
  • 01.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, страховые взносы и штраф, указав на неправомерное неперечисление обществом налога и сумм страховых взносов с дохода, выплаченного физическим лицам, которые осуществляли для общества трудовые функции путем работы вахтовым методом. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, формальное за

  • 26.06.2025  

    Оспариваемыми решениями обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.

  • 27.04.2025  

    Заявителю доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисление НДФЛ применительно к выплаченному физическим лицам доходу произведено без учета уплаченного самозанятыми налога на профессиональный доход, налоговым органом при начислении пеней не учтено действие моратория на начисление финансовых санкц


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф ввиду неправомерного применения обществом УСН путем занижения собственных доходов посредством вовлечения в оборот взаимозависимого лица, с которым контрагенты общества заключали договоры субподряда, при этом фактически работы выполнялись обществом. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие оснований для исчисления НДС по операциям от

  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и пени, указав на применение обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем переноса части выручки от изготовления и реализации готовой продукции на подконтрольных лиц, применяющих специальный налоговый режим. 

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку все организации являлись структурными подразделениями общества, имели общие финансовые, м

  • 19.10.2025  

    В ходе проверки выявлено создание налогоплательщиком формального документооборота с целью минимизации налоговых обязательств. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты по договорам подряда имеют признаки технических организаций, созданы непосредственно перед заключением сделок, по юридическим адресам не находятся, материально-технической базой не обладают, первичная


Вся судебная практика по этой теме »