Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865

Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865

Вопрос: О размере страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате ИП, применяющими АУСН и осуществляющими одновременно иную профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской.

04.04.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 09.11.2023 и в целом разделяет представленную в данном обращении позицию по порядку уплаты за себя страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН), установленный Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (деятельность адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), при условии изложения упомянутой позиции в следующей редакции.

Пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены две категории плательщиков страховых взносов:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса);

2) лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели), - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса).

При этом согласно пункту 2 статьи 419 Кодекса, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Таким образом, в случае если физическое лицо одновременно относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то есть является индивидуальным предпринимателем или осуществляет иную деятельность, указанную в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, и одновременно является работодателем, то такой плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по двум основаниям: как работодатель и как не работодатель.

Работодатели исчисляют страховые взносы с выплат в пользу своих работников с применением тарифов, установленных статьями 425, 427 - 429 Кодекса. Не работодатели уплачивают страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 Кодекса.

Так, положениями пункта 1.2 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из их дохода (при величине дохода до 300 000 руб. за расчетный период страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачиваются в совокупном фиксированном размере, свыше 300 000 руб. - в совокупном фиксированном размере плюс 1,0% суммы дохода, превышающего 300 000 руб.).

Поэтому в случае если физическое лицо относится к одной категории, поименованной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса (не работодатели), но осуществляет не только предпринимательскую деятельность, но и иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (например, адвоката, нотариуса, медиатора, оценщика), то такой плательщик уплачивает страховые взносы в порядке, установленном для данной категории статьей 430 Кодекса.

Таким образом, за расчетный период такой плательщик как единый субъект правоотношений независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям однократно уплачивает фиксированный платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, установленном статьей 430 Кодекса (в частности, за расчетный период 2023 года в размере 45 842 руб.), независимо от количества видов осуществляемой деятельности и доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0% с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период (но до определенной предельной величины, установленной подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса).

Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, за период применения АУСН уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

а) в случае, если величина дохода плательщика за период применения АУСН не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 0 руб.;

б) в случае, если величина дохода плательщика за период применения АУСН превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере страховых взносов 0 руб. плюс 0,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за период применения АУСН;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 0 руб.

При этом согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, установленных частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, исчисленных в размере 46% от суммы налога, подлежащей уплате плательщиками страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 17-ФЗ, но не более размера страховых взносов, установленного пунктом 1.2 статьи 430 Кодекса, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими за период применения АУСН в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона N 17-ФЗ.

Учитывая изложенное, за расчетный период индивидуальный предприниматель, применяющий АУСН и осуществляющий одновременно иную профессиональную деятельность, установленную законодательством Российской Федерации, не являющуюся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), уплачивает:

- страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 0 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, полученного от иной профессиональной деятельности, не являющейся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), с учетом предельной величины, установленной подпунктом 2 пункта 1.2 статьи 430 Кодекса.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

12.01.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Страховые взносы
Все статьи по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 21.05.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены УСН и штраф.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие


Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
  • 16.07.2025  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (

  • 01.06.2025  

    В ходе проверки Фонд установил факт необоснованного предъявления обществом к возмещению расходов на выплату работнику пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года и принял решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и об отказе в выделении средств на возмещение расходов, понесенных страхователем на его выплату.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку необх

  • 01.06.2025  

    По результатам медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 10.07.2025  

    Определением включена задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности. 

    Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю

  • 03.07.2025  

    Общество привлечено к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах. 

    Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&

  • 26.06.2025  

    В ходе проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо


Вся судебная практика по этой теме »