Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 27.06.2023 г. № 03-03-06/3/59405

Письмо Минфина России от 27.06.2023 г. № 03-03-06/3/59405

Вопрос: В соответствии с п. 17.2 ст. 217 НК РФ доходы физических лиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

В соответствии со ст. 226.1 НК РФ брокеры и депозитарии являются налоговыми агентами по доходам, полученным их клиентами - физическими лицами при осуществлении операций с ценными бумагами.

Для подтверждения возможности применения налоговым агентом освобождения, предусмотренного п. 17.2 ст. 217 НК РФ, от обложения НДФЛ доходов клиентов - физических лиц от реализации ценных бумаг, налоговый агент должен располагать информацией о том, что реализованные ценные бумаги составляют уставный капитал эмитента, активы которого соответствуют требованиям п. 2 ст. 284.2 НК РФ, то есть в составе активов эмитента присутствует не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Текущей редакцией НК РФ предусмотрено, что состав активов должен быть подтвержден на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации ценных бумаг. При этом на практике самостоятельный расчет (налоговым агентом) доли недвижимого имущества в уставном капитале эмитентов связан с рядом административных и информационных трудностей:

1) финансовая отчетность некоторых эмитентов публикуется на ежеквартальной основе, а данные за предшествующий месяц могут быть недоступны;

2) НК РФ не предусматривает обязанности эмитента раскрывать информацию о составе уставного капитала иным способом (например, через сайт или в рамках ответа на запрос налогового агента);

3) эмитенты не всегда своевременно представляют письменные ответы на запросы об их доле недвижимого имущества (отсутствуют санкции за непредоставление такой информации).

Таким образом, в настоящее время с учетом действующих положений налогового законодательства РФ возможность применения налоговыми агентами льготного порядка налогообложения, установленного п. 17.2 ст. 217 НК РФ, к доходам по ценным бумагам эмитентов, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, является труднореализуемой.

С учетом изложенного возможно ли урегулировать сложившуюся проблематику путем внесения одного из предложенных вариантов изменений в п. 2 ст. 284.2 НК РФ:

1) установить в п. 2 ст. 284.2 НК РФ условие о том, что ограничение о доле недвижимого имущества в РФ в активах организации не применяется к ценным бумагам, признаваемым обращающимися.

Введение ограничения, касающегося состава активов эмитента, было направлено на исключение злоупотреблений рассматриваемой налоговой льготой налогоплательщиками путем искусственной трансформации доходов от операций купли-продажи недвижимого имущества в доходы от реализации ценных бумаг с последующим освобождением таких доходов от налогообложения. При этом указанная схема уклонения от налогообложения нереализуема с практической точки зрения в отношении ценных бумаг, находящихся в свободном обращении.

Следует также отметить, что НК РФ уже содержит аналогичные исключения для обращающихся ценных бумаг. В частности, положения пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ, предусматривающего налогообложение доходов иностранной организации от реализации акций компаний с аналогичным критерием в части состава активов, не распространяются на акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) предусмотреть необходимость подтверждения доли недвижимого имущества в РФ в активах организации по данным финансовой отчетности на последний день квартала, предшествующего кварталу реализации акций;

3) предусмотреть в п. 2 ст. 284.2 НК РФ обязанность эмитентов предоставлять информацию о составе активов на последний день месяца на основании запроса налогового агента?

22.08.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27.06.2023 г. № 03-03-06/3/59405

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение организации от 27.04.2023 по вопросу внесения изменения в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.

Как указано в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ, с учетом требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ, налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций и (или) иностранных организаций, при условии, что эти акции (доли) составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.

Обращением предложено установить условие о неприменении пункта 2 статьи 284.2 НК РФ к обращающимся ценным бумагам.

Кроме того, предложено предусмотреть в данной норме подтверждение доли имущества по данным финансовой отчетности на последний день квартала, предшествующего кварталу реализации акций, а не последний день месяца, предшествующего месяцу реализации акций или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале).

В указанной связи сообщается, что оценка необходимости реализации данных предложений будет осуществлена в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

В части предложений об установлении в НК РФ обязанности эмитентов предоставлять информацию о составе активов на последний день месяца на основании запроса налогового агента сообщаем, данный вопрос не относится к установленной сфере регулирования НК РФ, вследствие чего должен решаться путем внесения изменений в соответствующее отраслевое законодательство.

 

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

27.06.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Льготы (необлагаемые выплаты)
Все новости по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

Льготы (необлагаемые выплаты)
Все статьи по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 28.05.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко

  • 18.05.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы (необлагаемые выплаты)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.

  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на имущество, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик неправомерно не исчислил налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении спорных объектов, отвечающих критерию жилых помещений, переведенных из нежилых помещений в жилые и не являющихся частью инвестиционного проекта; налогоплательщиком неправомерно применена льгота по налогу.

    Итог: в

  • 31.10.2016  

    Довод общества о том, что доход физических лиц в размере одного минимального размера оплаты труда (в размере прожиточного минимума) в месяц не облагается НДФЛ, не основан на нормах налогового законодательства, в связи с чем правомерно отклонен судами обеих инстанций. Суды верно указали на то, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат таких исключений.


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »