
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 31.07.2019 г. № 03-12-12/2/57573
Письмо Минфина России от 31.07.2019 г. № 03-12-12/2/57573
Вопрос: Об освобождении от ответственности за налоговые правонарушения и возврате НДФЛ при представлении специальной декларации.
21.08.2019Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31.07.2019 г. № 03-12-12/2/57573
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 29.06.2019 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно по вопросам применения отдельных норм Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщается следующее.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что факт представления специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к специальной декларации, а также сведения, содержащиеся в специальной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к специальной декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона декларант и лицо, информация о котором содержится в специальной декларации, освобождаются от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации (если иное не установлено частью 8 статьи 4 Федерального закона).
Данная гарантия предоставляется в случае, если на дату представления специальной декларации в отношении лица не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи Федерального закона, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) (часть 8 статьи 4 Федерального закона).
На основании части 13 статьи 4 Федерального закона гарантия, предусмотренная пунктом 3 части 1 указанной статьи, предоставляется в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, - при представлении специальной декларации в ходе второго этапа декларирования (если иное не предусмотрено частью 4 статьи 7 Федерального закона).
В свою очередь, если деяния совершены после 1 января 2018 года, то гарантия, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, в рамках второго этапа декларирования на такие деяния не распространяется.
При этом необходимо отметить, что Федеральный закон, а также Кодекс не содержат норм, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных налогоплательщиком до 1 января 2018 года, в зависимости от факта представления специальной декларации в ходе второго этапа декларирования.
Соответственно, при получении налогооблагаемых доходов налогоплательщик обязан уплачивать налог на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Кодексом.
В частности, необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 210 Кодекса, в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 45 Кодекса взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом, и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Взыскание налога на основании пункта 2.1 статьи 45 Кодекса не производится, в частности, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом указанные положения не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
С учетом статей 41, 44, 209, 210, 223 Кодекса обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика с момента получения дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм Федерального закона и Кодекса следует, что представление специальной декларации в ходе второго этапа декларирования не является основанием для возврата налогоплательщику сумм налога на доходы физических лиц, уплаченного им в отношении доходов, полученных до 1 января 2018 года.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
31.07.2019
Темы: Порядок уплаты  Облагаемые доходы  
- 04.03.2022 Как платить налог в случае продажи земельного участка, который был ранее разделен?
- 03.03.2022 Сотрудник компании получил выплату на погребение: обязан ли работодатель удержать с этой выплаты налог?
- 28.02.2022 Каковы правила освобождения стоимости путевки от налога?
- 04.03.2022 Минфин рассказал, как платить НДФЛ при продаже криптовалюты
- 11.02.2022 В 6-НДФЛ отражается только та зарплата, которая была начислена и выплачена сотрудникам
- 10.02.2022 Имущество в аренду – кто платит налоги?
- 06.10.2024 Порядок обложения НДФЛ суммы материальной помощи сотруднику
- 16.02.2024 Должна ли организация платить какие-либо налоги с организации питания сотрудникам?
- 05.10.2023 Сотрудник компании – гражданин Республики Беларусь: какую ставку НДФЛ применять?
- 02.10.2023 Продажа имущества от тети племяннику и вопрос расчета НДФЛ
- 03.07.2023 Порядок расчета налоговой базы по НДФЛ для 12% ставки при выплате дивидендов генеральному директору
- 03.07.2023 Премия для мобилизованных работников и НДФЛ
- 27.04.2025
При проведении
налоговым органом анализа налогоплательщиков - получателей мер поддержки было установлено, что общество не уплатило НДФЛ от суммы полученной меры поддержки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует безусловная обязанность израсходовать все полученные средства исключительно на заработную плату, доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании пол
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 20.11.2024
Налоговый орган
отказал в возврате суммы НДФЛ, уплаченной в связи с выплатой налогоплательщику действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как при получении денежных средств в связи с погашением имущественного права, полученного по договору дарения, у налогоплательщика образуется доход, подлежащий налогообложен
- 31.07.2024
Начислены НДФЛ,
страховые взносы, пени, штрафы на компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер или вахтовый метод.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные выплаты входят в систему оплаты труда, не являются возмещением понесенных расходов, имеют фиксированный размер за каждый отработанный день и,
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДФЛ и штраф в связи с тем, что при выплате доходов физическим лицам в рамках договоров аренды транспортных средств с экипажем обществом не был исчислен и удержан НДФЛ из доходов физических лиц при фактической выплате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие у общества обязанности удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ в качест
- 23.08.2023
Налогоплательщику начислен
НДФЛ исходя из новой кадастровой стоимости объекта недвижимости, его жалоба оставлена без удовлетворения.Итог: 1) Требование удовлетворено, поскольку спорный объект не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, новая кадастровая стоимость объекта может применяться для расчета НДФЛ не ранее, чем с нового налогового периода; 2) Производство по делу прекращено,
Комментарии