Письмо Минфина РФ от 1 августа 2012 г. N 03-04-06/4-210
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или в натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, определяемую в соответствии с гл. 23 НК РФ. В ст. 212 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда материальная выгода признается доходом для взимания НДФЛ. Доходы, полученные от операций с иностранной валютой на биржевом валютном рынке, в указанной статье не поименованы.
Сделки совершаются клиентами в целях получения прибыли.
Подлежит ли налогообложению НДФЛ сумма доходов физлица, полученная в результате совершения операций с курсами валют на электронных торгах ЕТС?
Является ли банк налоговым агентом при выводе клиентом денежных средств, полученных им от продажи валюты, с брокерского счета?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-07-09/102
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-07-08/231
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-07-11/214
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-05/7-909
Вправе ли он в соответствии с абз. 29 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ перенести остаток имущественного вычета по НДФЛ на три предшествующих года: 2010, 2009, 2008 гг. или 2009, 2008, 2007 гг.?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-05-06-03/67
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-06/8-212
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-05/7-908
Каков порядок получения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в данном случае? Может ли женщина получить отсрочку (рассрочку) по уплате НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-05/3-906
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-05-06-03/68
В каком размере уплачивается госпошлина за госрегистрацию права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и на объект недвижимого имущества (жилой дом (жилое строение), гараж, сарай, баня и т.д.), расположенный на таком земельном участке, если право собственности возникло на основании договора купли-продажи (дарения)?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-06/6-213
В штате организации числится летный экипаж, состоящий из 4 человек. Члены летного экипажа обеспечиваются бесплатным питанием.
1. В соответствии с Письмом Минфина России от 20.04.2005 N 03-05-01-04/104 бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, по сути является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением), а стоимость такого питания не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Освобождается ли от налогообложения НДФЛ стоимость бесплатного питания (компенсация за него), выданного членам летного экипажа?
2. В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе расходов учитываются расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Рацион питания экипажей воздушных судов предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861.
Вправе ли организация принимать в целях исчисления налога на прибыль расходы на питание летного экипажа в пределах норм, установленных данным Постановлением?
3. Освобождается ли от обложения страховыми взносами бесплатное питание, предоставляемое членам летного экипажа?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-02-07/1-136
В адрес банка поступают запросы налоговых органов по истребованию сведений и документов, касающихся валютной деятельности клиентов банка (копии договоров (контрактов), паспортов сделок, ведомостей банковского контроля, платежных поручений, справки о поступлении валюты и т.д.) и относящихся к документам валютного контроля.
Требования о представлении документов составляются в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Налоговые органы отмечают, что они правомочны определять перечень необходимых для проведения налоговой проверки документов (сведений) самостоятельно.
Согласно ч. 13 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
1) документов, удостоверяющих личность физического лица;
2) документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документа о государственной регистрации юридического лица - резидента;
4) документов (проектов документов), являющихся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
5) документов, подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
6) документов, оформляемых и выдаваемых кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
7) паспорта сделки;
8) таможенных деклараций.
Вышеуказанная норма содержит исчерпывающий перечень документов, которые банк обязан представить налоговому органу. Таким образом, требовать вышеуказанные документы налоговые органы вправе в целях осуществления валютного контроля.
Паспорт сделки, например, может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля (ч. 5 ст. 20 Закона N 173-ФЗ).
Согласно ст. 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются банк и налоговый орган, а уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают налоговым органам информацию для выполнения ими функций агентов валютного контроля.
Получаемые в адрес банка требования налоговых органов мотивируются проведением налоговых проверок, а не проведением проверок соблюдения клиентами банка валютного законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2007 по делу N А56-43732/2006).
Статья 93.1 НК РФ расположена в гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ, а следовательно, нормы гл. 14 НК РФ регулируют сферу отношений в области налогового контроля.
Таким образом, требовать документы валютного контроля налоговый орган как агент валютного контроля вправе только на основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.
Согласно ч. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в ч. 13 данной статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Направляемые банку требования налоговых органов не содержат указаний на предполагаемое нарушение действующего валютного законодательства. Кроме того, в требованиях указывается меньший срок для представления документов, чем установлен Законом N 173-ФЗ.
В связи с противоречивостью порядка применения норм существует практика привлечения банков к ответственности, в частности, за представление банками документов в сроки, указанные в ч. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, - 7 дней, а не в сроки, указанные в п. 4 ст. 93.1 НК РФ, - 5 дней.
Вправе ли налоговый орган запрашивать документы валютного контроля в порядке ст. 93.1 НК РФ при проведении налогового контроля, а банк - отказать налоговому органу в их представлении?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-06/4-211
В соответствии с Правилами допуска к участию в торгах на валютном рынке ОАО ММВБ-РТС (биржа) ЗАО заключает с банком - участником торгов ЕТС договор комиссии, по которому ЗАО выступает в качестве комитента, а банк - в качестве комиссионера. Для клиентов ЗАО выступает в качестве комиссионера, а клиенты - в качестве комитентов. На основании договоров комиссии ЗАО, действуя от своего имени и по поручению клиента по договору комиссии с банком, исполняет поручения клиентов по купле-продаже валюты на бирже.
Клиенты переводят на специальный брокерский счет ЗАО рубли или валюту, которую компания, в свою очередь, переводит в банк для проведения расчетов на бирже.
По поручениям клиентов ЗАО (через участника торгов ЕТС) предполагает совершать на бирже операции купли-продажи финансовых инструментов, в частности:
купли-продажи пары рубль/доллар (TOM/TOD);
купли-продажи пары рубль/евро (TOM/TOD);
купли-продажи пары евро/доллар (TOM/TOD).
По каждому инструменту предполагается возможность для клиента выйти на поставку, то есть получить реальный валютный актив по итогам клиринга. Клиентами будут выступать как физические, так и юридические лица.
Порядок определения налоговой базы по доходам физических лиц от совершения операций на валютном рынке на постоянной основе НК РФ прямо не установлен.
Каков порядок определения налоговой базы по НДФЛ по доходам физического лица от совершения операций на биржевом валютном рынке, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга?
Уменьшают ли убытки физического лица по валютным операциям полученную им прибыль по аналогичным операциям для целей НДФЛ? Позиция, высказанная в Письме Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-05/2-125, сводится к тому, что возможность уменьшения налоговой базы по доходам, полученным от проведения операций на валютной бирже, на сумму убытков от указанных операций НК РФ не предусмотрена.
Определяется ли налоговая база в рублях, в том числе и при заведении клиентом - физическим лицом в качестве гарантийного обеспечения валютных активов (т.е. перечисленная ЗАО валюта пересчитывается для определения налоговой базы в рубли и далее к этой сумме добавляется финансовый результат от проведенных финансовых операций на биржевом валютном рынке)?
Согласно ст. 141 ГК РФ валютные ценности признаются видом имущества.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при реализации физическим лицом имущества, принадлежащего ему на праве собственности, исчисление и уплата налога производятся таким лицом самостоятельно. Однако пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что осуществление операций, связанных с иностранной валютой, не признается реализацией. Таким образом, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ в данном случае не может быть применим.
Данный вид дохода может быть рассмотрен как иной доход, получаемый налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ (пп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ). В этом случае на основании ст. 226 НК РФ уплата налога возлагается на источник выплаты дохода, который признается налоговым агентом.
В Письмах Минфина России от 15.04.2010 N 03-04-06/2-76, от 11.02.2009 N 03-04-06-01/23, от 22.09.2009 N 03-04-06-01/246 указано, что в данном случае следует применять пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ и, следовательно, исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.
На основании Письма ФНС России от 07.08.2009 N 3-5-04/1197@ при получении дохода от операций на валютной бирже НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент.
Является ли ЗАО налоговым агентом по НДФЛ при перечислении доходов клиенту - физическому лицу (комитенту) по его операциям на валютном рынке ОАО ММВБ-РТС?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-02-08/73
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-07-08/233
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-02-07/1-197
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/384
В каком порядке при исчислении налога на прибыль арендатор может учесть указанные расходы?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-04-06/4-214
Обязан ли банк производить исчисление и удержание НДФЛ при выплате дохода от погашения собственного векселя в пользу физлиц (первого векселедержателя, последующего векселедержателя)? Каким образом должна определяться налоговая база по НДФЛ?



