
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-05-06-03/68
В каком размере уплачивается госпошлина за госрегистрацию права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и на объект недвижимого имущества (жилой дом (жилое строение), гараж, сарай, баня и т.д.), расположенный на таком земельном участке, если право собственности возникло на основании договора купли-продажи (дарения)?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-06/6-213
В штате организации числится летный экипаж, состоящий из 4 человек. Члены летного экипажа обеспечиваются бесплатным питанием.
1. В соответствии с Письмом Минфина России от 20.04.2005 N 03-05-01-04/104 бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, по сути является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением), а стоимость такого питания не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Освобождается ли от налогообложения НДФЛ стоимость бесплатного питания (компенсация за него), выданного членам летного экипажа?
2. В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе расходов учитываются расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Рацион питания экипажей воздушных судов предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861.
Вправе ли организация принимать в целях исчисления налога на прибыль расходы на питание летного экипажа в пределах норм, установленных данным Постановлением?
3. Освобождается ли от обложения страховыми взносами бесплатное питание, предоставляемое членам летного экипажа?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-02-07/1-136
В адрес банка поступают запросы налоговых органов по истребованию сведений и документов, касающихся валютной деятельности клиентов банка (копии договоров (контрактов), паспортов сделок, ведомостей банковского контроля, платежных поручений, справки о поступлении валюты и т.д.) и относящихся к документам валютного контроля.
Требования о представлении документов составляются в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Налоговые органы отмечают, что они правомочны определять перечень необходимых для проведения налоговой проверки документов (сведений) самостоятельно.
Согласно ч. 13 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
1) документов, удостоверяющих личность физического лица;
2) документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документа о государственной регистрации юридического лица - резидента;
4) документов (проектов документов), являющихся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
5) документов, подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
6) документов, оформляемых и выдаваемых кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
7) паспорта сделки;
8) таможенных деклараций.
Вышеуказанная норма содержит исчерпывающий перечень документов, которые банк обязан представить налоговому органу. Таким образом, требовать вышеуказанные документы налоговые органы вправе в целях осуществления валютного контроля.
Паспорт сделки, например, может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля (ч. 5 ст. 20 Закона N 173-ФЗ).
Согласно ст. 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются банк и налоговый орган, а уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают налоговым органам информацию для выполнения ими функций агентов валютного контроля.
Получаемые в адрес банка требования налоговых органов мотивируются проведением налоговых проверок, а не проведением проверок соблюдения клиентами банка валютного законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2007 по делу N А56-43732/2006).
Статья 93.1 НК РФ расположена в гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ, а следовательно, нормы гл. 14 НК РФ регулируют сферу отношений в области налогового контроля.
Таким образом, требовать документы валютного контроля налоговый орган как агент валютного контроля вправе только на основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.
Согласно ч. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в ч. 13 данной статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Направляемые банку требования налоговых органов не содержат указаний на предполагаемое нарушение действующего валютного законодательства. Кроме того, в требованиях указывается меньший срок для представления документов, чем установлен Законом N 173-ФЗ.
В связи с противоречивостью порядка применения норм существует практика привлечения банков к ответственности, в частности, за представление банками документов в сроки, указанные в ч. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, - 7 дней, а не в сроки, указанные в п. 4 ст. 93.1 НК РФ, - 5 дней.
Вправе ли налоговый орган запрашивать документы валютного контроля в порядке ст. 93.1 НК РФ при проведении налогового контроля, а банк - отказать налоговому органу в их представлении?
Письмо Минфина РФ от 2 августа 2012 г. N 03-04-06/4-211
В соответствии с Правилами допуска к участию в торгах на валютном рынке ОАО ММВБ-РТС (биржа) ЗАО заключает с банком - участником торгов ЕТС договор комиссии, по которому ЗАО выступает в качестве комитента, а банк - в качестве комиссионера. Для клиентов ЗАО выступает в качестве комиссионера, а клиенты - в качестве комитентов. На основании договоров комиссии ЗАО, действуя от своего имени и по поручению клиента по договору комиссии с банком, исполняет поручения клиентов по купле-продаже валюты на бирже.
Клиенты переводят на специальный брокерский счет ЗАО рубли или валюту, которую компания, в свою очередь, переводит в банк для проведения расчетов на бирже.
По поручениям клиентов ЗАО (через участника торгов ЕТС) предполагает совершать на бирже операции купли-продажи финансовых инструментов, в частности:
купли-продажи пары рубль/доллар (TOM/TOD);
купли-продажи пары рубль/евро (TOM/TOD);
купли-продажи пары евро/доллар (TOM/TOD).
По каждому инструменту предполагается возможность для клиента выйти на поставку, то есть получить реальный валютный актив по итогам клиринга. Клиентами будут выступать как физические, так и юридические лица.
Порядок определения налоговой базы по доходам физических лиц от совершения операций на валютном рынке на постоянной основе НК РФ прямо не установлен.
Каков порядок определения налоговой базы по НДФЛ по доходам физического лица от совершения операций на биржевом валютном рынке, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга?
Уменьшают ли убытки физического лица по валютным операциям полученную им прибыль по аналогичным операциям для целей НДФЛ? Позиция, высказанная в Письме Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-05/2-125, сводится к тому, что возможность уменьшения налоговой базы по доходам, полученным от проведения операций на валютной бирже, на сумму убытков от указанных операций НК РФ не предусмотрена.
Определяется ли налоговая база в рублях, в том числе и при заведении клиентом - физическим лицом в качестве гарантийного обеспечения валютных активов (т.е. перечисленная ЗАО валюта пересчитывается для определения налоговой базы в рубли и далее к этой сумме добавляется финансовый результат от проведенных финансовых операций на биржевом валютном рынке)?
Согласно ст. 141 ГК РФ валютные ценности признаются видом имущества.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при реализации физическим лицом имущества, принадлежащего ему на праве собственности, исчисление и уплата налога производятся таким лицом самостоятельно. Однако пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что осуществление операций, связанных с иностранной валютой, не признается реализацией. Таким образом, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ в данном случае не может быть применим.
Данный вид дохода может быть рассмотрен как иной доход, получаемый налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ (пп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ). В этом случае на основании ст. 226 НК РФ уплата налога возлагается на источник выплаты дохода, который признается налоговым агентом.
В Письмах Минфина России от 15.04.2010 N 03-04-06/2-76, от 11.02.2009 N 03-04-06-01/23, от 22.09.2009 N 03-04-06-01/246 указано, что в данном случае следует применять пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ и, следовательно, исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.
На основании Письма ФНС России от 07.08.2009 N 3-5-04/1197@ при получении дохода от операций на валютной бирже НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент.
Является ли ЗАО налоговым агентом по НДФЛ при перечислении доходов клиенту - физическому лицу (комитенту) по его операциям на валютном рынке ОАО ММВБ-РТС?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-02-08/73
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-07-08/233
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-02-07/1-197
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/384
В каком порядке при исчислении налога на прибыль арендатор может учесть указанные расходы?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-04-06/4-214
Обязан ли банк производить исчисление и удержание НДФЛ при выплате дохода от погашения собственного векселя в пользу физлиц (первого векселедержателя, последующего векселедержателя)? Каким образом должна определяться налоговая база по НДФЛ?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/2/87
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 43 НК РФ выплаты акционерам организации в виде передачи акций этой же организации в собственность не признаются дивидендами.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций.
Направление нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного капитала без изменения доли участия акционеров, в результате которого акционеры ЗАО получают в собственность акции либо прибыль в виде разницы между номинальной стоимостью новых акций и акций, взамен которых они получены, выплатой дивидендов не признается.
Следовательно, ЗАО не является налоговым агентом по налогу на прибыль в отношении доходов иностранных организаций в виде дивидендов, а также не удерживает налог на прибыль с доходов иностранной организации в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Правомерна ли данная позиция?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/382
Может ли организация перенести убытки прошлых налоговых периодов (2008 - 2010 гг.), включая возможный убыток 2012 г., на следующие налоговые периоды в данном случае?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/381
Согласно Письму Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/415 по вопросу определения показателя "численность работающего населения" налогоплательщику необходимо обращаться в Федеральную службу государственной статистики.
Организация обратилась в органы государственной статистики и в администрацию муниципального образования с запросами о предоставлении информации о численности работающего населения соответствующих населенных пунктов. Так, были предоставлены следующие данные: о численности экономически активного населения, о среднесписочной численности работников по крупным и средним организациям.
Вправе ли организация использовать данные о среднесписочной численности работников по крупным и средним организациям для целей применения ч. 7 ст. 275.1 НК РФ при исчислении налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/383
НК РФ предусмотрено четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной:
1) долги, по которым истек установленный срок исковой давности;
2) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения;
3) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа;
4) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации.
После вступления в силу решения арбитражного суда ООО получило исполнительный лист. Организация дважды обращалась в Управление Федеральной службы судебных приставов с заявлениями о возбуждении исполнительного производства и дважды получала постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что должник по адресу, указанному в исполнительном документе, не разыскан, движимое и недвижимое имущество за должником не зарегистрировано, денежные средства на расчетных счетах отсутствуют, иное имущество, на которое может быть обращено взыскание, не обнаружено.
Вправе ли ООО признать дебиторскую задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено вышеуказанное постановление, безнадежной для целей исчисления налога на прибыль в том отчетном периоде, в котором оно получило постановление об окончании исполнительного производства?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/380
В бухгалтерском учете ЗАО учитывает выручку от оказания услуг заказчика-застройщика. Величина выручки от оказания услуг рассчитывается путем умножения утвержденного процента на сумму фактически освоенных капитальных вложений за период строительства. В заключенных договорах долевого участия с инвесторами выплата вознаграждения ЗАО за выполнение услуг заказчика-застройщика не предусмотрена.
ЗАО ежемесячно определяет финансовый результат от выполнения услуг заказчика-застройщика в виде разницы между выручкой, определенной расчетным путем, и фактическими затратами, учтенными в составе расходов.
Таким образом, оно уплачивает налог на прибыль при формировании финансового результата от оказания услуг заказчика-застройщика, не дожидаясь передачи объекта инвестору (покупателю).
Вправе ли ЗАО определять финансовый результат от оказания услуг заказчика-застройщика помесячно, не дожидаясь передачи объекта инвестору, в целях уплаты налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/379
Являются ли денежные средства, привлеченные после получения указанного разрешения, средствами целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, если они расходуются на внутреннюю отделку дома, благоустройство придомовой территории, иные работы, связанные с доработкой объекта?
Являются ли такие средства целевым финансированием, если они направлены на возмещение затрат застройщика на строительство дома?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/377
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях строительства систем инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (присоединения) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией.
Учитываются ли расходы на строительство трубопроводов при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-04-06/4-215
Векселя могут быть предъявлены в банк к погашению как первым векселедержателем, так и приобретателем векселя на вторичном рынке.
Банк также может досрочно выкупать векселя до наступления срока платежа, заключив с клиентом договор купли-продажи.
Согласно ст. 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с ФИСС учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
- с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- с ФИСС, обращающимися на организованном рынке;
- с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке.
При этом доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от купли-продажи (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.
Согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговый агент (доверительный управляющий, брокер, депозитарий, иное лицо, осуществляющее операции с ценными бумагами и (или) ФИСС по договору поручения, депозитарному договору, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика) определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в пользу налогоплательщика.
С какой суммы банк должен удержать НДФЛ при обращении в банк российских и иностранных граждан - первых векселедержателей для погашения векселей: со всей суммы выплаты или с процентного (дисконтного) дохода по векселям?
Как определить доход, подлежащий обложению НДФЛ у источника выплаты, если вексель предъявляется к погашению не первым векселедержателем?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/378
Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ.
На основании п. 13 ст. 259.2 НК РФ при применении нелинейного метода начисления амортизации по истечении срока полезного использования объекта амортизируемого имущества налогоплательщик может исключить данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава. При этом начисление амортизации исходя из суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) продолжается в порядке, установленном ст. 259.2 НК РФ.
Включаются ли в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, расходы в виде сумм недоначисленной амортизации по ликвидируемой части объекта основных средств при использовании линейного метода начисления амортизации?
Каков порядок учета сумм недоначисленной амортизации в случае частичной ликвидации объекта основных средств при использовании нелинейного метода начисления амортизации для целей исчисления налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 3 августа 2012 г. N 03-03-06/1/386
ООО несет расходы на обустройство и озеленение прилегающей территории: организацию парковок и проездов, площадок для уличных экспозиций, газонов, цветников, многолетних насаждений. Указанные расходы предусмотрены сметой на строительство МВК.
Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на обустройство и озеленение прилегающей территории?