Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

11.01.2023

Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-07-07/115348

Вопрос: Как исчисляется НДС с отгруженных товаров организацией-продавцом, зарегистрированной в Российской Федерации (г. Москва) (работает на общей системе налогообложения), в адрес контрагентов-покупателей из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей? Начиная с 30.09.2022 подлежит ли данная реализация у организации-продавца налогообложению НДС? Какими законодательными документами начиная с 30.09.2022 нужно руководствоваться при выставлении отгрузочных документов в адрес контрагентов-покупателей, зарегистрированных на присоединенных территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей?

Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-03-06/1/114879

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов по договору аренды.

Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-07-11/115020

Вопрос: Возможно ли применение налоговой ставки в размере 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в пунктах временного размещения (далее - ПВР)?

На территории области организованы ПВР для граждан Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Согласно Приложению к Постановлению Правительства Калужской области от 10.03.2022 N 165 в перечень организаций, на базе которых созданы ПВР, включены в основном санатории, загородные оздоровительные лагеря, спортивные школы и иные учреждения. Данные объекты не относятся к разновидностям гостиниц.

Расходы на временное размещение и социально-бытовое устройство вышеуказанных лиц составляют 1 450 руб. на одного человека в день (в том числе НДС в сумме 241,67 руб.).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 19, на основании которого услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов.

По вопросу применения с 01.07.2022 налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения Минфин России дал разъяснение от 27.07.2022 N 03-07-15/73570.

Однако в вышеуказанном разъяснении информация по вопросу возможности применения положений пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении ПВР отсутствует.

С учетом изложенного могут ли относиться ПВР к понятию "иные средства размещения" и, соответственно, облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов?

Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-07-07/115025

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - Общество) осуществляет деятельность согласно ОКВЭД 56.10.1 "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания".

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ предлагается дать разъяснение: вправе ли Общество применять освобождение от уплаты НДС в отношении услуг общественного питания в соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ в 2022 г. в случае утраты Обществом в 2022 г. права применять упрощенную систему налогообложения по основаниям, указанным в п. 4 ст. 346.13 НК РФ?

Письмо Минфина России от 23.11.2022 г. № 03-07-11/114489

Вопрос: ООО (ОКВЭД 47.77.2 и 32.12.5) создано путем реорганизации ЗАО, которое, в свою очередь. Реорганизация была проведена в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". ООО является малым предприятием и внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

С момента создания до 01.01.2021 ООО применяло систему налогообложения в виде ЕНВД, а начиная с 01.01.2021 - в виде УСН ("доходы минус расходы"). Поскольку ювелирные изделия являются товарами с практически неограниченным сроком эксплуатации, по состоянию на 01.01.2023 на складе предприятия будет около 90% товара, приобретенного без НДС в различное время на протяжении 30 лет.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2023 п. п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 09.03.2022 N 47-ФЗ:

предусмотрен ли переходный период с 01.01.2023 для начисления НДС при реализации конечному потребителю (розничная продажа) товара, приобретенного до 01.01.2023 без НДС;

предусмотрена ли компенсация государства для субъектов малого предпринимательства, связанная с переходом в принудительном порядке с УСН на ОСН;

если переходный период не предусмотрен, то будет ли приниматься налоговым органом НДС к зачету по ТМЦ, которые были приобретены с НДС до 01.01.2023 в период более трех лет?

Письмо Минфина России от 22.11.2022 г. № 03-07-08/114178

Вопрос: Требуются разъяснения по вопросу признания налоговым агентом по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

Организацией (ООО) заключен контракт с иностранным партнером (нерезидентом) на закупку электронного программного обеспечения. Открытого представительства в России у данной иностранной компании нет. В связи с изменением в ст. 174.2 НК РФ с 01.10.2022 российское юрлицо, а именно ООО, выступает налоговым агентом по таким услугам. В настоящее время по причине введения экономических санкций существуют объективные сложности с переводом оплаты иностранному поставщику за электронное программное обеспечение.

В связи с этим иностранный поставщик заключил агентский договор с российским юрлицом, которое является резидентом РФ, на взимание задолженности в пользу иностранной компании.

Таким образом, сложилась ситуация, в которой фактически услугу оказывает иностранное лицо, а оплата услуг производится на расчетный счет российскому лицу - сборщику задолженности, в связи с чем требуются разъяснения: является ли ООО в сложившейся ситуации налоговым агентом по НДС?

Письмо Минфина России от 21.11.2022 г. № 03-07-07/113412

Вопрос: АО-1 привлечено в качестве соисполнителя по государственному контракту от 21.10.2016 (далее - государственный контракт) на выполнение опытно-конструкторской работы (далее - ОКР), заключенному между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и АО-2 (головной исполнитель).

АО-1 в рамках ОКР на основании выданного технического задания выполняются работы по доработке конструкторской документации комплекса на основании заключенного между АО-1 и АО-2 во исполнение государственного контракта договора (далее - Договор о доработке).

АО-1, в свою очередь, для выполнения работ по договору о доработке во исполнение государственного контракта на выполнение ОКР в качестве исполнителя составной части таких работ (доработки документаций на изделия, являющиеся составными частями комплекса АО-1) привлечено ФГУП, для чего заключены соответствующие договоры от 20.05.2022.

Работы в рамках указанных государственного контракта и договоров НДС не облагаются в соответствии с пп. 16, 16.1 п. 3 ст. 149 гл. 21 Налогового кодекса РФ, о чем государственным заказчиком - Минобороны России направлено уведомление от 02.02.2017, подтверждающее освобождение от налогообложения НДС работ, выполняемых в рамках государственного контракта как опытно-конструкторских, и финансирование АО-2 (головного исполнителя) и его соисполнителей (то есть всех третьих лиц, привлекаемых к выполнению работ по государственному контракту) за счет ассигнований сметы Минобороны России, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации.

Одновременно во исполнение государственного контракта на выполнение ОКР заключается договор об изготовлении и поставке первого образца комплекса по дорабатываемой КД согласно техническому заданию между соисполнителями АО-2 - АО-1 и ПАО (завод-строитель) (далее - договор об изготовлении).

При этом, в свою очередь, между АО-1 и ФГУП ведется работа по заключению договора об изготовлении и поставке в адрес АО-1 головных образцов изделий (составных частей комплекса, изготавливаемого АО-1), которые будут впервые поставляться по дорабатываемой документации во исполнение государственного контракта на выполнение ОКР, и проведению их типовых испытаний.

Согласно положениям пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Исходя из содержания п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса РФ понятие "опытно-конструкторские работы" охватывает процесс изготовления образца нового изделия. Для изготовления изделия могут потребоваться самые различные работы, которые являются составной и неотъемлемой частью опытно-конструкторских работ, без которых не будет опытного образца, и такие работы могут быть поручены соисполнителям.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ РВ 15.203-2001 опытно-конструкторская работа (ОКР) - комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых при создании (модернизации) изделия ВТ по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика), а составная часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) - часть ОКР, выполняемая по техническому заданию головного исполнителя ОКР или тактико-техническому заданию заказчика с целью решения отдельных самостоятельных задач создания (модернизации) изделия ВТ (составной части изделия ВТ).

Таким образом, выполнение отдельного этапа (элемента) таких работ в ГК РФ и действующих нормативно-технических документах Российской Федерации рассматривается как опытно-конструкторские работы.

Письмом ФНС России от 18.11.2016 N СД-4-3/21926@ (вх. ФАС России 171081-М/16 от 18.11.2016) разъяснено, что, если оплата работ, являющихся по сути своей опытно-конструкторскими, осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, освобождение от НДС применяется как исполнителями, так и соисполнителями этих работ, при этом соисполнителями могут выполняться как НИОКР, так и другие работы, которые являются составной и неотъемлемой частью НИОКР (их отдельным элементом) в рамках основного договора исполнителя.

Таким образом, если поставка комплектующих изделий, проведение любых работ в рамках выполнения НИОКР предусмотрены основным договором (государственным контрактом на ОКР, ТТЗ на ОКР), то и поставка комплектующих изделий, и выполнение работ освобождаются от НДС (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2017 по делу N А40-98180/17-94-934).

Ввиду того что вышеуказанные работы по изготовлению, поставке и проведению типовых испытаний головного образца комплекса и его составных частей (изделий) выполняются по техническим заданиям в рамках ОКР по государственному контракту, финансируемому за счет средств федерального бюджета (уведомление Минобороны России от 02.02.2017), ФГУП указано в ведомости проектанта и головного исполнителя по ОКР в рамках государственного контракта, то есть по сути является соисполнителем головного исполнителя ОКР, по мнению АО-1, такие работы (изготовление, поставка, проведение типовых испытаний) также не подлежат налогообложению НДС.

Аналогичной позиции об освобождении от уплаты НДС работ по изготовлению и поставке головных образцов комплекса и его составных частей (изделий) придерживаются головной исполнитель и завод-строитель (письма АО-2 от 30.07.2020 и ПАО от 02.07.2020).

АО-1 в адрес ФГУП направлен запрос от 22.07.2022 о предоставлении расчетно-калькуляционных материалов, обозначающих цену изготовления и поставки изделий с учетом освобождения операций по их реализации от НДС.

Вместе с тем ФГУП полагает, что, несмотря на уведомление государственного заказчика, поставка изделий не подпадает под действие ст. 149 НК РФ и подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, в связи с тем что заключаемый договор является договором об изготовлении, поставке изделий и проведении типовых испытаний, что препятствует квалификации работы по изготовлению и поставке изделий в качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или иных работ, поименованных в пп. 16, 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ (письмо ФГУП от 17.08.2022).

Такая неопределенность влечет как риск непринятия государственным заказчиком в последующем затрат, понесенных при изготовлении и поставке комплекса и изделий (составных частей комплекса), ввиду особенностей ценообразования по государственному контракту, так и негативные налоговые последствия в виде привлечения к налоговой ответственности.

Учитывая изложенное, предлагается дать разъяснения по вопросу освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации продукции, изготавливаемой по техническим заданиям, в рамках государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы, финансируемого из средств федерального бюджета.

10.01.2023

Письмо Минфина России от 08.12.2022 г. № 03-03-06/1/120316

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль положительной курсовой разницы, возникшей в 2022 - 2024 гг. по требованиям (обязательствам) в иностранной валюте.

Письмо Минфина России от 08.12.2022 г. № 03-03-07/120395

Вопрос: О документальном подтверждении командировочных расходов в целях налога на прибыль.

Письмо Минфина России от 08.12.2022 г. № 03-03-06/1/120503

Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов организацией, осуществляющей деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.

09.01.2023

Письмо Минфина России от 12.12.2022 г. № 03-03-06/2/121502

Вопрос: Банк обращается в связи с рассмотрением Министерством финансов Российской Федерации законопроекта по изменению порядка учета в целях налогообложения налогом на прибыль организаций банками курсовых разниц по требованиям (обязательствам). <1>

<1> Письма Минфина России от 27.05.2022 N 03-03-06/3/49721, от 13.09.2022 N 03-03-06/3/88452.

 

Предлагается при подготовке поправок принять во внимание следующие обстоятельства.

Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ были внесены изменения в ст. ст. 271 и 272 НК РФ в части даты признания положительных и отрицательных курсовых разниц в периоде 2022 - 2024 гг. Причем действие нормы пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ (о переносе даты признания доходов в виде нереализованной курсовой разницы по требованиям (обязательствам)) распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Действительно, новый порядок определения налоговой базы значительно усложнил налоговый учет в организациях финансового рынка. Вместе с тем норма пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ является действующей и применяется на практике кредитными организациями. В сложившихся условиях отмена нормы пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ с 2022 г. будет противоречить ст. 5 НК РФ, запрещающей придавать обратную силу нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, предлагается восстановить с 1 января 2022 г. порядок учета курсовых разниц, действовавший до принятия Федерального закона N 67-ФЗ, но с одновременным закреплением переходных положений, касающихся налогоплательщиков, исполнявших в течение 2022 г. положения пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ.

Письмо Минфина России от 05.12.2022 г. № 03-03-06/1/118691

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов по договору аренды.

Письмо Минфина России от 05.12.2022 г. № 03-03-07/118860

Вопрос: О налоге на прибыль в отношении дохода в виде суммы кредиторской задолженности, списанной в результате прощения долга.

Письмо Минфина России от 05.12.2022 г. № 03-03-06/1/118857

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов на выплаты руководству.

Письмо Минфина России от 01.12.2022 г. № 03-07-05/117715

Вопрос: Федеральным законом от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, был дополнен операциями по реализации драгоценных металлов в слитках банками физическим лицам (пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, далее - Закон).

Банк является одним из крупнейших участников рынка драгоценных металлов (годовой оборот только физического золота составляет более 70 тонн) и заключает сделки с драгоценными металлами с юридическими и физическими лицами.

Клиентами Банка по операциям с драгоценными металлами являются в том числе физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее - ИП). Учитывая, что в отношении ИП в Законе не содержится отдельного регулирования в части налогообложения НДС по операциям реализации драгоценных металлов, требуется подтвердить позицию Банка в отношении порядка налогообложения НДС реализации драгоценных металлов Банком физическим лицам - ИП.

НК РФ предусматривает самостоятельные определения терминов "физические лица" и "индивидуальные предприниматели". Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

2) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом термин "индивидуальные предприниматели" определяется НК РФ через другой термин - "физические лица". В этой связи термин "индивидуальные предприниматели" означает подгруппу физических лиц, обусловливая таким образом существование двух подгрупп физических лиц по этому признаку:

1) физических лиц, не являющихся ИП, и

2) физических лиц, являющихся ИП.

В этой связи термин "физические лица" в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяется как на физических лиц, не являющихся ИП, так и на физических лиц, являющихся ИП, ввиду отсутствия специального указания о его применении лишь в отношении одной из указанных подгрупп (и, как следствие, о его неприменении к другой из указанных подгрупп).

Кроме того, при системном анализе норм НК РФ, в которых используется термин "физические лица", можно сделать вывод о том, что при распространении норм на обе подгруппы физических лиц используется термин "физические лица" (например, ст. ст. 3, 8, 9, 207 НК РФ). При применении требований к одной из указанных подгрупп физических лиц используются прямые оговорки о применении нормы лишь к одной из указанных подгрупп (например, ст. ст. 148, 227, 333.5 НК РФ).

Таким образом, учитывая, что в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ упоминается термин "физические лица" и не содержится указаний о применении данной нормы исключительно к одной из подгрупп физических лиц, требуется подтвердить, что данная норма НК РФ распространяется на обе подгруппы физических лиц: ИП и не ИП.

При этом необходимо отметить, что уплата НДС ИП, занятыми в ювелирной промышленности, будет произведена в любом случае:

1) при покупке слитка в банке без НДС такой ИП впоследствии выставит НДС конечному потребителю при продаже ювелирного изделия и уплатит его в бюджет, либо

2) при покупке слитка в банке с НДС такой ИП уплатит "входящий" НДС банку (и банк уплатит его в бюджет) и затем уменьшит на эту сумму свой исходящий НДС при продаже ювелирного изделия конечному потребителю.

Анализ Федерального закона N 47-ФЗ показывает, что указанное дополнение в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ вносилось одновременно с положениями, не допускающими использование упрощенной системы налогообложения для ИП, осуществляющих ювелирную деятельность, что подчеркивает целенаправленный выбор законодателем общего термина "физические лица" в указанном дополнении в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, охватывающего всех физических лиц независимо от того, являются ли они ИП или нет, - с учетом указанного выше общего экономического эффекта.

Кроме того, в случае, если физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП вне зависимости от того, осуществляет оно деятельность, связанную с драгоценными металлами, или иную и желает приобрести слитки золота в целях инвестирования или сбережения собственных средств, такое физическое лицо не сможет реализовать свое право на освобождение от НДС операций по покупке золота в банке.

Также обращается внимание, что при ином толковании указанной нормы ее реализация на уровне банков не представляется возможной в связи со следующим:

1) при обращении в банк физического лица с целью покупки драгоценных металлов в слитках банк не может достоверно определить, применяется ли к такой операции пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (проведение проверки физического лица на предмет регистрации в качестве ИП, а также проверки целей приобретения слитков не предусмотрено Законом);

2) учитывая, что для применения указанной статьи не установлен порядок подтверждения статуса физического лица и целей приобретения слитков, Банк не вправе обусловливать продажу слитков без НДС физическим лицам представлением подтверждающих документов:

- документов или сведений, подтверждающих наличие или отсутствие регистрации в качестве ИП (согласно п. 14 Указания Банка России N 2255-У требуется только паспорт);

- сведений о целях приобретения таких слитков.

При этом необходимо отметить, что Законом не предусмотрены допустимые цели приобретения слитков драгоценных металлов без НДС, таким образом, у физического лица отсутствуют юридическая ответственность за достоверность заявленной банку цели приобретения слитков, а также обязанность придерживаться данной цели (то есть нет препятствий приобрести слитки для личных целей, а затем добросовестно передумать и использовать их в коммерческих целях). Для банков не установлены требования по документальной фиксации цели приобретения слитков физическим лицом для обоснования продажи слитка с НДС или без него. В отсутствие фиксации целей приобретения невозможен эффективный налоговый контроль обоснованности продажи банком слитка физическому лицу с НДС или без него.

Каков порядок применения пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Письмо Минфина России от 29.11.2022 г. № 03-07-07/116571

Вопрос: Заявитель является застройщиком, осуществляющим деятельность по строительству объектов долевого участия в рамках Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Объектом долевого строительства является нежилое помещение (апартаменты), строительство выполняется с привлечением генерального подрядчика, участники долевого строительства - физические и юридические лица.

В соответствии с пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве (далее - ДДУ), заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщиком признается хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Таким образом, строительство объектов производственного назначения в рамках Федерального закона N 214-ФЗ не предусмотрено.

По заключению Минстроя России (Письмо от 29.04.2022 N 19152-НС/07, направленное в адрес Росреестра) заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения в составе общественно-делового комплекса не противоречит положениям Федерального закона N 214-ФЗ.

Так, согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

По мнению Минстроя России, такой объект капитального строительства, как общественно-деловой комплекс, к указанному перечню производственных объектов не относится, заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения (гостиницы) в составе общественно-делового комплекса не противоречит требованиям Федерального закона N 214-ФЗ.

Вместе с тем, как было указано выше, на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ в целях применения права на освобождение от НДС под объектом производственного назначения понимаются объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Согласно Письму Минфина России от 18.06.2020 N 03-07-14/52584 освобождение от НДС применяется только в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ с использованием счетов эскроу, согласно которым объектами долевого строительства являются жилые и нежилые помещения, не предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Таким образом, услуги застройщика по договору долевого участия в строительстве с юридическим лицом, которое будет использовать нежилые помещения, являющиеся объектом долевого строительства, в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), облагаются НДС.

Механизм определения стоимости услуг застройщика законодательством не установлен. На практике если стоимость услуг застройщика не выделена отдельной строкой, то стоимость услуг определяется как разница между суммой полученных от дольщиков денежных средств и суммой расходов, которые осуществил застройщик при строительстве.

Правомерность такого подхода подтверждается также разъяснениями Минфина России (Письмо от 11.10.2021 N 03-07-10/82426), согласно которым, в случае если строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика, передача застройщиком участнику долевого строительства объекта (части объекта), законченного капитальным строительством, операцией по реализации застройщиком товара или строительно-монтажных работ не является и, соответственно, объектом налогообложения на добавленную стоимость у застройщика не признается.

Соответственно, стоимость услуг застройщика составляет величина, определяемая как разница между суммой полученных от дольщиков денежных средств и суммой расходов, которые осуществил застройщик при строительстве. И именно данная величина является объектом налогообложения по НДС у застройщика.

В отношении данной величины застройщик обязан выставить участнику долевого строительства счет-фактуру в общеустановленном порядке.

Что касается суммы расходов на строительство объекта долевого строительства, стоимость которого объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость у застройщика не признается, то Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила) предусмотрено составление так называемого сводного счета-фактуры. Такой счет-фактура составляется в случае приобретения застройщиком у одного и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени.

Разделом II Приложения N 1 Правил установлен порядок оформления такого счета-фактуры: он оформляется от имени застройщика с указанием в отдельных позициях наименований выполненных строительно-монтажных работ, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав из счетов-фактур, выставленных продавцами застройщику.

На основании разд. II Приложения N 3 Правил сводный счет-фактура регистрируется застройщиком в журнале выданных счетов-фактур. При этом счета-фактуры, полученные застройщиком от продавцов товаров (работ, услуг), подлежат регистрации в журнале полученных счетов-фактур.

Одновременно со сводным счетом-фактурой застройщик передает участнику долевого строительства копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав застройщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В отношении определения стоимости услуг застройщика существует мнение, в том числе нашедшее отражение в отдельных судебных актах, о том, что вся цена договора по ДДУ составляет стоимость услуг застройщика.

Согласно данной позиции НДС при передаче объекта участнику долевого строительства должен быть исчислен со всей цены договора по ДДУ. Однако застройщик вправе применить налоговый вычет в отношении НДС, предъявленного застройщику при строительстве объекта.

Учитывая отсутствие четкого нормативного регулирования определения стоимости услуг застройщика и порядка оформления счетов-фактур в рамках ДДУ, предлагается предоставить разъяснение по следующим вопросам.

1. Как определяется стоимость услуг застройщика, при условии, что строительство объекта долевого строительства осуществляется генеральным подрядчиком без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика?

2. Обязан ли застройщик формировать и передавать участнику долевого строительства - юридическому лицу счет-фактуру в порядке, предусмотренном Правилами для случаев приобретения строительно-монтажных работ, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав застройщиком от собственного имени для покупателя (инвестора)?

30.12.2022

Письмо ФНС России от 23.12.2022 г. № АБ-3-20/14698@

Вопрос: Об указании в кассовом чеке (БСО) наименования и ИНН покупателя (клиента), а также учете расходов для целей УСН ("доходы минус расходы"), если кассовый чек (БСО) не содержит обязательных реквизитов.

Письмо Минфина России от 05.12.2022 г. № 03-03-06/1/118680

Вопрос: О требованиях к первичным учетным документам в электронном виде в целях налога на прибыль.

Письмо Минфина России от 05.12.2022 г. № 03-03-06/1/118694

Вопрос: О дате признания расходов, подтвержденных первичными учетными документами в электронном виде, при применении метода начисления в целях налога на прибыль.

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок