
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/174
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ст. 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также определяться трудовым договором.
Включаются ли расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов работников, работа которых носит разъездной характер, в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-05-05-01/97
Согласно Письму Минфина России от 14.07.2010 N 03-05-05-01/26 на конец года остаточная стоимость имущества, используемого в расчете налога на имущество организаций, рассчитывается с учетом произведенных за 31 декабря календарного года соответствующих операций с основными средствами.
Например, в марте 2011 г. ООО приобрело и ввело в эксплуатацию основное средство. Для расчета средней стоимости имущества за I квартал остаточная стоимость имущества определяется на 00 часов 00 минут первого дня каждого месяца.
Каков порядок определения остаточной стоимости имущества для целей налога на имущество организаций: на начало первого дня каждого месяца (00 часов 00 минут) или на конец первого дня каждого месяца (24 часа 00 минут)?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-03-06/4/148
Целью таких исков является создание преюдиции для любого потребителя и упрощения защиты им своих нарушенных потребительских прав в суде. Так, вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
Однако Роспотребнадзор имеет финансирование из федерального бюджета, а финансирование общественных объединений потребителей и органов местного самоуправления очень незначительно. Понимая это, законодатель в той же статье ввел компенсационную меру, направленную на компенсацию их расходов в связи с такими судебными делами: одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Однако в том случае, если полученная от правонарушителя денежная компенсация расходов общественного объединения потребителей или органов местного самоуправления облагается у них налогами, то компенсационный механизм фактически не действует, поскольку с каждым иском средства, выделенные в смете на оплату расходов по ведению судебных дел, будут уменьшаться на сумму налогов до тех пор, пока не иссякнут.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти, к которым относятся и судебные органы.
Подлежат ли налогообложению налогом на прибыль у общественных объединений потребителей и органов местного самоуправления суммы денежных средств, полученные ими на основании решений суда по искам в интересах неопределенного круга потребителей в части компенсации возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, предусмотренных ст. 45 Закона "О защите прав потребителей"?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-04-05/6-1053
Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одариваемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
Налоговый орган направил физлицу требование об уплате НДФЛ.
Правомерны ли действия налогового органа?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-04-05/6-1058
Будет ли физлицо признаваться в данном случае налоговым резидентом РФ в целях исчисления и уплаты НДФЛ в 2010 и 2011 гг.? В каком порядке можно осуществить возврат/зачет сумм налога, удержанного с физлица на территории Монголии, при уплате налога в РФ?
Вправе ли физлицо воспользоваться льготой, установленной ст. 20 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, заключенного в г. Москве 05.04.1995? Какими документами можно подтвердить правомерность применения данной льготы? Как подтверждается статус налогового резидента РФ?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/176
В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения в целях применения УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Таким образом, ООО полагает, что денежные средства, полученные от жильцов многоквартирных домов на оплату коммунальных услуг, не подлежат учету в доходах в целях исчисления налога, подлежащего уплате в связи с применением УСН, так как ООО не оказывает непосредственно данные услуги, а является исключительно посредником между жильцами и специализированными организациями, оказывающими соответствующие услуги.
Вправе ли ООО не учитывать в целях исчисления налога, подлежащего уплате в связи с применением УСН, денежные средства, полученные от жильцов на оплату коммунальных услуг?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/179
В свою очередь, с родителями учеников НОУ ДО заключаются договоры пожертвования, на основании которых единовременно вносятся денежные средства в фонд НОУ ДО, а также сторонние организации оказывают благотворительную помощь, перечисляя на расчетный счет НОУ ДО суммы, которые также используются на нужды НОУ ДО.
Вышеперечисленные добровольные взносы в учете отражаются обособленно по всем операциям по поступлению и использованию от договоров пожертвования и по благотворительности.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что к целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ. Статьей 582 ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Вправе ли НОУ ДО не включать в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы по договорам пожертвования и благотворительную помощь от сторонних организаций?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/178
Некоммерческое партнерство начисляет и получает от собственников многоквартирных домов сумму платежей за коммунальные услуги, а именно: отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и электроэнергию мест общего пользования, антенну, радио, вывоз мусора, АППЗ, ПЗУ, лифт. Таким образом, некоммерческое партнерство не оказывает данные услуги, а является поверенным собственников многоквартирного дома во взаимоотношениях с организациями, оказывающими обозначенные услуги.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в составе объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, т.е. те доходы, которые некоммерческое партнерство получает от собственников многоквартирных домов в виде суммы платежей за коммунальные услуги.
Вправе ли некоммерческое партнерство в соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывать в составе объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, денежные средства, полученные от собственников многоквартирных домов в виде сумм платежей за коммунальные услуги?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-04-06/3-346
При этом в соответствии со ст. 310 ТК РФ организация не создает и не оборудует стационарное рабочее место для работника, работник за свой счет приобретает и использует оборудование для выполнения своих трудовых обязанностей, использует жилое помещение по месту своего жительства, а равно любое иное помещение по своему усмотрению, где он считает возможным разместить свое оборудование в целях исполнения возложенных на него трудовых обязанностей. При этом указанные помещения не подконтрольны организации прямо или косвенно.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Письме Минфина России от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211, организация считает, что основания для постановки ее на налоговый учет как обособленного подразделения по месту исполнения надомником своих трудовых функций отсутствуют.
Согласно Письму Минфина России от 14.04.2011 N 03-04-06/3-89 суммы НДФЛ, удержанные с доходов, выплачиваемых надомнику, должны быть перечислены в бюджет по месту учета российской организации - налогового агента, осуществляющей выплаты по трудовому договору такому работнику. На указанный порядок перечисления налога на доходы физических лиц не влияет место проживания данного работника. На основании данного Письма организация считает, что НДФЛ на данного работника должен перечисляться в бюджет по месту нахождения организации.
1. Должна ли организация создавать (регистрировать) обособленное подразделение в данном случае по месту жительства надомника?
2. В случае если организация не должна создавать обособленное подразделение по месту жительства надомника, в какой бюджет должен перечисляться НДФЛ, удержанный с доходов, выплачиваемых надомнику: по месту исполнения работником трудовых обязанностей или по месту нахождения организации?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-04-05/6-1054
Страховая премия по договору страхования уплачивалась организацией-работодателем в рассрочку в течение двух лет. Первая часть страховой премии была оплачена в июне 2005 г. Оплата второй части страховой премии была произведена в июле 2006 г.
29 июня 2005 г. работодатель в качестве налогового агента перечислил в бюджет НДФЛ с первой части страховой премии, и 21 июня 2006 г. работодатель перечислил в бюджет НДФЛ со второй части страховой премии.
По истечении 5 лет с момента заключения договора физлицо приняло решение расторгнуть договор досрочно. Согласно договору в случае досрочного расторжения страховщик выплачивает застрахованному лицу выкупную сумму, размер которой устанавливается при заключении договора и указывается в приложении к индивидуальному страховому полису.
На основании заявления физлица от мая 2010 г. договор был расторгнут с 01.07.2010 и физлицу была перечислена выкупная сумма, с которой страховая организация как налоговый агент согласно пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ удержала НДФЛ.
Согласно п. 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 137-О-П: "Впредь до внесения необходимых изменений, учитывая, что в случаях, когда страховые взносы были уплачены в полном объеме до 1 января 2008 года, определяющее правовое значение имеет момент их уплаты страхователем, при разрешении вопроса о налогообложении налогом на доходы физических лиц подлежат применению положения п. п. 1 и 3 ст. 213 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года".
Федеральным законом от 07.03.2011 N 24-ФЗ приняты законодательные поправки, направленные на устранение двойного налогообложения НДФЛ доходов физических лиц в виде страховых взносов, а также в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования.
Является ли удержание НДФЛ как с сумм страховых взносов, так и с сумм страховых выплат двойным налогообложением?
Правомерно ли страховая организация удержала НДФЛ с доходов физлица в виде выкупной суммы?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-05-04-03/87
Госрегистрация прав на суда внутреннего водного транспорта и сделок с ними, в том числе ипотека (залог), осуществляется в Государственном судовом реестре РФ путем внесения соответствующей записи и присвоения регистрационного номера о возникновении, об изменении, об ограничении (обременении), о переходе либо прекращении права собственности на судно или иного вещного права, а также о сделках с судном.
В соответствии с п. 25 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (далее - Правила), вместе с заявлением о государственной регистрации и правоустанавливающими документами на судно предъявляется документ о внесении платы за государственную регистрацию, т.е. государственной пошлины за совершение юридически значимых действий.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в ЕГРП записи об ипотеке как обременение прав на недвижимое имущество, предусматривается уплата государственной пошлины в сумме 4000 руб. для организаций.
Как указывалось выше, в ЕГРП не подлежат внесению записи о госрегистрации прав на суда внутреннего плавания и сделок с ними.
В соответствии со ст. 24 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в РФ может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном законодательством РФ.
Договор ипотеки подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно (п. 23 Правил), т.е. в Государственном судовом реестре РФ.
В соответствии с п. 41 Правил неотъемлемой частью Государственного судового реестра РФ являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на суда, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждое судно.
В соответствии с п. 49 Правил в записях об ипотеке судна указываются данные о залогодателе ипотеки, данные о залогодержателе ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя, максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, а при установлении ипотеки на два и более судов - размер, в котором обязательство обеспечивается каждым судном в отдельности при наличии соглашения сторон об этом, дата окончания ипотеки.
Таким образом, предусмотрена возможность заключения в одном договоре ипотеки двух и более судов с обязательным указанием размера обязательства на каждый объект недвижимости.
В соответствии со п. 50 Правил каждая запись о праве, его ограничении (обременении) или сделке с судном идентифицируется номером регистрации.
Из анализа приведенных норм следует, что при государственной регистрации (обременении) права собственности в Государственный судовой реестр РФ вносится запись о таком обременении в отношении каждого судна, указанного в договоре ипотеки. Такая запись должна содержаться в деле правоустанавливающих документов, открываемых на каждое судно, т.е. производится не одна запись, а несколько записей по числу обремененных ипотекой судов.
В каком размере должна уплачиваться госпошлина при госрегистрации договора об ипотеке, в котором перечислены несколько объектов недвижимого имущества - суда внутреннего плавания в качестве обеспечения обязательства, в отношении каждого из которых должны быть внесены записи в Государственный судовой реестр РФ о наличии обременения?
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-03-10/118
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-04-05/8-1051
Предоставляется ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего и четвертого ребенка в размере 3000 руб. по достижении первым ребенком возраста, указанного в абз. 12 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, или производится "перенумерация" детей: четвертый ребенок становится третьим, третий - вторым, второй - первым?
Предоставляется ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на содержание ребенка, в случае если он является студентом заочной формы обучения?
Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2011 г. N 03-04-05/9-1060
Письмо Минфина РФ от 11 марта 2011 г. N 03-07-11/49
Письмо Минфина РФ от 11 марта 2011 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 15 марта 2011 г. N 03-04-05/9-137
Письмо Минфина РФ от 18 марта 2011 г. N 03-02-07/1-76
Письмо Минфина РФ от 18 марта 2011 г. N 03-07-11/63
Письмо Минфина РФ от 21 марта 2011 г. N 03-05-06-04/115