17.05.2010
Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-07/1-216, от 5 мая 2010 г. N 03-07-06/86
Вопрос: Начиная с 1 января 2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ п. 1 ст. 54 НК РФ дополнен следующим предложением: "Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога".Как указанная норма соотносится с п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты?
Как следует применять данную норму в случае, когда одновременно производится исправление нескольких ошибок за один и тот же прошлый период, приводящих по отдельности как к излишней уплате, так и к недоплате налога?
Вправе ли налогоплательщик исправлять в текущем налоговом периоде ошибки (искажения), приведшие к излишней уплате налога, которые были допущены в налоговом периоде, с момента уплаты налога за который прошло более трех лет?
Письмо Минфина РФ от 29 апреля 2010 г. N 03-04-06/2-84
Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, не признаются налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц в случае, если получают доходы от источников за пределами Российской Федерации.Пунктом 3 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников за пределами Российской Федерации относятся доходы от реализации за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей в уставных капиталах иностранной организации.
В рамках заключенного с клиентом-физлицом договора на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг сделки с ценными бумагами иностранных эмитентов заключаются посредством электронных торгов и совершаются банком от своего имени, по поручению и за счет клиента.
Данные, получаемые от организаторов электронных торгов, не позволяют однозначно определить территорию заключения сделки, влекущей за собой переход права собственности на ценные бумаги, в случае если контрагентом по сделке является иностранная организация, не являющаяся резидентом РФ.
Относятся ли к доходам, полученным от источников за пределами РФ, доходы физлица - нерезидента РФ по сделке продажи корпоративных облигаций иностранного эмитента, заключенной посредством системы электронных торгов с контрагентом - резидентом Великобритании в рамках договора на брокерское обслуживание?
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-02-07/1-220
Вопрос: О порядке взимания с граждан кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами комиссионных вознаграждений за перечисление таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-04-05/3-253
Вопрос: Имеет ли право нотариус, занимающийся частной практикой, на профессиональный налоговый вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на:- профессиональную подготовку и переподготовку работников нотариуса, а именно прохождение курсов повышения квалификации;
- оплату услуг по ведению бухгалтерского учета нотариуса как работодателя, оказываемых по гражданско-правовому договору:
а) сторонними организациями;
б) индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате нотариуса;
- оплату услуг по уборке помещения нотариальной конторы по договору гражданско-правового характера, заключенному с индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате нотариуса;
- оплату иных услуг (предоставление транспортных услуг, услуг по доставке канцелярских товаров, отправке и получению почтовой корреспонденции, документов, установке офисного оборудования, устранению мелких технических неполадок офисного оборудования или неполадок в помещении нотариальной конторы) по договорам гражданско-правового характера, заключенным нотариусом с индивидуальным предпринимателем, не состоящим в штате нотариуса;
- приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, обновление программ для ЭВМ, баз данных?
Письмо Минфина РФ от 28 апреля 2010 г. N 02-03-07/1539
Вопрос: Об указании в Сведениях о сметных назначениях, содержащихся в смете доходов и расходов, представленных получателем средств фактического остатка средств от приносящей доход деятельности, отраженного на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в органе Федерального казначейства, поступившего на указанный лицевой счет при его открытии не с начала текущего финансового года.
Письмо Минфина РФ от 6 мая 2010 г. N 03-02-07/1-217
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Указанием ЦБ РФ от 25.11.2009 N 2343-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" платежному агенту - юрлицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность по приему платежей физлиц в пользу поставщиков за оказанные услуги и выполняемые работы, в банке должен быть открыт отдельный банковский счет N 40821.Счет N 40821 - это отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков и осуществления расчетов в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ. Согласно ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент осуществляет прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физлица перед поставщиком и осуществляет последующие расчеты с поставщиком.
Из изложенного следует, что платежный агент обязан в полном объеме сдавать в банк полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления на свой отдельный счет N 40821, а банк обязан принимать денежные средства и выполнять по счету платежного агента только расходные операции:
- по перечислению денежных средств в адрес поставщиков, получающих денежные средства плательщиков за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
- перечислению на расчетный счет платежного агента суммы вознаграждения, предусмотренного соглашением между платежным агентом и плательщиком.
В соответствии с НК РФ под счетом понимаются расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основным отличием счета платежного агента N 40821 от счета, определенного в НК РФ, является то, что денежные средства, зачисляемые на счет платежного агента, не являются его собственностью и он не вправе расходовать их по собственному усмотрению. В связи с этим на денежные средства плательщиков, находящихся на счете платежного агента N 40821, не может быть обращено взыскание по обязательствам платежного агента.
Обязан ли банк уведомлять налоговый орган об открытии счета платежного агента N 40821?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-04-06/6-90
Вопрос: В ноябре 2009 г. российская страховая организация и предприятие, зарегистрированное в Социалистической Республике Вьетнам (далее - Вьетнам), заключили договор добровольного пенсионного страхования в пользу работников (российских граждан, выполняющих работы на территории Вьетнама по контракту) за счет средств работодателя, предусматривающий риск "выплата пенсии при наступлении пенсионных оснований".Целью указанного договора является компенсация пенсионных потерь работников, так как работодатель в соответствии с законодательством Вьетнама не перечисляет взносы в пенсионный фонд РФ.
По законодательству Вьетнама с доходов в виде страховых взносов по указанному договору был удержан и перечислен в бюджет Вьетнама подоходный налог.
Следует отметить, что в настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 N 50-ФЗ).
В соответствии со ст. 18 указанного Соглашения любые пенсии и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве, могут облагаться налогом только в этом государстве.
Однако в соответствии с НК РФ страховая организация как налоговый агент должна удержать НДФЛ с доходов, выплаченных налогоплательщику в виде страховых выплат.
При этом в ранее действующей редакции ст. 213 НК РФ (до 01.01.2008) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если страховые выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы, вносимые за застрахованных физлиц из средств работодателя, учитывались при определении налоговой базы по НДФЛ, а страховые выплаты НДФЛ не облагались.
С 01.01.2008 порядок налогообложения НДФЛ изменился и по указанному договору страхования страховые взносы, вносимые за застрахованных физлиц из средств работодателя, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ), а страховые выплаты по указанному договору включаются в налоговую базу по НДФЛ.
Таким образом, по договору добровольного пенсионного страхования, заключенному работодателем на территории Вьетнама в пользу работников (российских граждан), был удержан подоходный налог с доходов в виде сумм страховых взносов, а при возвращении на территорию РФ с этих же застрахованных при наступлении пенсионных оснований страховая организация обязана удержать НДФЛ с доходов, полученных в виде страховых (пенсионных) выплат. Это обязывает отдельную группу граждан - тех, в чью пользу заключен договор добровольного пенсионного страхования, уплачивать НДФЛ дважды: как со страховой премии, так и со страховой выплаты, хотя реальный доход по договору страхования застрахованный получает один раз.
При этом в силу ст. 23 указанного Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход из другого договаривающегося государства, сумма налога на такой доход, который может быть уплачен в этом другом государстве в соответствии с положениями данного Соглашения, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в первом упомянутом государстве. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством и правилами первого упомянутого государства.
Следовательно, согласно ст. 232 НК РФ фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом РФ за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, засчитываются при уплате налога в РФ, если это предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Имеет ли право российская страховая организация как налоговый агент не удерживать НДФЛ со страховых выплат по договору добровольного пенсионного страхования при предоставлении застрахованным лицом документа о полученном доходе в виде страховой премии и об уплате застрахованным лицом по указанному договору подоходного налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства?
Письмо Минфина РФ от 26 апреля 2010 г. N 02-06-10/1496
Вопрос: О неприменении Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, к порядку ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями.
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/84
Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.Банк принял решение самостоятельно осуществлять оценку расчетной цены и закрепил метод оценки в учетной политике банка.
Банк считает, что для определения расчетной цены долговых обязательств (включая векселя) для контроля за применением рыночных цен в отношении приобретения ценных бумаг можно использовать метод наращенных (накопленных) сумм процентных выплат к получению исходя из цены приобретения, ставки (доходности) по ценным бумагам, а также срока обращения долговых обязательств и расчет производить по формуле:
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-07-06/87
Вопрос: Согласно положениям гл. 22 НК РФ в 2009 г. для целей взимания акцизов автомобильные бензины разделяются на два вида:- автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно;
- автомобильный бензин с иными октановыми числами.
При этом НК РФ не содержит определения терминов "автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно" и "автомобильный бензин с иными октановыми числами".
В соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия" (далее - ГОСТ) в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов:
"Нормаль-80" - не менее 80;
"Регуляр-92" - не менее 92;
"Премиум-95" - не менее 95;
"Супер-98" - не менее 98.
При этом п. 4.2 ГОСТа установлено, что значение октановых чисел автомобильного бензина марки "Нормаль-80", определенного по моторному методу, должно быть не менее 76, по исследовательскому методу - не менее 80.
Таким образом, исходя из анализа положений данного ГОСТа, производство и реализация в РФ автомобильного бензина с октановым числом, определенным по исследовательскому методу, менее 80 не допускается.
При этом вырабатываемый автомобильный бензин должен соответствовать ГОСТу не только в момент его производства, но и в процессе последующей реализации, включая конечную реализацию покупателю через АЗС.
Следовательно, с целью соблюдения требований ГОСТа производители должны первоначально закладывать характеристики автомобильного бензина выше минимально установленных.
Так фактические значения октановых чисел, определенных по моторному методу, могут находиться в диапазоне от 76 до 82,9, определенные же по исследовательскому методу - могут находиться в диапазоне от 80 до 91,9, что подтверждается заключениями профильных научно-исследовательских институтов.
Таким образом, исходя из норм НК РФ автомобильный бензин марки "Нормаль-80" для целей взимания акцизов может быть отнесен к виду "автомобильный бензин с иными октановыми числами" и, следовательно, к нему должна применяться повышенная ставка акциза.
Учитывая, что акциз включается в цену реализации, применение повышенной ставки акциза по автомобильному бензину марки "Нормаль-80" приведет к повышению цены на данную марку автомобильного бензина.
Правомерно ли в данном случае организации применять ставку акциза как по автомобильному бензину с октановым числом до 80 при выработке автомобильного бензина марки "Нормаль-80" с октановым числом от 80 до 91,9 по исследовательскому методу и октановым числом от 76 до 82,9 по моторному методу, поскольку такой автомобильный бензин в соответствии с ГОСТом может быть реализован покупателям как бензин марки "Нормаль-80" и, соответственно, по классификации является бензином с октановым числом до 80 включительно?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-05-05-01/12
Вопрос: ТСЖ создано в составе физических лиц - собственников земельных участков и расположенных на этих участках жилых домов, объединенных общими границами обособленной и огороженной территории (коттеджный поселок).В члены ТСЖ желает вступить юридическое лицо, владеющее недвижимым имуществом. В состав данного недвижимого имущества входят земли общего пользования поселка, на которых расположены служебные строения и сооружения поселка (КПП, здание управления поселком, забор, инженерные коммуникации для обеспечения участков электроэнергией, газом, водой и т.д.).
Подлежит ли налогообложению налогом на имущество недвижимое имущество, передаваемое в ТСЖ в качестве вступительного взноса юридического лица, принимаемого в ТСЖ? Может ли применяться льгота по Закону Московской области от 29.09.2007 N 163/2007-ОЗ согласно пп. 2 п. 2 ст. 26.2?
Если общее имущество, предназначенное для обслуживания коттеджного поселка, будет находиться в общей долевой собственности членов ТСЖ, будет ли каждый член ТСЖ (физическое лицо) платить налог на имущество физлиц в отношении данного имущества? Будет ли член ТСЖ (юридическое лицо) уплачивать налог на имущество организаций?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-04-05/3-255
Вопрос: Физлицо получило грант в сумме 300 000 руб. на развитие бизнеса. Физлицо является индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН (объект налогообложения - доходы). Обязано ли физлицо подавать декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ за 2009 г. в части полученного гранта?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-07/1-215
Вопрос: С 1 января 2010 г. вступили в силу Указания ЦБ РФ N 2343-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" в части открытия кредитными организациями платежным агентам, банковским платежным агентам отдельных банковских счетов N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент".Обязан ли банк направлять сообщения в налоговые органы об открытии отдельных банковских счетов платежным агентам, банковским платежным агентам в соответствии со ст. 86 НК РФ?
Имеет ли право налоговый орган приостановить операции по указанному счету в соответствии со ст. 76 НК РФ?
Подлежат ли списанию денежные средства с указанных счетов на основании инкассовых поручений налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ?
Обязаны ли банки выдавать налоговым органам справки о наличии счетов N 40821 в банке и (или) об остатках денежных средств на этих счетах и выписки по операциям на данных счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии со ст. 86 НК РФ?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/1/313
Вопрос: Организация безвозмездно получила от своего учредителя - иностранного юридического лица (далее - учредитель), доля участия которого в уставном капитале организации составляет 100%, простой беспроцентный вексель третьего лица со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее определенной даты". Данный вексель был приобретен учредителем в 2008 г. и оплачен денежными средствами, затем в 2009 г. новирован и безвозмездно передан организации. Срок погашения данного векселя составляет более года с момента его получения организацией до момента возможного предъявления к погашению.Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ имущество, безвозмездно полученное от учредителя, доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 50%, не включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
В соответствии со ст. 38 НК РФ под имуществом понимают виды гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, положениями которого определено, что вексель относится к движимому имуществу.
Правомерно ли в данной ситуации использование организацией положений пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-05-06-02/43
Вопрос: Должны ли садоводы платить земельный налог в отношении земель общего пользования?
Письмо Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-08/28
Вопрос: Является ли камеральной проверкой (понятие и сроки проведения которой приведены в ст. 88 НК РФ) контроль налогового органа за соблюдением сроков представления налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год?Каков порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки согласно ст. 101 НК РФ при применении к налогоплательщикам налоговой ответственности в виде штрафа за правонарушение в виде нарушения сроков представления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-05-06-03/44
Вопрос: У физлица закончилась лицензия на право ношения и хранения охотничьего оружия. При продлении лицензии физлицо столкнулось с проблемой - лицензия стоит 10 руб., а комиссионный сбор составил 25 руб. Также штраф за нарушение ПДД составил 100 руб., а комиссия - 50 руб. Почему комиссия составляет половину суммы платежа или более?
Письмо Минфина РФ от 23 марта 2010 г. N 02-03-07/1034
Вопрос: О санкционировании расходов федерального бюджета по оплате труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-04-05/7-256
Вопрос: Физическое лицо в налоговой инспекции получило отказ в получении имущественного налогового вычета по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры на том основании, что стороны по договору купли-продажи являются взаимозависимыми. Указанная квартира была приобретена физическим лицом совместно с супругой в долевую собственность (по 1/2 доли) у своей родственницы (матери жены). Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Письмо Минфина РФ от 7 мая 2010 г. N 03-02-07/1-226
Вопрос: В соответствии с п. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежные агенты обязаны открывать отдельный банковский счет для осуществления расчетов.Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" не дает разъяснения в отношении того, могут ли денежные средства, зачисленные на данный счет, расходоваться.
Согласно п. 4.43.1 Положения Банка России N 302-П счет N 40821 - это отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
По мнению банка, этот вопрос является очень важным, поскольку если операция по расходованию денежных средств со счета N 40821 возможна, то данный счет подпадает под определение счета в рамках НК РФ (п. 2. ст. 11 НК РФ) и на него распространяются положения п. 1 ст. 86, ст. ст. 76, 46 НК РФ.
Подпадает ли по смыслу п. 2 ст. 11 НК РФ счет платежного агента под определение счета?
Обязан ли банк направлять сообщение об открытии данного вида счета в территориальный налоговый орган в порядке, установленном ст. 86 НК РФ?
Может ли налоговый орган принять решение о приостановлении операций по счету и предъявить требования к данному счету?
© 2006-2025 Российский налоговый портал.



