Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2008 г. N КА-А41/11812-08

Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2008 г. N КА-А41/11812-08

Налогоплательщик вправе заменить неправильно оформленные счета-фактуры. В этом случае налоговики не праве утверждать, что вычет положен в периоде исправлений

15.01.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2008 г. N КА-А41/11812-08

Дело N А41-3717/08

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего Коротыгиной Н.В.,

судей Алексеева С.В. и Власенко Л.В.

при участии в заседании:

от заявителя - Ш., доверенность от 14.10.2008 г.

от заинтересованного лица - Н., доверенность N 04-04/0009,

рассмотрев 15 декабря 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Исчета-фактуры не содержат подпись руководителя и печать организации с указанием даты внесения исправлений.

При этом инспекция указывает на неправомерную их замену на счета-фактуры, которые оформлены в соответствии со ст. 169 НК РФ, а также на непредставление заявителем исправленных счетов-фактур, выставленных ОАО "Ростелеком" от 30.04.2007 г. N ММТ/А1/13498, ООО "Поли Пак Сервис" от 02.04.2007 г. N 635 и 636, ООО "Софт Инвест" от 04.04.2007 г. N 42 и от 05.04.2007 г. N 43, ООО "ТЦ Комус" от 10.04.2007 г. N 012/3579610 и 012/3580939, ООО "Инструмент" от 05.04.2007 г. N 159, ООО "Драйв-Эко" от 05.04.2007 г. N 14 и от 11.04.2007 г. N 24, ООО "Умка-М" от 09.04.2007 г. N 838 и 839, от 10.04.2007 г. N 865, от 15.04.2007 г. N 887 и 886.

Кроме того, по мнению налогового органа, заявитель не имеет права на налоговый вычет по выставленному ООО "Компания Софт Инвест" счету-фактуре от 02.03.2007 г. N 47 в связи с неподтверждением в ходе контрольных мероприятий уплаты налога в бюджет.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на кассационную жалобу.

Представитель налоговой инспекции не возражал против удовлетворения данного ходатайства.

Совещаясь на месте, руководствуясь ст. 279 АПК РФ, с учетом мнения представителя налоговой инспекции суд определил: приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобу.

В отзыве на кассационную жалобу Общество ссылается на то, что принятые по делу судебные акты являются законными, и просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения.

В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов не имеется.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 г. Межрайонной ИНДС в размере 1.388.777 руб. и доначислен налог в размере 288.707 руб.

Основанием для вынесения данных решений явилось не принятие налоговых вычетов по ряду счетов-фактур, выставленных контрагентами заявителя с нарушением установленного ст. 169 НК РФ порядка, в связи с отсутствием подписей должностных лиц организации, наименования, адреса, ИНН и КПП покупателя, адреса грузоотправителя, с неверным указанием адреса и КПП налогоплательщика, адреса грузоотправителя; по счету-фактуре от 02.03.2007 г. N 47, выставленного ООО "Компания Софт Инвест", поскольку в ходе контрольных мероприятий факт уплаты в бюджет налога контрагентом заявителя не подтвержден.

Признавая недействительными решения налоговой инспекции в оспариваемой части, суды исходили из подтверждения заявителем права на налоговый вычет в соответствии со ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ надлежащими документами.

Суд кассационной инстанции полагает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам и действующему законодательству.

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет за налогоплательщиками право на уменьшение общей суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Пунктом 2 определено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговый вычет при соблюдении вышеуказанных условий.

На основании исследования представленных в материалы дела документов судами правомерно установлено, что заявителем данные требования соблюдены, поскольку до вынесения оспариваемых решений Обществом одновременно с возражениями от 12.10.2007 г. N 80 на акт проверки представлены счета-фактуры, которые оформлены в соответствии со ст. 169 НК РФ, что не опровергается налоговой инспекцией.

При этом суды обоснованно указали на отсутствие установленных налоговой инспекцией нарушений в первоначально представленных счетах-фактурах: ООО "Драйв-Эко" от 05.04.2007 г. N 14 и от 11.04.2007 г. N 24 на оказание услуги (адрес грузополучателя не указывается); ООО "Инструмент" от 05.04.2007 г. N 159 указан правильный адрес налогоплательщика: г. Москва, ул. Народная, д. 9, по которому арендовалось помещение на основании договора субаренды от 31.01.2007 г. N 1442.

В Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 г. N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" указано, что в ряде случаев некоторые из строк и граф счета-фактуры могут не заполняться по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки.

Выводы судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 5 Постановления Пленума от камеральной проверки налоговой инспекцией подтверждено наличие между заявителем и его контрагентами финансово-хозяйственных отношений, обстоятельства взаимозависимости и направленности действий на необоснованное возмещение налога на добавленную стоимость не установлены.

Судом кассационной инстанции доводы кассационной жалобы о том, что счета-фактуры должны быть исправлены в соответствии с п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914, а не заменены на новые не принимаются по следующим основаниям:

Суды установили, что счета-фактуры, к которым у налоговой инспекции имелись претензии, не содержат подчисток, помарок, исправлений, поскольку заменены на оформленные в соответствии со ст. 169 НК РФ счета-фактуры.

При этом положения ст. 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога после устранения нарушений, допущенных его контрагентами при составлении и выставлении счетов-фактур.

Глава 21 НК РФ, регулирующая порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость, также не содержит запрета на замену неправильно оформленных счетов-фактур на счета-фактуры, составленных в соответствии с действующими нормами законодательства о налогах и сборах.

Одновременно, судом отклоняется и ссылка налоговой инспекции на необходимость применения налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором в счета-фактуры вносились исправления.

По смыслу положений ст. ст. 171 и 172 НК РФ право налогоплательщика на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) обусловлено производственным назначением, фактическим наличием приобретенных товаров (работ, услуг), их оприходованием, в связи с чем суммы налоговых подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполнены данные условия.

Налоговый период применения налоговых вычетов связан с выполнением только названных условий и поэтому последующее исправление или замена счетов-фактур не влияет на правомерность их отражения в данном налоговом периоде.

Аналогичной позиции придерживается и Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 03.06.2008 г. N 615/08.

Кроме того, судом кассационной инстанции принимается во внимание то, что инспекция в нарушение п. 3 ст. 88 НК РФ не сообщила заявителю о выявленных в ходе проверки нарушениях и не предложила представить свои объяснения или внести соответствующие исправления.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении 12.07.2006 г. N 267-О полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений НДС из бюджета лишь при условии установления факта уплаты налога в бюджет его контрагентами.

Конституционный Суд РФ в Определении от 16.10.2003 г. N 329-О разъяснил, что истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.

Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающие на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в п. 10 Постановления Пленума от счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.

Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.

На необоснованность полученной налогоплательщиком налоговой выгоды, недостоверность, неточность или противоречивость сведений, содержащихся в представленных документах, налоговая инспекция не ссылается ни в оспариваемом решении, ни в кассационной жалобе.

Реальность совершения обществом хозяйственных операций с указанными контрагентами налоговым органом также не оспаривается.

При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает правильными выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, о подтверждении налогоплательщиком налоговых вычетов надлежащими документами, оформленными в соответствии с требованиями ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ.

Суды установили обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения, проверили законность выводов налогового органа и признали их необоснованными, не соответствующими положениям законодательства о налогах и сборах, регулирующим спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.

Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора в части данных эпизодов правильно в соответствии с положениями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются позицией налогового органа по данному спору, приводились им при рассмотрении дела в судебных инстанциях и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.

Иная оценка налоговым органом установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.

Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии со ст. 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда он содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Поскольку налоговая инспекция при подаче кассационной жалобы государственную пошлину не оплачивала, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ и с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2008 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2008 г. по делу N А41-3717/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области в доход федерального бюджета госпошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1000 руб.

Председательствующий

Н.В.КОРОТЫГИНА

Судьи

С.В.АЛЕКСЕЕВ

Л.В.ВЛАСЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок