Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 5 мая 2008 г. N КА-А40/3691-08
Постановление ФАС Московского округа от 5 мая 2008 г. N КА-А40/3691-08
Ответственность банка по ст. 134 НК РФ наступает за необеспечение исполнения обязанности его клиентом-налогоплательщиком по уплате налога, сбора или иного платежного поручения, имеющего преимущество в исполнении перед платежами в бюджет, при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого клиента. При этом размер санкции ограничен суммой задолженности по налогу клиента банка - налогоплательщика
07.07.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2008 г. N КА-А40/3691-08
Дело N А40-40025/07-140-244
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.
судей Агапова М.Р., Летягиной В.А.
при участии в заседании:
от истца К. доверенность от 27.02.2008
рассмотрев 28.04.2008 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москву
на решение от 08.10.2007
Арбитражного суда города Москвы
Принятое Мысак И.Я.
на постановление от 29.01.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое Порывкиным П.А., Катуновым В.И., Кораблевой М.С.
по иску (заявлению) ООО "КБ "Объединенный банк развития"
о признании недействительным решения
к ИФНС России N 5 по г. Москве
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Объединенный банк развития" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - инспекция) от 18.07.2007 N 18-10/042479 о привлечения банка к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 134 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008, требования Банка были удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их как незаконные. При этом сослалась на доказанность совершения банком налогового правонарушения и правомерное применение к нему налоговой ответственности по ст. 134 НК РФ в виде налоговой санкции, составляющей 20 процентов от суммы недоимки налогоплательщика.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции не явился, извещен надлежащим образом. В силу пункта 3 статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без участия представителя Инспекции.
Представитель Банка возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов двух инстанций.
Как установлено судом, оспариваемым по делу решением Инспекции от 18.07.2007 N 18-10/042479 банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 134 НК РФ, в виде штрафа в размере 38012063 за осуществление расходных операций по счету ООО "ТК "Центрснаб" при наличии решений инспекции от 26.02.2007 о приостановлении операций по счетам данной организации. Приостановление операций по счету ООО "ТК "Центрснаб" произведено в связи с непредставлением декларации.
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
В ст. 76 НК РФ предусмотрено два основания для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и в случае непредставления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налоговой декларации.
В силу п. 4 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
В соответствии со ст. 134 НК РФ исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанности по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.
Толкование названных норм свидетельствует о том, что ответственность банка по ст. 134 НК РФ наступает за необеспечение исполнения обязанности его клиентом-налогоплательщиком по уплате налога, сбора или иного платежного поручения, имеющего преимущество в исполнении перед платежами в бюджет, при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого клиента. При этом размер санкции ограничен суммой задолженности по налогу клиента банка - налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Отказывая в удовлетворении заявленного по делу требования, суды двух инстанций признали недоказанными фактическое наличие и размер задолженности перед бюджетом у ООО "ТК "Центрснаб". Суды установили, что Инспекцией не доказан размер задолженности, на которую исчислен штраф в размере 20 процентов.
В связи с чем суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о недоказанности размера штрафа, начисленного инспекцией.
Доводы кассационной жалобы в данной части свидетельствуют о неправильном толковании инспекцией статьи 134 Налогового кодекса РФ.
Выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Руководствуя статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2007, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу N А40-40025/07-140-244 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю.ВОРОНИНА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ЛЕТЯГИНА



