
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 27.10.2023 г. № ШЮ-4-22/13704@
Письмо ФНС России от 27.10.2023 г. № ШЮ-4-22/13704@
Вопрос: О привлечении банка к ответственности за нарушение срока сообщения налоговому органу сведений об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), изменении его реквизитов.
21.11.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27.10.2023 г. № ШЮ-4-22/13704@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Акционерного коммерческого банка (Публичное акционерное общество) (далее - ПАО АКБ, Банк) от 19.09.2023 по вопросу привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
Из обращения следует, что Банком в установленные Кодексом сроки (04.09.2023 и 05.09.2023) в налоговые органы направлены электронные сообщения об открытии/закрытии счетов в порядке, установленном Положением Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)" (далее - Положение N 311-П), которые не принимались налоговыми органами по причинам "Несоответствие версии формата" и "Недопустимое значение реквизита".
Причиной непринятия сообщений послужил технический сбой, вызванный переходом на новый формат электронных сообщений.
Банк указывает, что в соответствии с пунктами 1.4 и 1.5 Положения N 311-П Банком направляется всего один транспортный файл, в котором содержатся все электронные сообщения за день. При этом Банк оперативно (в течение 5 рабочих дней) устранял возникающие ошибки и направлял исправленные электронные сообщения.
Кроме того, Банк отмечает, что в связи с повышением Банком России в августе 2023 года ключевой ставки ПАО АКБ также повысило ставки по депозитам для физических лиц, что послужило основанием для роста клиентских обращений.
В связи с изложенным Банк просит рассмотреть вопрос о наличии обстоятельств, исключающих ответственность Банка в совершении налогового правонарушения, предусмотренную пунктом 2 статьи 132 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
В пункте 1 статьи 111 Кодекса перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. При этом данный перечень не является исчерпывающим.
Как указано в письме ФНС России от 16.03.2022 N КВ-4-14/3169@, с учетом создавшихся экономических условий (повышение Банком России ключевой ставки и масштабное увеличение количества операций по открытию/закрытию счетов физических лиц) ФНС России полагает возможным налоговым органам при рассмотрении вопроса о привлечении банка к ответственности на основании пункта 2 статьи 132 Кодекса в случае незначительного (1 - 2 дня) нарушения срока исполнения Банком обязанностей в отношении физических лиц, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса, принимать во внимание обстоятельства, исключающие вину Банка в рассматриваемой ситуации.
Федеральная налоговая служба отмечает, что Положением N 311-П установлен сложный порядок направления банком электронных сообщений в налоговый орган (из формированных электронных сообщений банк формирует транспортные файлы, которые направляются в территориальное учреждение Банка России и после их проверки далее передаются в Департамент информационных технологий Банка России, который направляет их в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки в налоговый орган по месту нахождения банка), требующий определенных временных затрат на каждом этапе передачи информации, что не позволило Банку своевременно получить квитанцию налогового органа о непринятии электронного сообщения и вовремя направить информацию повторно.
Однако Банком в кратчайшие сроки после получения квитанций были приняты меры для исправления ошибок, из-за которых первичное электронное сообщение не могло быть принято налоговыми органами.
При рассмотрении материалов о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при рассмотрении жалоб Банка за несвоевременное представление в сентябре 2023 года электронных сообщений об открытии/закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) следует учитывать, что незначительность нарушения срока представления Банком электронных сообщений не препятствовала налоговым органам использовать полученную информацию при проведении мероприятий налогового контроля; в действиях Банка отсутствовала направленность на неисполнение возложенной пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса обязанности по предоставлению таких сведений (отсутствие умысла).
Федеральная налоговая служба сообщает, что аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 01.06.2018 N СА-4-9/10609@, направленном по системе налоговых органов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральная налоговая служба отмечает, что согласно представленной Межрегиональной инспекцией ФНС России информации Банк находится на налоговом мониторинге, имеет высокий уровень информационного раскрытия в части предоставления оперативной информации по запросам налоговых органов, является активным участником пилотных проектов ФНС России, в том числе по интеграции информационных систем налогоплательщика с АИС "Налог-3", формированию справочников СПВДОК и т.д.
Таким образом, налоговым органам следует учитывать все вышеизложенные обстоятельства при рассмотрении материалов о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Кодекса.
Федеральная налоговая служба поручает Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов, получивших в сентябре 2023 года электронные сообщения от ПАО АКБ с нарушением срока, установленного пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
27.10.2023
- 08.05.2014 Когда банк должен уведомить налоговиков об открытии счета клиенту?
- 15.10.2012 Обязанность банков сообщать об открытии депозитного счета законодательством не установлена
- 26.11.2010 Филиал привлечь к ответственности нельзя
- 04.03.2010 Можно обжаловать решение инспекции, минуя вышестоящий орган
- 22.07.2008 Скажи, в чем причина приостановления операций, и я скажу – есть ли штраф
- 02.12.2007 ВАС РФ подтвердил возможность снятия средств с арестованного счета
- 11.11.2007 Привлечение банков к ответственности за нарушение запрета на осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов
- 29.08.2007 Ответственность по статье 134 НК РФ
- 26.04.2004 Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 46 от 25.04.2004
- 18.04.2014
Суд апелляционной инстанции сделал
правильный вывод о том, что, в данном случае, дата заключения договора об открытии расчетного счета не являлась датой открытия расчетного счета. Открытие счета осуществлено после представления клиентом полного пакета документов, предусмотренных договором от 23.04.2012 г. № 40802/7-00012 для открытия расчетного счета - 25.04.2012 г.. штраф по п. 2 ст. 132 НК РФ начисляться не должен был. - 26.11.2010 Судом признаны недействительными решения управления и отделения Пенсионного фонда РФ, которыми филиал банка привлечен к ответственности в виде штрафа, поскольку филиал не является юридическим лицом, следовательно, не может быть привлечен к ответственности
- 15.11.2007 Статья 132 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает ответственности за нарушение банками сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
- 26.12.2023
О признании
незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невыполнении обязанностей по снятию ограничения с операций по счетам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика принято в отношении счета, не используемого заявителем в предпринимательской деятельности, для восстановления нарушенных прав налогоплательщика налогов
- 10.05.2023
Налоговый орган
в целях обеспечения исполнения решения о привлечении общества к налоговой ответственности и полагая, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем его исполнение, вынес решение о принятии обеспечительных мер.Итог: требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение влечет существенное ограничение экономической деятельности общества при отсут
- 28.06.2011 В передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано. Банк в нарушение требования п. 76 НК РФ открыл расчетные счета для организации и производил расходные операции по ним.
Комментарии