Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа 22 февраля 2008 г. по делу N А05-6151/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа 22 февраля 2008 г. по делу N А05-6151/2007

распорядительные письма о начислении дохода на именные счета работников в негосударственный пенсионный фонд "Нефтегарант" обществом не направлялись, списки работников, которым предназначались выплаты, в 2005 - 2006 годах обществом не представлены. При таких обстоятельствах общество необоснованно отнесло на расходы по налогу на прибыль страховые взносы, перечисленные на солидарный счет в негосударственном пенсионном фонде.

14.04.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2008 г. по делу N А05-6151/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии представителей открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" Шишкина Р.Е. (доверенность от 05.02.2008 N 1862), Поздновой М.М. (доверенность от 18.12.2007 N СБ-486Д) и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 Тихонова В.Б. (доверенность от 30.10.2007 N 98), рассмотрев 18.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2007 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 (судьи Чельцова Н.С., Маганова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-6151/2007,

установил:

открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество, ОАО "НК "Роснефть") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция N 7) и к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция N 1) о признании недействительным решения инспекции N 7 от 07.05.2007 N 09-15/05724 в части доначисления 24 973 руб. транспортного налога за 2005 год, 380 515 руб. налога на прибыль за 2005 год по эпизоду, связанному с негосударственным пенсионным фондом "Нефтегарант", соответствующих сумм штрафов и пеней (с учетом уточнения требований, произведенных заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда первой инстанции от 06.09.2007 заявленные обществом требования частично удовлетворены. Решение инспекции N 7 от 07.05.2007 N 09-15/05724 признано недействительным в части, касающейся начисления ОАО "НК "Роснефть" транспортного налога в сумме 24 973 руб. и соответствующих пеней, как не соответствующее действующему законодательству. Суд обязал инспекцию N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем аннулирования незаконного решения инспекции N 7 в указанной части. В удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции N 7 в части, касающейся начисления налога на прибыль и соответствующих пеней по эпизоду отнесения к расходам страховых взносов, перечисленных в негосударственный пенсионный фонд "Нефтегарант" без указания именных списков лиц, которым предназначаются данные выплаты, отказано. С инспекции N 7 в пользу общества взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.11.2007 решение суда первой инстанции от 06.09.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения инспекции N 7 от 07.05.2007 N 09-15/05724 по эпизоду начисления заявителю налога на прибыль и соответствующих пеней. Податель жалобы считает, что судом неправомерно применен Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ), который с учетом положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не может вступить в силу ранее 01.01.2006. Податель жалобы указывает, что поскольку спор возник из-за определения вступления в действие изменений в абзац 4 пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ, то суду следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель инспекции N 1 просил оставить решение и постановление в оспариваемой части в силе, указывая на их законность и обоснованность по мотивам, изложенным в отзыве.

Инспекция N 7 о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов жалобы в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией N 7 проведена выездная налоговая проверка ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", в том числе по налогу на прибыль, транспортному налогу за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, результаты которой оформлены актом от 27.02.2007 N 09-15/718ДСП. В период проведения проверки произошла реорганизация ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" в форме присоединения к ОАО "НК "Роснефть". В связи с указанными обстоятельствами заявитель поставлен на учет в качестве налогоплательщика в инспекции N 1. В ходе проверки инспекция N 7, в частности, установила, что общество в нарушение статьи 252 и пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в 2005 году необоснованно включило в расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, 1 585 479 руб. 39 коп. взносов, начисленных работникам и перечисленных в негосударственный пенсионный фонд без указания списков сотрудников, которым предназначаются данные выплаты. Занижение налоговой базы повлекло неисчисление и неуплату налогоплательщиком 440 546 руб. налога на прибыль организаций. Решением инспекции N 7 от 07.05.2007 N 09-15/05724 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу предложено уплатить недоимку по транспортному налогу, налогу на прибыль, а также соответствующие суммы пеней. Не согласившись с решением в указанной части, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая обществу в удовлетворении требований по эпизоду отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций страховых взносов, перечисленных в негосударственный пенсионный фонд, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

В силу прямого указания статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с подпунктом 16 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ) к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ приведенные выше положения закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Текст Закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, соответственно Закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ вступил в силу 31.01.2005. Вместе с тем законодатель придает новой редакции подпункта 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации обратную силу и в императивном порядке распространяет ее на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. По настоящему делу спорные правоотношения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций за 2005 год, возникли с 01.01.2005, что не оспаривается заявителем, следовательно, судебные инстанции при рассмотрении спора обоснованно применили подпункт 16 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ.

Из материалов дела следует, что на основании договора от 30.12.2000 N 9П/00 "О государственном пенсионном обеспечении", действовавшего на момент проверки в редакции соглашения от 28.04.2006, заключенного обществом с негосударственным пенсионным фондом "Нефтегарант" ОАО "НК "Роснефть" регулярно вносило на солидарный счет фонда пенсионные взносы. В соответствии с пунктом 5.1.3 договора от 30.12.2000 N 9П/00 "Фонд обязан по распорядительному письму Вкладчика (ОАО "НК "Роснефть") производить расчет размера современной стоимости обязательств по выплатам негосударственных пенсий, на основании которого перераспределять пенсионные накопления с солидарного пенсионного счета на именные пенсионные счета Участников".

Инспекцией установлено и заявителем не оспаривается, что распорядительные письма о начислении дохода на именные счета работников в негосударственный пенсионный фонд "Нефтегарант" обществом не направлялись, списки работников, которым предназначались выплаты, в 2005 - 2006 годах обществом не представлены.

Поскольку в соответствии с условиями пункта 5.1.3 договора от 30.12.2000 N 9П/00 основанием для перечисления пенсионных накоплений на именной пенсионный счет работника является поступление распорядительного письма общества, следует признать, что ОАО "НК "Роснефть" в 2005 году не исполнило условие подпункта 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации о применении пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.

При таких обстоятельствах соответствует положениям законодательства о налогах и сборах вывод налогового органа о необоснованном отнесении обществом на расходы по налогу на прибыль страховых взносов, перечисленных на солидарный счет в негосударственном пенсионном фонде "Нефтегарант".

Исследуя и оценивая в качестве доказательства представленный в материалы дела договор о негосударственном пенсионном обеспечении от 30.12.2000 N 9П/00, суд апелляционной инстанции правильно указал, что изменений, внесенных в договор соглашением от 31.01.2005, вступившим в силу с 01.01.2005, недостаточно, "поскольку они должны быть обществом фактически исполнены, а таких доказательств не представлено".

В кассационной жалобе ее податель ссылается на положения пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Судами обоснованно признаны не подлежащими применению требования пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа также считает необходимым указать, что положения подпункта 16 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ направлены на соблюдение баланса частных и публичных интересов, поскольку предоставляют дополнительную гарантию получения пенсионного обеспечения застрахованным лицам.

При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о недоказанности обществом правомерности отнесения на расходы по налогу на прибыль страховых взносов, перечисленных в негосударственный пенсионный фонд "Нефтегарант", и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований в рассмотренной части; основания для отмены судебных актов отсутствуют. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.09.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А05-6151/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.КОРПУСОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

Л.И.КОРАБУХИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Страхование сотрудников
  • 23.09.2012  

    Инспекция ошибочно полагает, что установленные судами общей юрисдикции в прошлых налоговых периодах факты совершения преступных действий третьими лицами, в результате которых спорные страховые выплаты признаны выплаченными в отсутствие страхового случая, являются основанием для внесения обществом изменений в налоговую и бухгалтерскую отчетность за прошлый период. Поскольку гл. 25 НК РФ (в частности, ст. 270 НК РФ) не содержит положений о том, что изнача

  • 13.09.2009   Страхование рисков в отношении ущерба, причиненного третьим лицам при осуществлении международных перевозок, является общепринятым международным требованием. Расходы на такой вид страхования уменьшают налог на прибыль
  • 14.10.2008   Общество не исполнило условие подпункта 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ о применении пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов

Вся судебная практика по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Вся судебная практика по этой теме »