
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2007 года Дело N А42-6902/2006
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2007 года Дело N А42-6902/2006
Поскольку все решения Инспекции о доначислении налогов обжалованы и приняты обеспечительные меры в виде запрета производить бесспорное взыскание сумм налогов, доначисленных решениями по выездным проверкам, то объективно недоимка не установлен.
24.07.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2007 года Дело N А42-6902/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Корабухиной Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Комбинат Североникель" Кузьминой Н.Н. (доверенность от 01.01.07 N 247), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Шульги Д.А. (доверенность от 28.12.06 N 01-14-43-05/9873), рассмотрев 24.07.07 (после объявленного 17.07.07 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комбинат Североникель" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.07 по делу N А42-6902/2006 (судьи Третьякова Н.О., Петренко Т.И., Протас Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комбинат Североникель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция), выразившихся в отказе в проведении возврата Обществу излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 7931242 руб. 49 коп. и об обязании Инспекции возвратить переплату по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 25.12.06 требования Общества полностью удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.07 решение от 25.12.06 отменено.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда. По мнению подателя жалобы, действия налогового органа по отказу в возврате налога на прибыль в доле территориального бюджета в указанной сумме противоречат статьям 31, 32 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и неправомерно ограничивают право налогоплательщика на распоряжение своим имуществом (статья 35 Конституции Российской Федерации).
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 14.08.06 направило в налоговый орган заявление о возврате из бюджета 7931242 руб. 49 коп. излишне уплаченного налога на прибыль.
Инспекция, рассмотрев заявление Общества, уведомлением от 22.08.06 отказала в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в связи с наличием недоимки (задолженности), которая приостановлена к взысканию в связи с принятием судебными органами обеспечительных мер в виде запрета производить бесспорное взыскание сумм налогов, дополнительно начисленных налоговым органом в ходе камеральных и выездных налоговых проверок до рассмотрения спора по существу.
Отказ налогового органа в возврате налога на прибыль послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что поскольку у Инспекция отсутствуют правовые основания для самостоятельного зачета переплаты по налогу на прибыль, то налоговый орган при наличии переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, которая в установленном порядке не зачтена в счет уплаты недоимки, обязан произвести возврат излишне уплаченного налога в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Апелляционный суд посчитал вывод суда первой инстанции ошибочным и отказал Обществу в удовлетворении требований, поскольку у Общества имеется недоимка по налогу, зачет которой самостоятельно налоговый орган не может произвести в связи с принятием судебными органами обеспечительных мер в виде запрета производить бесспорное взыскание сумм налогов.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суды обеих инстанций, принимая судебные акты, исходили из того, что у Общества имелась излишняя уплата налога на прибыль в заявленной сумме, и руководствовались статьей 78 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Обществом была произведена уплата налога на прибыль на основании требования об уплате налога, выставленного Инспекцией по решению от 09.04.01 N 37, которым был доначислен налог на прибыль и пени.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 02.06.05, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.06 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.08.06 по делу N А42-4917/04-5, было признано недействительным решение Управления Министерства по налогам и сборам по Мурманской области от 09.04.01 N 37 о привлечении Общества к ответственности и требования от 10.04.01 N 205 в части исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходов от внереализационных операций в сумме 41455962 руб. 29 коп.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании статей 69, 70 и 101 НК РФ и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление Обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки. Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.
Приведенное толкование названной нормы права содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.05 N 13592/04.
Следовательно, перечисление Обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога на прибыль носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Вывод судов об излишней уплате налога на прибыль в заявленной сумме и является ошибочным.
На основании судебных актов налоговый орган обязан был отразить излишне взысканную сумму как переплату.
В соответствии со статьей 79 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.07) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Указанные положения применяются и в отношении пеней.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Кодекса).
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что согласно статьям 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Таким образом, следует признать, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет задолженности по налогу и пеням, начисленным в тот бюджет, если у налогоплательщика имеется переплата по налогу и отсутствует спор по недоимке.
У Общества по данным лицевого счета числится недоимка в размере 109416492 руб., приостановленная ко взысканию в связи с принятием судом обеспечительных мер в виде запрета производить бесспорное взыскание сумм налогов, доначисленных решениями по выездным проверкам за 2001, 2002 и 2005 годы Поскольку все решения Инспекции о доначислении налогов обжалованы и приняты обеспечительные меры в виде запрета производить бесспорное взыскание сумм налогов, доначисленных решениями по выездным проверкам, то объективно недоимка не установлена.
Инспекция, отказав в возврате излишне взысканного налога, решения о зачете не принимала и правовых оснований произвести его на дату подачи заявления о возврате налога не имела.
Кроме того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда по Мурманской области от 08.12.06 по делу N А42-8320/2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.07, признаны недействительными решения Инспекции и требование об уплате налогов по выездной проверке за 2002 год.
При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Обществу в возврате 7931242 руб. 49 коп. излишне взысканной суммы налога.
Кроме того, оставление в силе постановления суда апелляционной инстанции сохранит правовую неопределенность, которая не разрешена судом в установленном порядке и не позволяет восстановить выявленное судами нарушение прав налогоплательщика. По результатам рассмотрения споров судом налоговый орган может взыскать недоимку с Общества в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, постановление апелляционного суда подлежит отмене. Решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
С учетом удовлетворения кассационной жалобы с Инспекции в пользу Общества подлежит взысканию 1000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.07 по делу N А42-6902/2006 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области суда от 25.12.06 по настоящему делу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в пользу открытого акционерного общества "Комбинат Североникель" 1000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
БОГЛАЧЕВА Е.В.
КОРАБУХИНА Л.И.
Темы: Возврат (зачет) налогов  Порядок возврата и проведения зачета налогов  
- 16.06.2025 Налоговая служба напомнила, как оформить вычет за значок ГТО
- 21.05.2025 Госуслуги объяснили, в каком размере предоставляется вычет на обучение
- 22.04.2025 Как оформить вычет на купленные лекарства
- 25.04.2019 Зачесть излишне уплаченный налог нельзя, если он фактически не дошел до казны
- 26.09.2013 Инициировать возврат денег по итогам проверки должен налоговый орган
- 20.09.2013 «РусГидро» вернуло налог на прибыль за себя и обособленные подразделения
- 31.03.2025 Как кредитные организации помогают клиентам экономить на образовании и лечении
- 02.02.2024 Лечение зубов в 2024 году: нововведения в налоговом вычете
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 09.07.2012 Как рассчитать возврат в бюджет, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма НДС к возмещению в заявительном порядке меньше, чем в первичной?
- 26.04.2012 Порядок возврата налоговой переплаты
- 02.02.2012 Проблему зачета «старого» НДС без суда не решить
- 07.03.2025
Решением налогового
органа произведен зачет имеющейся у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, транспортному налогу в счет сумм налогов, доначисленных по ранее вынесенному решению, оспариваемому обществом в судебном порядке.Итог: требование удовлетворено, так как решение о проведении зачета принято налоговым органом в период установленных судом обеспечительных мер
- 02.03.2025
Предприниматель ссылается
на то, что у него образовалась излишне уплаченная сумма УСН за спорный период.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предпринимателем пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 26.05.2024
Общество указало,
что оно по договору цессии приобрело у предпринимателя право требования переплаты по налогам и иным платежам, но в возврате переплаты было отказано.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как излишне уплаченная госпошлина была возвращена предпринимателю, оснований для возврата НДФЛ нет, налоговым законодательством не предусмотрена передача налогоплательщиком своих прав на возвра
- 06.04.2025
По мнению
общества, основания для возврата излишне уплаченного налога наступили с даты вступления в силу решения суда, которым нежилое здание исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем
- 15.01.2025
Заявитель ссылается
на то, что согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, выданной налоговым органом, за заявителем числится переплата.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что переплата по налогам и страховым взносам возникла до истечения 3-летнего срока и заявителю не было известно о ее возникновении до ис
- 04.11.2024
Оспариваемыми актами
обществу отказано в возврате налога на имущество и налога на прибыль в связи с нарушением им срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество не пропустило срок для возврата переплаты в порядке ст. 78 НК РФ.
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № БС-17-11/1431@
- 22.07.2024 Письмо ФНС России от 12.05.2017 г. № ГД-4-8/8965@
- 07.05.2024 Письмо Минфина России от 17.01.2024 г. № 03-02-08/2750
Комментарии