
Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №34-O от 20.02.2002
Определение КС РФ №34-O от 20.02.2002
Выяснение же того, было ли соблюдено заявителем условие предоставления данной льготы, возможно лишь в процессе исследования фактических обстоятельств, что относится к полномочиям арбитражных судов и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Определение Конституционного Суда РФ
от 20 февраля 2002 г. № 34-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Становлянский спиртзавод" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "Об акцизах"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ОАО "Становлянский спиртзавод" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. ОАО "Становлянский спиртзавод" в 1996 году заключило контракт с иностранной фирмой на поставку этилового спирта в Германию и Литву. Поскольку согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 1991 года "Об акцизах" (в редакции от 7 марта 1996 года) по подакцизным товарам, вывозимым за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывозимых в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывозимых в порядке товарообмена), акцизы не уплачиваются, заявитель при расчетах по контракту акцизы не взимал. Однако впоследствии органы налоговой полиции установили, что поставленный этиловый спирт за пределы таможенной территории Российской Федерации не вывозился, и 6 января 1997 года предъявили заявителю требование о погашении недоимки по акцизам, уплате пени и штрафа.
Арбитражный суд Липецкой области решением от 24 июня 1999 года действия органов налоговой полиции признал законными и обоснованными, сославшись на то, что ОАО "Становлянский спиртзавод" не представило доказательств фактического вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и потому не имеет право на льготы по акцизам. Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 21 сентября 1999 года решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Становлянский спиртзавод" просит признать пункт 4 статьи 3 Федерального закона "Об акцизах" противоречащим
статье 45 Конституции Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, эта норма в силу неопределенности ее содержания позволяет правоприменителям и судам произвольно ограничивать применение налоговой льготы.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению, однако он настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному вопросу.
2. В соответствии с частью второй статьи 43 и статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации подлежат лишь те жалобы граждан и их объединений, в которых оспаривается конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле и сохраняющего свою силу к моменту обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации.
Поскольку оспариваемая норма Федеральным законом от 14 февраля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" была исключена, т.е. утратила силу задолго до обращения ОАО "Становлянский спиртзавод" в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба не может быть признана отвечающей критерию допустимости.
3. Льгота по налогу предоставляется налогоплательщику при соблюдении им определенных условий, установленных нормативными актами о налогах и сборах. Таким условием, исходя из содержания оспариваемой нормы и практики ее применения, признавался вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Положения главы 22 (Акцизы) Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривают освобождение от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, только при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации непосредственно налогоплательщиком - производителем данных товаров или по его поручению иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора; при этом налогоплательщик освобождается от уплаты налога при вывозе произведенных им подакцизных товаров только при представлении в налоговый орган поручительства уполномоченного банка (подпункт 4 пункта 1 статьи
183, пункт 1 статьи 184).
Выяснение же того, было ли соблюдено заявителем условие предоставления данной льготы, возможно лишь в процессе исследования фактических обстоятельств, что относится к полномочиям арбитражных судов и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Ссылка заявителя на статью 45 Конституции Российской Федерации не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации во внимание, поскольку данное конституционное положение по своему содержанию не имеет какого-либо отношения к оспариваемой норме.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Становлянский спиртзавод", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М. Данилов
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 25.03.2025 Минфин и Минздрав рассмотрят акциз на чипсы и их запрет
- 20.03.2025 В РФ хотят ввести акциз на чипсы и запретить их продавать детям
- 10.10.2024 В декларацию по акцизам на спирт внесли изменения
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 19.06.2024 ГД приняла поправки в Бюджетный кодекс, распределяющие поступления от акцизов
- 10.04.2024 ГД приняла закон о снижении акцизов на игристые вина и спецмарках на табак
- 05.04.2024 Бывший производитель Coca-Cola заплатил 3 млрд рублей акциза за напитки
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 15.03.2025
Налоговым органом
доначислены НДС, налог на прибыль, налог на прибыль с доходов иностранных организаций, акцизы в связи с выводом о завышении обществом налоговых вычетов при исчислении акцизов, невыполнении обществом как налоговым агентом налоговых обязательств по налогу на прибыль при выплате "пассивного" дохода иностранной организации, предъявлении к вычету НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль в результате н - 09.02.2025
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, НДС, акцизы, штраф по ч. 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на завышение расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации товара, создание обществом с участием спорных контрагентов схемы ухода от налогообложения, документооборот и расчеты между ними носят формальный характер и не направлены на ведение реальной хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования
- 03.12.2023
Налоговый орган
доначислил акцизы, ссылаясь на нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей и не предоставлена банковская гарантия, в связи с чем основания для освобождения от уплаты акцизов отсутствуют.
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 14.01.2025 Письмо Минфина России от 25.03.2024 г. № 03-05-06-04/26598
- 07.10.2024 Письмо Минфина России от 23.09.2024 г. № 03-13-05/91160
- 06.03.2024 Письмо Минфина России от 20.02.2024 г. № 03-13-06/14993
Комментарии