Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2023 г. № Ф09-5014/23 по делу № А60-69635/2022

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2023 г. № Ф09-5014/23 по делу № А60-69635/2022

Налогоплательщик полагал, что при расчете налога на имущество налоговым органом применена неверная стоимость объекта недвижимости.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как кадастровая стоимость спорного объекта определена по результатам кадастровой оценки, утвержденным нормативным актом, дальнейшее увеличение данной стоимости обусловлено уточнением площади объекта.

08.11.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2023 г. N Ф09-5014/23

 

Дело N А60-69635/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Золотарева Николая Владимировича (далее - предприниматель Золотарев Н.В., налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2023 по делу N А60-69635/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции принял участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - управление) - Соловьева Т.А. (доверенность от 07.10.2022), также указанное лицо представляет Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) по доверенности от 04.08.2021.

От предпринимателя Золотарева Н.В. в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Предприниматель Золотарев Н.В. обратился с заявлением к управлению и инспекции о признании незаконным и отмене налогового уведомления от 01.09.2021 N 30875293, о признании недействительным решения от 05.09.2022 N 13-06/26562@, об обязании вернуть излишне уплаченную сумму налога.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2023 производство по требованию о признании незаконным решения управления от 05.09.2022 N 13-06/26562@ прекращено. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным налогового уведомления от 01.09.2021 N 30875293 и его отмене - отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, налогоплательщик обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на нарушение норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы налогоплательщик указывает на незаконное неприменение судами положений подпункта 7 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке), статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) и полагает обоснованным использовать данную позицию применительно к нормативным правовым актам об утверждении кадастровой стоимости иных объектов недвижимости в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 375 и статьи 403 НК РФ порождают правовые последствия для плательщиков налога на имущество.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

 

Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, с 21.11.2011 по настоящее время предприниматель Золотарев Н.В. является собственником помещения с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 (доля в праве собственности 1/2), расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Юности, 16.

На основании статей 408, 409 НК РФ инспекцией в отношении данного объекта исчислен налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2 201 826 руб., на уплату данного налога в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 N 30875293.

Согласно уведомлению налог исчислен исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 220 182 597 руб., ставки налога 2%, с учетом доли заявителя в праве собственности на имущество (220 182 597 руб. x 2% / 2).

Не согласившись с налоговым уведомлением, предприниматель Золотарев Н.В. обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой.

Решением управления от 05.09.2022 N 13-06/26562@ жалоба заявителя на действия, решения должностных лиц инспекции оставлена без удовлетворения.

Предприниматель Золотарев Н.В. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, ссылаясь на неверное определение налоговым органом налоговой базы.

По мнению заявителя, при расчете налога на имущество за 2020 год по вышеуказанному объекту должна применяться кадастровая стоимость в размере 28 616 651 руб. 82 коп., как следствие, подлежащий уплате налог составит 286 167 руб., сумма в размере 1 915 659 руб. является излишне уплаченной.

Признав доказанным наличие оснований для доначисления налога в оспариваемой сумме, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда исходя из следующего.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 408 НК РФ).

В соответствии с Законом Свердловской области от 26.03.2019 N 23-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу" единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.

С учетом изложенных норм решением Нижнетагильской городской Думы от 31.10.2019 N 43 "Об установлении и введении в действие на территории города Нижний Тагил налога на имущество физических лиц" с 1 января 2020 года на территории города Нижний Тагил установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц; утверждены дифференцированные ставки, в том числе ставка 2% в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области

В соответствии с данными результатами кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 определена в размере 214 283 947 руб. 82 коп.

Приказ от 27.09.2019 N 2500 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области 03.10.2019 и, таким образом, подлежит применению при исчислении налога на имущество за 2020 год.

Вместе с тем Золотарев Н.В. 17.07.2019 обратился в уполномоченный орган с заявлением и приложением соответствующих документов, в котором указал об изменении площади спорного объекта с "7617.7 кв. м" на "7824.7 кв. м".

С учетом указанных изменений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о них и объектов недвижимости, и на основании части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке" государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки") осуществлен пересчет кадастровой стоимости: вместо 214 283 947 руб. 82 коп. она стала составлять 220 182 597 руб. 92 коп.

Перерасчет утвержден актом названного бюджетного учреждения от 06.03.2020 N 331, соответствующие сведения внесены в ЕГРН 12.03.2020.

По информации, представленной Управлением Росреестра по Свердловской области (письмо от 17.08.2022 N 29-25819/22), кадастровая стоимость в размере 220 182 597 руб. 92 коп. в отношении спорного объекта применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2020.

Кроме того, указанная информация об установленной кадастровой стоимости на 01.01.2020 в размере 220 182 597 руб. 92 коп. также подтверждается разъяснениями, представленными ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" от 22.07.2022 N РЗ-66/2022/000500.

Таким образом, при расчете налога на имущество за 2020 год по помещению с кадастровым номером 66:56:0403009:1549 налоговый орган правомерно исходил из налоговой базы в размере 220 182 597 руб. 92 коп.

Аналогичный правовой подход применительно к земельному налогу изложен в письме Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247 и признан обоснованным решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N АКПИ19-305.

Доводы налогоплательщика, приводимые в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и отклоняются судом округа.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 N 2500, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области, опубликован 03.10.2019, то есть с соблюдением требованием пункта 1 статьи 5 НК РФ и, таким образом, подлежит применению при исчислении налога на имущество за 2020 год.

При рассмотрении данного спора, судами установлено то, что в соответствии с результатами кадастровой оценки, утвержденными этим Приказом, кадастровая стоимость спорного помещения составила 214 283 947 руб. 82 коп.

Увеличение данной стоимости до 220 182 597 руб. 92 коп. (по акту ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки" от 06.03.2020 N 331) обусловлено лишь уточнением площади помещения (часть 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке), а не утверждением новых результатов оценки в соответствии со статьями 15, 18 данного Закона.

Применение позиции налогоплательщика при изменении величины площади помещения будет неправомерным, поскольку не происходит установления новой кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Закона о кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения.

Вместе с тем в рассматриваемом деле такие обстоятельства отсутствуют.

Заявитель ошибочно полагает, что акт учреждения от 06.03.2020 N 331 является нормативным актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и поэтому утвержденная им стоимость не может применяться с 01.01.2020.

Учитывая изложенное, применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Законом о кадастровой оценке, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Кроме того, кадастровая стоимость вновь заявленного объекта (уточнение площади), явно не может быть равной кадастровой стоимости, определенной на день постановки спорного объекта с меньшей площадью на кадастровый учет.

Подобное занижение кадастровой стоимости со всей очевидностью не укладывается в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения, что согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11.07.2017 N 20-П, позволяет сделать вывод о заведомой некорректности применения ранее состоявшейся кадастровой оценки, о чем не мог не знать налогоплательщик, осуществляющий коммерческую деятельность.

При таких обстоятельствах суды не усмотрели со стороны государства явного, безусловного и последовательного подтверждения правомерности ожиданий налогоплательщика. Будучи профессиональным участником экономического оборота, предприниматель не могла не ожидать применения соответствующих мер со стороны государства при выборе наиболее благоприятного для себя размера налогового обязательства. Иной подход к рассмотрению настоящего спора приведет к нарушению принципа юридического равенства налогоплательщиков.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2023 по делу N А60-69635/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Золотарева Николая Владимировича - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Золотареву Николаю Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1350 руб., излишне уплаченную по чек-ордеру от 29.06.2023.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Е.А.КРАВЦОВА

 

Судьи

Д.В.ЖАВОРОНКОВ

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на имущество физических лиц
  • 26.12.2023  

    О признании недействительным требования налогового органа об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в отношении земельного налога был осуществлен перерасчет, в связи с чем задолженность по данному налогу отсутствует; налог на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества-1, 2 подлежит уменьшению ввиду

  • 23.08.2023  

    Выставлено уведомление об обязанности уплатить налог на имущество физических лиц со ссылкой на неправомерное занижение кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку для расчета налога следовало исходить из кадастровой стоимости объекта, действовавшей при постановке объекта на первичный кадастровый учет, применение новой кадастровой стоимости объекта, определенной по

  • 13.02.2023  

    Налогоплательщик полагает, что налог исходя из примененной налоговым органом налоговой базы исчислен в завышенном размере, в связи с чем у него образовалась переплата по налогу на имущество организаций.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку судами не установлено, имелась ли у налогоплательщика переплата по налогу, имеет ли место обращение за возвратом излишне взысканного налога в установлен


Вся судебная практика по этой теме »

Возврат (зачет) налогов
  • 26.11.2023  

    В связи с обнаружением переплаты по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль конкурсный управляющий общества обратился с заявлением о возврате спорной суммы на расчетный счет налогоплательщика. Налоговый орган отказал в возврате денежных средств в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку смена руководителя на конкурсного управляющего, а также

  • 08.11.2023  

    Налоговый орган указал на отсутствие уплаты земельного налога в надлежащем размере.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано неверное исчисление налогоплательщиком земельного налога, подтверждено увеличение кадастровой стоимости участка, обусловленное изменением вида его разрешенного использования, учтены неисполнение требования об уплате земельного налога и пеней, на

  • 04.11.2023  

    Таможенный орган произвел корректировку заявленной стоимости товара, указывая на ее неподтвержденность, что повлекло дополнительное начисление платежей, с оплатой которых общество не согласно.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку общество обосновало определение таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами, а таможенный орган без достаточных к тому оснований скорректировал ее по шес


Вся судебная практика по этой теме »