Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.11.2022 г. № Ф10-4869/2022 по делу № А36-266/2022

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.11.2022 г. № Ф10-4869/2022 по делу № А36-266/2022

Оспариваемым решением обществу доначислены единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и штраф в результате необоснованного применения пониженной налоговой ставки.

Итог: требование удовлетворено, поскольку общество относится к категории налогоплательщиков, имеющих право на применение пониженной налоговой ставки в установленном размере.

Дополнительно: В порядке процессуального правопреемства налоговый орган заменен на правопреемника ввиду реорганизации в виде присоединения.

18.12.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2022 г. по делу N А36-266/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.,

судей Бутченко Ю.В., Радюгиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погонышевым М.Н.,

при участии в судебном заседании:

от УФНС по Липецкой области (далее - управление) - представителя Куликовой Е.М. по доверенности от 03.11.23 N 32-18/40;

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А36-266/2022, ходатайство Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области о процессуальной замене,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "АвтоФарис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка (далее - инспекция) с заявлением о признании незаконным решения от 07.09.21 N 2659 о доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в размере 545 604 руб., и привлечении к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 121 634 руб.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 08.04.22 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.22 решение суда первой инстанции от 08.04.22 отменено. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) и Закону Липецкой области от 18.06.20 N 396-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" (далее - закон N 396-ОЗ). На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом при его принятии норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против ее удовлетворения ввиду законности обжалуемых судебных актов.

После принятия кассационной жалобы к производству от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области, ИНН 4826044619, ОГРН 1044800220057, (далее - управление) поступило ходатайство о замене заинтересованного лица по делу - с инспекции (ИНН 4824032488, ОГРН 1044800221487), на управление в связи с реорганизацией инспекции путем ее присоединения к управлению. В обоснование ходатайства представлен приказ ФНС России N ЕД-7-4/618 от 04.07.2022 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области".

Кассационная жалоба рассматривается Арбитражным судом Центрального округа в установленном гл. 35 АПК РФ порядке.

Представленные инспекцией суду кассационной инстанции дополнительные доказательства не приобщаются к материалам дела в соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ.

Представитель управления в судебном заседании поддержал заявленное ходатайство о правопреемстве, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов, поддержав приведенные в кассационной жалобе доводы.

Суд, исследовав и оценив представленные в дело документы, пришел к выводу о том, что заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении инспекции, следует, что 24.10.22 внесены записи о реорганизации инспекции в форме присоединения к управлению, о котором также внесена запись как о правопреемнике (ГРН 2224800960602).

Учитывая изложенное, суд считает возможным произвести замену заинтересованного лица по делу в порядке, установленном в ст. 48 АПК РФ, с инспекции на управление.

Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.03.21 общество представило инспекции налоговую декларацию в связи с применением упрощенной системы налогообложению за 2020 год, согласно которой налоговая база за 9 месяцев 2020 года составила 7 599 965 руб., за налоговый период - 6 269 088 руб. К уплате в бюджет исчислен налог в размере 394 759 руб., рассчитанный по налоговой ставке 5%.

По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом был составлен акт от 13.07.21 N 2542 и принято оспариваемое решение от 07.09.2021 N 2659, оставленное без изменения решением управления от 02.11.2021 N 273, о доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в размере 545 604 руб., и привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 121 634 руб.

По результатам налоговой проверки, инспекция пришла к выводу о необоснованном применении обществом налоговой ставки в размере 5%, предусмотренной Законом Липецкой области от 18.06.2020 N 396-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" (закон N 396-ОЗ).

При этом инспекция посчитала, что положения данного закона субъекта РФ, устанавливающего пониженную налоговую ставку УСН для организаций, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и занимающихся видами деятельности в отраслях экономики, установленных перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.20 N 434 (далее - Перечень N 434), необходимо применять в совокупности с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.20 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление Правительства РФ N 409), которым установлено, что осуществление деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо определять по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.03.20.

Поскольку на 01.03.20 в ЕГРЮЛ в отношении общества был указан ОКВЭД 52.29, не поименованный в перечне N 434, тогда как изменения об основном виде деятельности на ОКВЭД 49.41 (включенным в перечень N 434) внесены в ЕГРЮЛ лишь 30.04.20, инспекция пришла к выводу о том, что у общества отсутствовали законные основания для применения предусмотренной законом N 396-ОЗ налоговой ставки 5% по УСН за 2020 год.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что законом N 396-ОЗ не предусмотрены критерии отнесения организаций к занимающимся видами деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем N 434, в связи с чем инспекция при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовалась п. 2 постановления Правительства РФ N 409. Поскольку включенный Перечень N 434 код ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта" в качестве основного вида деятельности общества внесен в ЕГРЮЛ 30.04.20, общество не имело права на льготную ставку по УСН, установленную законом N 396-ОЗ.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил принятое им решение и принял новый судебный акт об удовлетворении заявления общества. В обоснование апелляционный суд сослался на отсутствие оснований для применения закона N 396-ОЗ, принятого субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, с учетом постановления Правительства РФ N 409, поскольку в данном законе и в Перечне N 434 не содержится отсылочных норм к указанному постановлению, и в законе N 396-ОЗ установлено, что он имеет обратную силу и действует с 01.01.20.

Суд кассационной инстанции, с учетом предоставленных ему ч. 1 ст. 286 АПК РФ полномочий, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 346.14 НК РФ, объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 346.19 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Статьей 2 Закона Липецкой области и от 24.12.2008 N 233-ОЗ "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" (далее - закон N 233-ОЗ) установлены дифференцированные налоговые ставки по УСН для отдельных категорий налогоплательщиков по видам деятельности.

Законом Липецкой области N 396-ОЗ от 18.06.20 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.06.2020) внесены изменения в закон N 233-ОЗ, согласно которым ст. 2 дополнена ч. 3, в соответствии с которой установлена налоговая ставка в размере 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и занимающихся видами деятельности в отраслях экономики, установленных перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.20 N 434 (Перечень N 434).

Суд апелляционной инстанции правомерно сослался на отсутствие у инспекции оснований для применения положений закона N 396-ОЗ с учетом постановления постановление Правительства РФ N 409 на основании ст. 2 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.06.20 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (далее - закон N 172-ФЗ).

Спорные правоотношения являются публично-правовыми и, соответственно, регулирующие их правовые нормы подлежат буквальному толкованию.

Как правильно на то сослался апелляционный суд, из буквального толкования приведенной нормы закона N 396-ОЗ следует, что законом субъекта Российской Федерации в соответствии с предоставленным ему п. 2 ст. 346.20 НК РФ правом установлена пониженная налоговая ставка в размере 5%, которая может быть применена налогоплательщиками при наличии двух оснований: 1) выбравшими с объекта налогообложения УСН доходы, уменьшенные на величину расходов, и 2) занимающихся видами деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем N 434.

Материалами дела подтверждается, что общество является плательщиком УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Перечень N 434 содержит указание на сферу деятельности (наименование вида экономической деятельности), а также коды ОКВЭД 2 применительно к указанным сферам деятельности, в том числе код ОКВЭД 49.4 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам".

При этом, закон N 396-ОЗ, помимо Перечня N 434, не содержит дополнительных условий, которые следует учитывать при определении того, занимается ли организация видами деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем N 434 (в частности, не указывает дату, на которую информация о коде основного вида деятельности в соответствии с Перечнем N 434 должна содержаться в ЕГРЮЛ), не имеет отсылок к постановлению Правительства РФ N 409, не содержит указания на то, что при его применении необходимо использовать порядок определения соответствующей деятельности, установленный какими-либо иными нормативными правовыми актами.

Перечень N 434 также не содержит ссылки на постановление Правительства РФ N 409, не содержит указания на то, что приведенный в нем перечень видов деятельности следует применять с использованием порядка определения соответствующей деятельности, установленного какими-либо иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, как правильно на то сослался апелляционный суд, в рассматриваемом случае региональным законодателем реализовано право на дифференцированное установление налоговой ставки по УСН и определена категория налогоплательщиков, имеющая право на применение соответствующей ставки в установленном размере. Законодатель поставил применение указанной ставки в зависимость от вида осуществляемой налогоплательщиками деятельности со ссылкой на утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень N 434, согласно которому к вошедшим в него видам деятельности относится, в том числе, ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта".

Принимая во внимание изложенное, ссылки налогового органа в кассационной жалобе на письмо Управления финансов Липецкой области от 22.08.2022 и письмо Липецкого областного совета депутатов от 04.10.2022 N 02-214, полученные после принятия обжалуемого постановления, не могут быть приняты во внимание.

Как было указано, закон N 396-ОЗ подлежит применению налогоплательщиком исходя из его буквального толкования и в данном законе ссылок на постановление Правительства N 409-ФЗ и закон N 172-ФЗ.

Как установлено апелляционным судом, на момент принятия закона N 396-ОЗ основным видом деятельности общества по данным ЕГРЮЛ являлась "Деятельность автомобильного грузового транспорта" ОКВЭД 49.41 (группа, входящая в подкласс 49.4, поименованный в перечне N 434), в связи с чем, для целей применения указанного закона общество являлось организацией, занимающейся видом деятельности в отраслях экономики, установленных перечнем N 434.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии со ст. 3 закона N 396-ОЗ, он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.20, и действует до 01.01.21.

Таким образом, применение установленной законом N 396-ОЗ налоговой ставки для указанных категорий налогоплательщиков применяется с 01.01.20, в связи с чем, соответствующая пониженная налоговая ставка подлежит применению при исчислении УСН за налоговый период - 2020 год.

Основываясь на совокупности приведенных нормативных положений и обстоятельств дела, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. ст. 65, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального и процессуального права, учитывая, что на момент принятия и вступления в силу закона N 396-ОЗ основным видом деятельности общества являлась деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41), что соответствовало требованиям п. 3 ст. 2 закона N 233-ОЗ в редакции закона N 396-ОЗ, принятого в соответствии с НК РФ применительно к предоставленным субъекту Российской Федерации правомочиям по установлению дифференцированных ставок УСН для определенных категорий налогоплательщиков, учитывая, что данным законодательным актом субъекта Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрена обратная сила в части применения пониженной налоговой ставки с 2020 года, апелляционный суд пришел к верному выводу о наличии оснований у общества для применения налоговой ставки в размере 5% при исчислении УСН за 2020 год.

С учетом буквального толкования положений закона N 396-ОЗ, у общества как налогоплательщика не имелось оснований для применения данного закона с учетом иных дат, в том числе, установленных постановлением Правительства РФ N 409.

Также следует отменить, что на данный момент срок действия закона N 396-ОЗ истек (с 01.01.20 по 31.12.20).

При указанных обстоятельствах, апелляционный суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества, в связи с чем законно и обоснованно отменил решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления общества и принял новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В силу положений ст. 286 АПК РФ, кассационная жалоба рассматривается исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы. Между тем доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит. По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, данных судом, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу положений ст. ст. 286, 287 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

постановил:

 

ходатайство Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области об осуществлении процессуального правопреемства удовлетворить. Заменить заинтересованное лицо по делу N А36-266/2022 Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка на Управление Федеральной налоговой службы России по Липецкой области.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А36-266/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

 

Судьи

Ю.В.БУТЧЕНКО

Е.А.РАДЮГИНА

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 21.04.2024  

    На основании заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога по УСН налоговым органом была возвращена часть денежных средств, в части остальной истребованной налогоплательщиком суммы налоговым органом были приняты оспариваемые решения о зачете.

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку была нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности - не были направлены налогоплательщ

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу


Вся судебная практика по этой теме »

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 14.04.2024  

    Установив, что налогоплательщик неправомерно применял систему налогообложения в виде ЕНВД, налоговый орган начислил ему НДС, пени и штраф, а также потребовал уменьшить убытки по налогу на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку операции налогоплательщика по аренде недвижимого имущества контрагента не связаны с его хозяйственной деятельностью, а представленные первичные документы не

  • 17.03.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штрафы, указав на получение обществом необоснованной налоговой выгоды от минимизации налоговых обязательств в результате "дробления бизнеса" путем создания группы взаимозависимых лиц, осуществляющих розничную торговлю, с целью формального соблюдения условий, позволяющих применять ЕНВД.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку доказано осуществле


Вся судебная практика по этой теме »