Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 06.06.2014 г. № А40-86018/13

Постановление ФАС Московского округа от 06.06.2014 г. № А40-86018/13

Направление инспекцией материалов в следственные органы не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

18.06.2014Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06.06.2014 г. № А40-86018/13

Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2014

Полный текст постановления изготовлен 06.06.2014

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.

судей Антоновой М.К., Буяновой Н.В.

при участии в заседании:

от заявителя - Кобец В.В., дов. от 13.01.2014 N 60, Стрельников В.В., дов. от 12.09.2013 N 1120-19/241

от заинтересованного лица - Усольцев Г.А., дов. от 28.01.2014 N 02

от ИФНС N 36 по г. Москве - Шиганова А.М., дов. от 18.03.2014 N 03-12/007175

от ООО "Транснефтьфинанс" - Тарасевич А.Э., дов. от 14.10.2013 N 6039/13,

рассмотрев 02.06.2014 в судебном заседании кассационную жалобу

ОАО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов"

на "постановление" от 04.03.2014

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Нагаевым Р.Г., Голобородько В.Я., Окуловой Н.О.,

по заявлению ОАО "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" (ОГРН 1027700002660)

к ИФНС России N 45 по г. Москве

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - ИФНС России N 36 по г. Москве и ООО "Транснефтьфинанс"

о признании недействительными действий

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2013 заявленные Открытым акционерным обществом "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" требования удовлетворены в полном объеме. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 45 по г. Москве, выразившиеся в передаче в Следственное управление по Юго-Западному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве материалов налоговой проверки и иных материалов о наличии у ОАО "Гипротрубопровод" неисполненной обязанности по уплате недоимки по налогам, штрафам и пеням, начисленным в соответствии с решением по выездной налоговой проверки от 22.03.2012 N 951, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

"Постановлением" Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 решение суда первой инстанции отменено. Обществу в удовлетворении требований отказано.

Законность "постановления" суда апелляционной инстанции проверена в порядке "статей 284" и "286" Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой со ссылкой на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела ставится вопрос о его отмене и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Кассатор полагает, что оспариваемое им действие налогового органа совершено с нарушением "пункта 3 статьи 32" Налогового кодекса Российской Федерации в период действия обеспечительных мер, введенных определением арбитражного суда, а также нарушает его права и законные интересы.

Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Третье лицо представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило отменить "постановление" суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения против них, выслушав представителей сторон, полагает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки заявителя ИФНС N 36 по г. Москве вынесено решение от 22.03.2012 N 951 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", вступившее в силу после оставления 24.05.2012 УФНС России по г. Москве апелляционной жалобы налогоплательщика без удовлетворения.

В порядке исполнения указанного решения ИФНС России N 45 по г. Москве, в которую общество перешло на налоговый учет 16.03.2012, направила заявителю Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 21.06.2012 N 1540 с предложением уплатить в добровольном порядке до 11.07.2012 доначисленные суммы налогов, пени и штрафов в общем размере 100 121 449 руб.

В связи с неуплатой налогоплательщиком данных доначислений по истечению срока, определенного "пунктом 3 статьи 32" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган в порядке, предусмотренном указанной "нормой", направил в следственное управление решение по выездной налоговой проверке для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Признавая незаконными указанные действия ИФНС России N 45 по г. Москве, суд первой инстанции исходил из нарушения налоговым органом "п. 3 ст. 32" НК РФ, поскольку определением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2012 по делу N А40-90267/12 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения ИФНС России N 36 от 22.03.2012 N 951.

Также Арбитражным судом города Москвы при рассмотрении настоящего дела установлено, что оспариваемые действия инспекции нарушают права и законные интересы заявителя.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассматривая дело в порядке "пункта 1 статьи 268" АПК РФ, не согласился с выводами суда первой инстанции, как по применению нормы материального права - "пункта 3 статьи 32" НК РФ, так и по оценке нарушения действиями налогового органа прав и законных интересов общества, отменив Решение Арбитражного суда города Москвы и отказав заявителю в удовлетворении требований.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы апелляционного суда относительно законности действий ИФНС России N 45 по г. Москве не согласуются с положениями действующего законодательства и правоприменительной практикой по данному вопросу, сложившейся в арбитражных судах.

В силу "пункта 3 статьи 32" Кодекса, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не уплатил указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных "статьями 198" - "199.2" Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Положениями Арбитражного процессуального "кодекса" Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления действия оспариваемых ненормативных правовых актов и запрета осуществлять какие-либо действия, основанные на таких актах.

"Пунктом 29" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при обжаловании решений налоговых органов арбитражный суд приостанавливает исполнение оспариваемого решения до вынесения судебного акта. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно "части 3 статьи 199" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.

Как установлено судами, определение о принятии обеспечительных мер было вынесено арбитражным судом 05.07.2012, т.е. до истечения срока, установленного инспекцией в требовании об уплате налога, сбора, пени и штрафа, для его добровольного исполнения.

Поскольку принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта приостанавливает обязанность налогоплательщика по уплате доначисленных сумм, исключает возможность совершения налоговым органом любых действий, направленных на взыскание налогов, пени и штрафов и означает запрет совершения любых иных действий, основанных на оспариваемом акте, Арбитражным судом города Москвы дана правильная оценка действиям ИФНС России N 45 по г. Москве по направлению материалов проверки в следственные органы, как незаконным, совершенным с нарушением "пункта 3 статьи 32" НК РФ и "пункта 1 статьи 16" АПК РФ.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции соглашается с выводами Девятого арбитражного апелляционного суда о том, что направление инспекцией материалов в следственные органы не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

В силу "части 1 статьи 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ("статья 200" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В "пункте 6" совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При этом для признания в судебном порядке ненормативного акта инспекции недействительным (действий, бездействия - незаконными) необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных (а не предполагаемых) прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.

Осуществление следственными органами действий в рамках предварительной проверки, предоставление следственным органам материалов (документов) оценено Девятым арбитражным апелляционным судом как не свидетельствующие о нарушении прав предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности и не создающие препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности.

Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что решение налоговой инспекции о доначислении сумм налогов, пени и штрафов признано в судебном порядке соответствующим закону.

В соответствии с "частью 3 статьи 201" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Доводы кассационной жалобы в данной части направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции и не может служить основанием для отмены судебного акта.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со "статьей 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь "статьями 284", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

"постановление" Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 года по делу N А40-86018/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Н.В.КОРОТЫГИНА

Судьи

М.К.АНТОНОВА

Н.В.БУЯНОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Электронный документ: вчера, сегодня, завтра

Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

1
Чек-лист для проверки электронного документа на юридическую значимость

В этом году мы много говорили о представлении электронных документов в суд, не скупились на советы и рекомендации. При этом давно не поднимали тему юридической значимости. Пожалуй, с этого стоило начать цикл статей про электронное правосудие. Предлагаю обсудить, из чего же складывается юридическая значимость любого документа, и на что стоит обратить внимание при проверке документа на соответствие требованиям действующего законодательства в области ЭДО. Информация будет полезна всем: кто уже работает с электронными аналогами и тем, кто только открывает для себя новую область знаний.

Камеральные проверки
  • 09.05.2018  

    Поскольку в рамках проводимого мероприятия налогового контроля в виде выездной налоговой проверки возникла обоснованная необходимость проверки всей цепочки контрагентов ООО по исследуемой сделке, заявителю, как лицу, участвовавшему в данной цепочек сделок, и, соответственно, обладающему информацией относительно конкретной сделки проверяемого налогоплательщика, обоснованно в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ, направ

  • 18.04.2018  

    Компания обратилась в суд, чтобы оспорить требование ИФНС о представлении пояснении в ходе проведения камеральной проверки. При установленном налоговым органом факте несоответствия показателей налоговой базы по реализации товаров (работ, услуг), отраженных налогоплательщиком в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль, только налогоплательщик может пояснить на основании данных документов аналитического учета, налоговы

  • 07.03.2018  

    В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Следовательно, в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган обязан проверить поданные уточненные декларации за любой период, находящийся в рамках проверки.


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 07.02.2018  

    При привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ налоговым органом не учтено то обстоятельство, что наличие вины налогоплательщика в непредставлении документов для проверки находится в прямой зависимости от фактического наличия затребованных документов в его распоряжении. Если документы отсутствуют на законных основаниях или помимо его воли, если документы были им представлены ранее, то привлечение к ответствен

  • 11.12.2017  

    Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения. Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины общества во вменяемом ему налоговом правонарушении, поскольку у ЗАО документы, з

  • 06.12.2017  

    Суд апелляционной инстанции указал, что объективной стороной вменяемого обществу нарушения является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ; при этом процессуальной обязанностью налогового органа в рамках рассматриваемого спора является док


Вся судебная практика по этой теме »