
Судебные дела / Определения / Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 22.01.2014 г. № 33-574/2014
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 22.01.2014 г. № 33-574/2014
Пунктом 2 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся ИП, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
07.03.2014Российский налоговый порталСудья: Гайдар Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Мокрушиной В.П., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю) на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года по делу по заявлению П.В. об оспаривании налогового уведомления в части.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
установила:
П.В. обратился в суд с заявлением о признании налогового уведомления *** недействительным в части расчета земельного налога за <...> год на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование требования указал на то, что в соответствии с оспариваемым налоговым уведомлением исчислен, в том числе земельный налог за <...> год в отношении вышеназванного земельного участка в сумме <...>руб. Расчет налога произведен исходя из кадастровой стоимости в размере <...>руб. Вместе с тем, решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу, кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере <...>руб. В этой связи земельный налог подлежит исчислению исходя из новой кадастровой стоимости, а обязанность по уплате земельного налога в большем размере возложена налоговым органом на него незаконно.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ заявление удовлетворено, признано недействительным налоговое уведомление Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю *** в части расчета земельного налога за <...> год на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, исходя из кадастровой стоимости <...>руб.; на Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав П.В. С Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю в пользу П.В. взысканы судебные расходы в сумме <...> руб.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю просит решение отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права, поскольку новая кадастровая стоимость подлежит применению в целях определения налоговой базы при исчислении земельного налога за <...> год, учитывая, что изменение кадастровой стоимости произошло в течение налогового периода <...> года, а при исчислении земельного налога за <...> год, в силу ст. ст. 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговый орган правильно исходил из кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ; нарушение норм процессуального права, выразившееся в не разрешении вопроса о подведомственности требования, поскольку заявитель является индивидуальным предпринимателем, спорный земельный участок использует в предпринимательской деятельности, кадастровую стоимость данного земельного участка оспаривал в арбитражном суде.
В возражениях на апелляционную жалобу П.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя - П.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органам.
Согласно ч. 3 ст. 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В то же время для индивидуальных предпринимателей установлен иной порядок определения налоговой базы, расчета и порядка уплаты земельного налога на земельные участки предназначенные для использования или используемые в предпринимательской деятельности.
Так, пунктом 2 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 396 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 397 НК РФ, в течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
Исходя из положения п. 1 ст. 398 НК РФ, налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Решением <...> городского собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "Об установлении и введении земельного налога на территории города <...>", утратившим силу с ДД.ММ.ГГ, установлен и введен земельный налог, обязательный к уплате на территории г. <...>.
В силу ст. 3 указанного решения, установлен следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу:
1) земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
2) земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода уплачивается 1 ноября, следующего за истекшим налоговым периодом;
3) налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по земельному налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю П.В. направлено налоговое уведомление *** об уплате в срок до ДД.ММ.ГГ налога на имущество физических лиц, транспортного налога, а также земельного налога, в том числе на вышеназванный земельный участок с указанием сумм налога.
П.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГ., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного, согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГ N ***, для эксплуатации промышленных объектов (земельные участки баз, складов, снабженческих контор).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <...>руб. При этом указано на нарушение прав П.В. как предпринимателя.
Из объяснений П.В. и его представителя в судебном заседании следует, что на земельном участке расположено административное здание, гаражи, склады, земельный участок он сдает по возмездному договору в аренду предприятию.
Поскольку П.В. является индивидуальным предпринимателем, вышеуказанный земельный участок предназначен для предпринимательской деятельности, земельный налог подлежит исчислению и уплате по правилам, установленным в отношении налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.
В этой связи налог подлежит исчислению налогоплательщиком самостоятельно, а налоговое уведомление в части исчисления налоговым органом земельного налога не основано на законе.
С учетом изложенного, судом первой инстанции налоговое уведомление правильно признано в данной части недействительным.
Вместе с тем, указание в решении о возложении на Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю обязанности по устранению допущенного нарушения прав П.В. является излишним, в связи с чем, подлежит исключению из резолютивной части решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о правильном исчислении налоговым органом налога, соответственно, не имеют значения для настоящего дела и подлежат проверке по существу компетентным судом в случае возникновения спора о размере налога, подлежащего уплате заявителем как индивидуальным предпринимателем.
Доводы о не подведомственности суду общей юрисдикции настоящего дела ошибочны.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В силу п. 2, 5 ч. 1 ст. 29 Кодекса, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, подведомственность дел судам и арбитражным судам определяется исходя из субъектного состава и характера спорных правоотношений.
Оспариваемое налоговое уведомление направлено заявителю как физическому лицу без учета статуса индивидуального предпринимателя, содержит указание о его обязанности уплатить налог на имущество физических лиц, транспортный налог, а также земельный налог, в том числе на вышеназванный земельный участок.
Соответственно, спор о законности данного уведомления, исходя из характера правоотношений, относится к подведомственности судов общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 08 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание о возложении на Межрайонную ИФНС России *** по Алтайскому краю обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав П.В.
Темы: Налог на землю  Обязанности налогоплательщиков  
- 24.02.2025 Депутат: пенсионерам проводится бесплатное подведение газа до участка
- 27.12.2024 Как рассчитать земельный налог, если компания владела участком меньше года
- 27.12.2024 Госдума: пенсионеры освобождены от налога на землю площадью до 6 соток
- 07.10.2022 Мобилизация не освобождает предпринимателя от уплаты налогов
- 18.05.2021 Финансовые компании обяжут сообщать информацию о клиентах ФНС
- 20.09.2019 Банк вернул платежку по уплате налога: обязательства не исполнены
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 06.04.2017 Об уплате налога через проблемный банк
- 20.05.2015 Первый отчет граждан по заграничным банковским счетам - комом
- 09.07.2014 Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь
- 07.03.2025
Решением налогового
органа учреждению доначислены к уплате в бюджет земельный налог и пени за спорный период. Требование о погашении задолженности не удовлетворено в добровольном порядке.Итог: требование удовлетворено, поскольку правомерность доначисления пени признана судом в рамках рассмотрения иного спора, доказательств уплаты пени не представлено.
- 26.01.2025
Общество ссылается
на отказ в возврате излишне уплаченных сумм.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога общество обратилось в налоговый орган за пределами трехлетнего срока и на момент обращения с настоящим заявлением в суд истек трехлетний срок исковой давности.
- 18.12.2024 Налоговый орган направил предпринимателю требование об уплате транспортного налога, налога на имущество, земельного налога, налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносов, штрафа. На основании спорного решения налоговый орган взыскал налоги, страховые взносы и штраф. Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлены сведения о том, когда возникла задолженность, ук
- 13.09.2023
О признании
недействительным решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).Итог: требование удовлетворено, поскольку на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа, чем было нарушено его право на свободное распоряжение денежными средствами.
- 30.07.2023
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.
- 24.05.2023
Истец указывает,
что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-05-06-02/76243
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 03-05-06-04/72087
- 21.04.2025 Письмо ФНС России от 14.04.2025 г. № БС-4-21/3830@
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 24.09.2024 г. № 03-02-08/91904
- 21.10.2024 Письмо Минфина России от 29.07.2024 г. № 03-00-07/70477
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 17.05.2024 г. № 03-02-08/45043
Комментарии