Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 г. № А13-3558/2012
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 г. № А13-3558/2012
В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.
21.02.2013Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.02.2013 г. № А13-3558/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Некипеловой Е.С. (доверенность от 10.01.2013 N 02-11/01/0065), от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Черваневой О.Н. (доверенность от 20.12.2012 N 07/12), рассмотрев 06.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2012 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-3558/2012,
установил:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (место нахождения: 160000, г. Вологда, Пречистенская набережная, д. 68, ОГРН 1053500117450; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) от 19.03.2012 N 24 о предоставлении документов (информации).
Решением суда от 16.08.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 16.10.2012 решение суда от 16.08.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает вывод судов о том, что Общество не владело оригиналами истребуемых документов, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, не принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 2.6 трудового договора от 01.04.2011 N 67 местом работы Силенок Н.В. является обособленное подразделение ЗАО "Межрегионсоюзэнерго" - Управление ОАО "Вологодская сбытовая компания", расположенное по адресу: г. Вологда, Пречистенская наб., д. 68.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекции Общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией вынесено решение от 28.06.2011 N 09-21/18 о проведении выездной налоговой проверки Общества и его структурных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекция требованием от 19.03.2012 N 24 запросила у Общества три акта приема-передачи векселей от 12.11.2008 N 56788, от 20.11.2008 N 56792 и от 19.11.2008 N 56789 в виде заверенных копий.
Общество не согласилось с требованием Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Из приведенных норм следует, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика копии документов, оригиналы которых не возвращены налогоплательщику.
В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, в связи с чем Инспекция вручила представителю Общества соответствующее уведомление, полученное представителем заявителя 29.06.2011.
Из материалов дела следует, что по акту приема-передачи документов от 10.11.2011 заместитель главного бухгалтера Общества передал, а представитель инспекции, включенный в состав проверяющих, принял оригиналы актов приема-передачи векселей за 2008-2010 год в 1 папке.
Представитель Инспекции не оспаривает тот факт, что по акту приема-передачи документов от 10.11.2011 переданы три спорных акта приема-передачи векселей, реквизиты которых были установлены налоговым органом и впоследствии истребованы оспариваемым требованием.
Вместе с тем, Инспекция указывает, что оригиналы актов приема-передачи векселей, в том числе спорных, были возвращены Обществу. В обоснование данного факта Инспекция сослалась на наличие рукописной записи, выполненной работником Общества Силенок Н.В., содержащейся на экземпляре акта приема-передачи документов от 10.11.2011, имеющемся в налоговом органе (лист дела 62), о том, что 23.03.2012 по пункту 1 переданы документы для проверки на территории налогоплательщика.
Однако, как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, требованием от 03.04.2012 N 27 (листы дела 58 - 60) Инспекция повторно истребовала у Общества акты приема-передачи векселей от 12.11.2008 N 56788, от 20.11.2008 N 56792 и от 19.11.2008 N 56789, указав, что оригиналы запрашиваемых документов, представленные в ходе проверки для обозрения на территории налогоплательщика по акту приема-передачи документов от 10.11.2011 без номера, возвращены представителям Общества одновременно с вручением настоящего требования N 27. Согласно расписке представителя Общества в указанном требовании оно получено Обществом 04.04.2012.
Таким образом, из указанного документа следует, что оригиналы спорных актов приема-передачи векселей, переданные Инспекции по акту от 10.11.2011, возвращены Обществу лишь 04.04.2012, следовательно, 19.03.2012 оригиналы актов приема-передачи векселей от 12.11.2008 N 56788, от 20.11.2008 N 56792 и от 19.11.2008 N 56789 находились в Инспекции, которая не имела оснований требовать у Общества копии документов, которые находились в ее распоряжении.
Судебными инстанциями обоснованно отклонены ссылки Инспекции на то, что выездная налоговая проверка проводилась на территории Общества, и оригиналы актов приема-передачи векселей находились также на территории Общества и, соответственно, Общество имело доступ ко всем представленным Инспекции документам, а следовательно, имело возможность изготовить и представить соответствующие копии.
Согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, когда произведена выемка документов.
Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка проводилась на территории налогоплательщика, выемка документов у Общества не производилась.
Факт нахождения оригиналов документов на территории Общества сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, Общество имеет возможность снять копии только тех документов, которыми оно владеет, тогда как факт передачи оригиналов спорных актов приема-передачи векселей сотруднику Инспекции подтверждается вышеназванным актом от 10.11.2011, факт возврата - врученным Обществу требованием от 03.04.2012 N 27.
Следовательно, в период с 10.11.2011 по 04.04.2012 спорные акты приема-передачи векселей находились в ведении налогового органа, несмотря на то, что они оставались на территории Общества.
Из положений пункта 5 статьи 93 НК РФ, следует, что налоговый орган вправе истребовать у проверяемого лица документы, которые ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, однако впоследствии были возвращены проверяемому лицу. Доказательств возврата оригиналов спорных актов приема-передачи векселей инспекцией обществу на момент получения оспариваемого требования не имеется.
Поэтому судами сделан обоснованный вывод о том, что требование N 24 об истребовании у Общества названных документов не соответствует положениям пункта 5 статьи 93 НК РФ и нарушает права налогоплательщика, поскольку по результатам проведенной выездной налоговой проверки Общества Инспекцией составлен акт от 18.06.2012 N 06-21/16, в пункте 2.11 которого зафиксировано правонарушение в виде непредставления Обществом документов, за которое предусмотрена ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде 200 руб. штрафа за каждый непредставленный документ и в подпункте "б" пункта 3.2.5 раздела 3 акта проверки "Выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений", предложено привлечь Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов (пункт 2.11 настоящего акта) в виде 200 руб. штрафа за каждый непредставленный документ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу N А13-3558/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
М.В.ПАСТУХОВА
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 28.01.2024
По результатам
камеральной налоговой проверки вынесено решение, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество неправомерно не удержало (и
- 19.12.2023
По результатам
камеральной проверки арбитражному управляющему доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф в связи с завышением профессиональных налоговых вычетов ввиду включения в их состав расходов на оплату сотовой связи, проезда и проживания, обучения, обслуживания транспортного средства.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку не представлено доказательств того, что заявленные расходы были произ
- 07.04.2024
По итогам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС
- 31.03.2024
Заявитель считал,
что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз
- 13.03.2024
По мнению
общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
Комментарии