Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.09.2012 г. № Ф03-2028/2012

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.09.2012 г. № Ф03-2028/2012

В удовлетворении требования ИФНС отказано, поскольку налоговым органом нарушен порядок привлечения правонарушителя к налоговой ответственности и пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

17.10.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.09.2012 г. № Ф03-2028/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Голикова В.М.

Судей: Лесненко С.Ю., Панченко И.С.

при участии

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - представитель не явился;

от Администрации села Чайбуха - представитель не явился;

рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области

на решение от 15.11.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012

по делу N А37-1487/2011

Арбитражного суда Магаданской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Комарова Л.П.; в суде апелляционной инстанции судьи: Харьковская Е.Г., Гричановская Е.В., Балинская И.И.

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области

к Администрации села Чайбуха

о взыскании штрафа в размере 1000 рублей

Арбитражный суд Магаданской области решением от 15.11.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012, отказал Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (ОГРН 1044900038160, место нахождения: 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, 39) (далее - инспекция, налоговый орган) в удовлетворении заявления о взыскании с Администрации села Чайбуха (ОГРН 1024900692200, место нахождения: 686440, Магаданская область, Северо-Эвенский район, село Чайбуха, ул. Ленина) (далее - администрация) штрафа в размере 1 000 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает указанные судебные акты отменить, заявленные ею требования удовлетворить.

Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 88 НК РФ налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации в течение трех месяцев со дня ее представления.

Поскольку штрафные санкции, предусмотренные статьей 119 НК РФ, установлены в процентах от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, то без проведения камеральной налоговой проверки невозможно точно определить размер указанных санкций. По мнению налогового органа, все это свидетельствует о необходимости осуществления производства в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Администрация села Чайбуха являлся плательщиком единого социального налога и в соответствии со статьей 80 НК РФ должна представлять налоговые декларации по данному виду налога.

В соответствии со статьей 240, пунктом 6 статьи 244 НК РФ налоговые декларации за 2008 год должна представляться налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию не позднее 30.03.2009. Фактически указанную декларацию, зарегистрированную за N 9730402, администрация представила лишь 28.07.2010, то есть по истечении 1 года и 4 месяцев, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 119 НК РФ.

Данное правонарушение зафиксировано в акте камеральной проверки N 23776 от 12.11.2010, на основании которого инспекция приняла решение N 16034 от 20.12.2010 о привлечении администрации к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. На указанную сумму штрафа налоговым органом выставлено требование N 390 от 02.02.2011 со сроком уплаты до 22.02.2011.

Поскольку в указанный в требовании срок администрация штраф не уплатила, то за его взысканием налоговый орган обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что инспекцией нарушен порядок привлечения правонарушителя к налоговой ответственности и пропущен срок для взыскания штрафа в судебном порядке, предусмотренном статьи 115 НК РФ.

В соответствии со статьи 115 НК РФ, действовавшей в спорный период, налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 1 статьи 100.1 НК РФ установлен порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, из которого следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Согласно части 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Согласно этой норме должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении отчетности, установленной налоговым законодательством, с датой фактического ее представления налогоплательщиком, не зависит от достоверности которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ, обусловлен фактом предоставления декларации и соотношением срока представления налоговой суммы, указанной в декларации. Следовательно, нарушением срока представления налоговой декларации по ЕСН за 2008 год является дата фактического представления данной декларации. К данному составу правонарушения применяется порядок привлечения к ответственности, установленный статьей 101.4 НК РФ.

Между тем, в рассматриваемом случае производство по делу о налоговом правонарушении проводилось инспекцией в порядке статей 88, 100, 101, 101.2 НК РФ, что привело к увеличению сроков проверки и, следовательно, к увеличению всех процессуальных сроков как для оформления результатов проверки, так и обращения с заявлением в арбитражный суд.

На основании пункта 1 статьи 101.4 НК РФ акт должен был быть составлен в течение 10 дней с момента обнаружения (выявления) нарушения, связанного со сроком представления налоговой декларации, то есть с 28.07.2010. С указанной даты следовало производить исчисление всех последующих процессуальных сроков, установленных в статье 101.4 НК РФ, в частности срока для вручения акта (либо направления посредством почтовой связи), представления ответчиком возражений, принятия решения и его направления ответчику, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования (пункты 5,- 7, 10, 11 статьи 101.4 НК РФ).

Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 НК РФ, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 НК РФ).

С учетом требований перечисленных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что требование об уплате штрафа подлежало оформлению не позднее 15.09.2010 со сроком исполнения 28.09.2010. С указанной даты подлежал исчислению срок направления заявления в суд. Фактически заявление в суд направлено 15.08.2011, то есть по истечении 10 месяцев.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о нарушении инспекцией процедуры производства по делу о привлечении администрации к налоговой ответственности и пропуске срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций на основании решения от 20.12.2010 N 16034.

Поскольку доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.11.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по делу N А37-1487/2011 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

В.М.ГОЛИКОВ

Судьи

С.Ю.ЛЕСНЕНКО

И.С.ПАНЧЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Давность взыскания налоговых санкций
  • 29.04.2014  

    Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований, суды исходили из того, что положения статьи 113 НК РФ применяются только в отношении привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и не применяются к правоотношениям, касающимся взыскания доначисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов и пеней.

  • 27.08.2013  

    Налоговым органом была утрачена на основании ст. 46 НК РФ возможность взыскания недоимки по налогу в указанных суммах 139 037 руб., следовательно, пени в размере 80 980,36 руб. начислены и включены в требование N 28380 от 24.09.2007 незаконно.

  • 09.09.2012  

    Учитывая, что факт правонарушения обнаружен инспекцией 3 апреля 2009 года, а в суд с заявлением о взыскании штрафа налоговый орган обратился только 31 октября 2011 года, суды пришли к обоснованному выводу о пропуске им срока на взыскание налоговых санкций в судебном порядке, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Соответствующее ходатайство о восстановлении пропущенного срока инспекцией не заявлялось.<


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок взыскания штрафов. Сроки взыскания
  • 11.06.2013  

    Санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

  • 25.01.2013   Президиум ВАС РФ сформулировал правовую позицию по вопросу определения срока, за который начисляется штраф за задержку вагона под погрузкой. Его исчисление должно идти с момента подачи вагона под грузовые операции.
  • 15.02.2012  

    Предприниматель вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении суммы штрафных санкций, которые начислены ему налоговой инспекцией в ходе проверки. Суд, при изучении подтверждающих документов, может принять такое ходатайство и снизить сумму штрафа.


Вся судебная практика по этой теме »