Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Решения / Решение ВАС РФ от 20.08.2012 г. № 8116/12

Решение ВАС РФ от 20.08.2012 г. № 8116/12

Положения п. 2.11 Приложения № 2 к приказу № 58н, согласно которому при заполнении налоговой декларации по УСН, все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля, противоречат положениям ст. 346.20 НК РФ, поскольку позволяют изменять ставку налога, установленную данной статьей.

24.08.2012Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20.08.2012 г. № 8116/12

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012.

Решение изготовлено в полном объеме 20.08.2012.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Юридическое предприятие "Правовая культура" о признании недействующим пункта 2.11 Приложения N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 N 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения",

при участии в заседании представителей Министерства финансов Российской Федерации - Голованова Г.Р. по доверенности от 04.07.2012 N 01-10-08/44, Каширских Н.В. по доверенности от 19.10.2010 N 01-06-08/223,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Л.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Юридическое предприятие "Правовая культура" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.11 Приложения N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 N 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 58н).

По мнению заявителя, положения пункта 2.11 Приложения N 2 к Приказу N 58н, согласно которому при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля, противоречат положениям статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку позволяют изменять ставку налога, установленную данной статьей.

Общество не направило своего представителя для участия в судебном заседании; заявлением от 10.08.2012 просило рассмотреть дело без его участия, указав, что заявленное требование поддерживает в полном объеме и просит его удовлетворить.

Представители Минфина России требование общества не признали, представили отзыв на заявление, который приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель Минфина России пояснил, что оспариваемое правило округления не распространяется на сумму налога, так как сумма налога не определяется как стоимостной показатель, к которому относятся сумма полученных доходов, сумма произведенных расходов и иные суммы, определяемые стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Следовательно, Порядок в оспариваемой части соответствует Кодексу, а увеличение суммы налога, на которое ссылается заявитель, связано с неправильным заполнением им налоговой декларации.

Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителей Минфина России, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (статья 346.14 Кодекса).

Статьей 346.20 Кодекса установлены налоговые ставки налога по упрощенной системе налогообложения в зависимости от избранного объекта налогообложения. Так, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере шести процентов; если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере пятнадцати процентов.

Приказом N 58н Минфин России утвердил Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (приложение N 2 к Приказу N 58н) (далее - Порядок).

Пунктом 2.11 Порядка установлено, что все значения стоимостных показателей при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, указываются в полных рублях, значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Минфин России полагает, что такое округление не приводит к нарушению прав налогоплательщика, поскольку не приводит к изменению ставки налога.

Вместе с тем при сопоставлении сумм налога, исчисленных исходя из округленных стоимостных показателей и без их округления, суд приходит к выводу, что установленное пунктом 2.11 Порядка правило округления приводит к изменению налоговой обязанности налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 4 Кодекса федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, предоставлено право в пределах их компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

При этом суд учитывает, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен Кодексом непосредственно для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (пункт 4 статьи 225 Кодекса) и единого налога на вмененный доход (пункт 11 статьи 346.29 Кодекса), для упрощенной системы налогообложения такого порядка исчисления налога Кодексом не предусмотрено.

При названных обстоятельствах пункт 2.11 Приложения N 2 к Приказу N 58н противоречит положениям Кодекса, в связи с чем заявленное обществом требование подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 112, статьями 167 - 170, 176, 195 и 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

решил:

Признать пункт 2.11 Приложения N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 N 58н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения" не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическое предприятие "Правовая культура" 2 000 рублей государственной пошлины.

Председательствующий судья

С.М.ПЕТРОВА

Судья

М.Г.ЗОРИНА

Судья

В.М.ТУМАРКИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу

  • 24.03.2024  

    Предприниматель привлечен к ответственности за неполную уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общая сумма доходов предпринимателя, применявшего одновременно патентную систему налогообложения и УСН, превысила предельный лимит доходов, следовательно, с начала налогового периода, на который был выдан патент, предприниматель утратил право на применен

  • 24.03.2024  

    Обществу доначислен единый налог по УСН в связи с занижением налогооблагаемой базы в результате невключения в состав доходов выручки от деятельности по оптовой торговле фруктами и овощами, которая велась через подставных физических лиц, являющихся работниками общества.

    Итог: требование удовлетворено частично, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение, при котором необходимо предложить сторо


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговая Декларация. Внесение изменений в налоговую декларацию
  • 19.07.2023  

    Налогоплательщик указывал на неотражение в карточке расчетов с бюджетом данных уточненной налоговой декларации по НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку декларация подана за пределами трехлетнего срока, наличие объективных препятствий для своевременной подачи уточненной налоговой декларации не доказано.

  • 23.08.2017  

    Суд правильно указал на отсутствие у инспекции права отказать в принятии налоговой декларации, поданной в установленной форме. Подача уточненной налоговой декларации в период проведения и после окончания выездной налоговой, так же, как и после принятия решения по результатам такой проверки, не запрещены. Налогоплательщик не ограничен сроком на представление уточненной налоговой декларации, в том числе и в случае, когда по ре

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »