Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 18.05.2012 г. № А40-83214/11-140-356

Постановление ФАС Московского округа от 18.05.2012 г. № А40-83214/11-140-356

Налоговый орган не реализовал возможность взыскания недоимки (задолженности) во внесудебном порядке или в судебном порядке, в соответствии с названными нормами, в пределах установленного срока, он утрачивает возможность ее взыскания. Доказательств принятия мер ко взысканию недоимки по налогам в бесспорном или судебном порядке инспекцией не представлено. Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования налогоплательщика.

27.05.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.05.2012 г. № А40-83214/11-140-356

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Тетеркиной С.И.,

судей Буяновой Н.В., Коротыгиной Н.В.,

при участии в заседании:

от заявителя Григорьев П.Н., дов. от 26.12.11 N 81,

от ответчика Руднева Н.Б., дов. от 26.12.11 N 02-18/01526

рассмотрев 17.05.2012 г. в судебном заседании кассационную

жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области, ответчика

на решение от 08.11.2011 г. Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Паршуковой О.Ю.,

на "постановление" от 02.02.2012 г. Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Марковой Т.Т., Сафроновой М.С., Солоповой Е.А.,

по заявлению ОАО "Красногорский завод имени С.А. Зверева", ОГРН 1025002863247

об обязании выдать справку

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области, ОГРН 1047702060075,

установил:

Открытое акционерное общество "Красногорский завод имени С.А. Зверева" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании выдать "справку" об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденную Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, с указанием в ней суммы недоимки (задолженности) по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям, возможность взыскания которой утрачена в соответствии с нормами Налогового "кодекса" Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе: суммы недоимки (задолженности) по единому социальному налогу (ЕСН) в размере 713.802.341,58 руб.: ЕСН в ФБ: налог - 268.297.341,51 руб., пени - 307.600.811,60 руб.; ЕСН в ФСС: пени - 55.955,29 руб., ЕСН в ФФОМС: налог - 4.294.318,20 руб., пени - 3.667.133,65 руб., ЕСН в ТФОМС: налог - 67.748.548,25 руб., пени - 62.138.233,08 руб.; суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 148.789.341 руб. за период 2005-2006, суммы недоимки (задолженности) по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов: налог - 379.346,02 руб., пени - 12.518,44 руб. за период до 2001.

Решением суда от 08.11.2011, оставленным без изменения "постановлением" Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012, заявленные требования удовлетворены.

Законность судебных актов проверена в порядке "статей 284", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе налогового органа, который ссылается на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.

Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.

Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда кассационной инстанции своего представителя не направил.

С учетом мнения представителя заявителя, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Выслушав представителя заявителя, возражавшего против отмены судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 23.07.2010 заявитель обратился в инспекцию с заявлением о выдаче "справки" "об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций", утвержденной Приказом ФНС от 23.05.2005 N ММ-3-19/2006@ по состоянию на 01.07.2010.

Налоговым органом выдана заявителю справка N 947 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по состоянию на 01.07.2011, в которой содержатся сведения о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Между тем, тем выданная справка не содержит реального состояния о задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, числящимся за заявителем.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что содержащиеся в выданной справке сведения без указания на то, что утрачена возможность взыскания спорной задолженности, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств, в связи с чем нарушают право заявителя на достоверную информацию о состоянии расчетов с бюджетом, гарантированное положениями "подпункта 10 пункта 1 статьи 32" НК РФ.

Суд кассационной инстанции полагает указанный вывод судов правильным.

В силу "пункта 10 статьи 32" НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.

"Пунктом 4" Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ установлено, что при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и итоговых санкций, за исключением сумм, указанных в "пункте 3" настоящих Методических рекомендаций, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Ссылка налогового органа на то, что выданная им справка составлена в соответствии с методическими "указаниями" по ее заполнению, а форма "справки" утверждена Приказом ФНС РФ от 23.05.2005 N ММ-3-19/2006@, подлежит отклонению, поскольку названный приказ, утвердивший форму "справки", не предусматривающей указание информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым обязательствам.

Как следует из материалов дела, возможность взыскания недоимки по ЕСН в судебном порядке утрачена инспекцией в связи с пропуском шестимесячного срока, установленного "пунктом 3 статьи 46" НК РФ, а также в связи с вступлением в силу Федерального "закона" от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и утраты силы "главы 24" НК РФ.

Возможность взыскания недоимки по НДФЛ во внесудебном и судебном порядке утрачена инспекцией, в связи с вступлением в законную силу "решения" Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2011 по делу N А40-125225/10-127-710, которым указанная задолженность признана невозможной к взысканию.

Возможность взыскания недоимки по налогу на реализацию ГСМ утрачена в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2008 по делу N А40-24536/08-143-79, которым признаны недействительными решение и требование налогового органа о взыскании указанной задолженности.

Положениями "статей 46", "47", "69", "70" НК РФ установлены сроки давности принудительного взыскания недоимки (задолженности) с налогоплательщиков как во внесудебном, так и в судебном порядке.

В случае если налоговый орган не реализовал возможность взыскания недоимки (задолженности) во внесудебном порядке или в судебном порядке, в соответствии с названными нормами, в пределах установленного срока, он утрачивает возможность ее взыскания.

Доказательств принятия мер ко взысканию недоимки по налогам в бесспорном или судебном порядке инспекцией не представлено.

Налоговым органом не опровергнуто, что предусмотренные положениями "статей 46", "47", "69", "70" НК РФ сроки для взыскания спорных налоговых платежей истекли, таким образом, утрачена возможность их взыскания в бесспорном или судебном порядке.

Налоговый орган указывает, что утрата возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом не является основанием для признания обязанности по уплате этого долга перед бюджетом исполненной.

При этом инспекция ссылается на судебный акт по делу "N А40-125225/10-127-710", которым задолженность заявителя по НДФЛ признана безнадежной ко взысканию, но не признана исполненной.

Вместе с тем в рассматриваемом случае речь идет не об установлении факта исполнения заявителем обязанности по уплате имеющейся задолженности, а о наличии у него задолженности, неподлежащей взысканию. Суды не ставят под сомнение наличие у заявителя задолженности, а указывают в судебных актах на отсутствие у налогового органа правовой возможности к ее взысканию.

С учетом изложенного указанный довод не имеет отношения к данному делу, в связи с чем отклоняется судом кассационной инстанции.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию налогового органа по настоящему спору, отражают несогласие с выводами судебных инстанций и направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств.

Иная оценка инспекцией установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь "статьями 176", "284" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2011 года и "постановление" Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2012 года по делу N А40-83214/11-140-356 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья

С.И.ТЕТЕРКИНА

Судьи

Н.В.БУЯНОВА

Н.В.КОРОТЫГИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок