Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 г. № А65-18893/2011

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 г. № А65-18893/2011

Положения п. 2 ст. 173 НК РФ допускают возможность возмещения суммы НДС в течение трех лет после окончания соответствующего периода. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что обществом на законных основаниях в налоговом периоде 2 квартале 2010 года по спорным счетам-фактурам заявлены налоговые вычеты.

17.05.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.04.2012 г. № А65-18893/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,

при участии представителей:

заявителя - Гизатуллиной О.Н. (заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 15.11.2011 N 01/65), Горякова С.В., доверенность от 20.07.2011),

ответчика - Муртазина Р.Р. (заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 24.11.2011 N 2.2-0-13/011187),

в отсутствие:

третьего лица - извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2011 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.,.)

по делу N А65-18893/2011

по заявлению открытого акционерного общества "Алнас", г. Альметьевск (ИНН 1607000081, ОГРН 1021601624021) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан признании недействительным решения от 09.03.2011 N 32-юл/к, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

открытое акционерное общество "Алнас" (далее - ОАО "Алнас", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.03.2011 N 32-юл/к в части привлечения общества к налоговой ответственности (штрафу) за неполную уплату налога на добавленную стоимость и несоблюдение условий "пункта 4 статьи 81" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для освобождения от ответственности в размере 783 490 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 160 019,19 руб. и предложения уплатить недоимку по НДС в размере 3 912 450 руб. за 2 квартал 2010 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012, заявленные требования удовлетворены частично.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и отказать в части удовлетворения заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ОАО "Алнас" 12.07.2010 представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2010 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 59 997 482 руб.

Общество 20.07.2010 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2010 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 42 076 820 руб.

Вторую уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2010 года общество представило в налоговый орган 07.09.2010, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 52 994 704 руб.

Третью уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2010 года общество представило в налоговый орган 26.10.2010, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 49 310 338 руб.

Уточненная налоговая декларация с номером корректировки "3" была предметом камеральной налоговой проверки, по окончании которой был составлен акт от 31.01.2011 N 7-юл/к, а впоследствии инспекцией принято решение от 09.03.2011 N 32-юл/к о привлечении общества к налоговой ответственности.

Согласно принятому решению общество было привлечено к налоговой ответственности (штрафу) за неполную уплату НДС и несоблюдение условий "пункта 4 статьи 81" НК РФ для освобождения от ответственности в размере 783 490 руб., были начислены пени по НДС в размере 160 019,19 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 3 912 450 руб. за 2 квартал 2010 года.

Решением Управления от 05.05.2011 N 244 решение инспекции от 09.03.2011 N 32-ЮЛ/К оставлено без изменения.

Общество в порядке "статьи 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд.

Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования частично, правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 оспариваемого решения налоговым органом доначислена к уплате сумма НДС в размере 1 253 309 руб., начислены соответствующие суммы штрафа и пени.

Вывод о неуплате налога сделан налоговым органом на основании того, что в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года в графе 5 по коду операции 1010401 раздела 4 общество должно было отразить сумму налога, ранее принятую к вычету и подлежащую восстановлению, в размере 1 253 309 руб.

Налогоплательщик, оспаривая решение в указанной части, ссылается на то, что неверное заполнение налоговой декларации не привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, и соответственно не привело к неуплате данного налога.

Как следует из оспариваемого решения, налоговым органом установлено, что по экспортной поставке по ГТД N.../141107/000367 согласно уточненной налоговой декларации за ноябрь 2007 года, представленной 23.07.2008, ОАО "Алнас" была начислена сумма налога по операции реализации товаров на экспорт, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которой документально не подтверждена, в размере 1 504 643 руб.

Сумма налоговых вычетов по операции реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которой документально не подтверждена, по уточненной налоговой декларации за ноябрь 2007 года, представленной 23.07.2008, составила 1 253 309 руб.

Согласно документам, представленным ОАО "Алнас" для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, в соответствии со "статьей 165" НК РФ в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года обществом подтверждена сумма налоговой базы по операциям реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым подтверждена по ГТД N/141107/000367.

Инспекция, ссылаясь на положения "Приказа" Министерства финансов Российской Федерации от 15.10.2009 N 104н (далее - Приказ Минфина N 104н), делает вывод, что в связи документальным подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0% по поставке товаров на экспорт по ГТД N.../141107/000367, ОАО "Алнас" в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года в графе 5 по коду операции 1010401 раздела 4 должно было отразить сумму налога, ранее принятой к вычету и подлежащей восстановлению, в размере 1 253 309 руб., чего общество фактически не сделало, в связи с чем ему доначислен НДС к уплате в бюджет.

Между тем в соответствии с "пунктами 41.3" - "41.5" Порядка заполнения раздела 4 декларации "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена", установленным Приказом Минфина N 104н:

- В графе 3 по каждому коду операции отражаются налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена, включающие, в том числе сумму налога, предъявленную налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав ("пункт 41.3" Порядка);

- В графе 4 по каждому коду операций отражается сумма налога, ранее исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% ранее не была документально подтверждена ("пункт 41.4" Порядка).

- В графе 5 по каждому коду операций отражается сумма налога, ранее принятая к вычету по товарам (работам, услугам), по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% ранее не была документально подтверждена ("пункт 41.5" Порядка).

В соответствии с положениями "абзаца 1 пункта 3 статьи 172" НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных "пунктами 1" - "8 статьи 171" НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в "пункте 1 статьи 164" НК РФ, производятся в порядке, установленном "статьей 172" НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный "статьей 167" НК РФ.

Налоговый орган, с учетом положений "пункта 41.5" Порядка, делая вывод о необходимости отражения в графе 5 по коду операции 1010401 раздела 4 налоговой декларации суммы налога, ранее принятой к вычету и подлежащей восстановлению, в размере 1 253 309 руб., в нарушение положений "абзаца 1 пункта 3 статьи 172" НК РФ и "пункта 41.3" Порядка не учитывает необходимость отражения в графе 3 по коду операции 1010401 раздела 4 налоговой декларации налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена в размере 1 253 309 руб.

Таким образом, суды нашли обоснованной позицию заявителя, согласно которой в налоговом периоде 2 квартала 2010 года ОАО "Алнас" должна быть принята к вычету исчисленная по ранее не подтвержденному экспорту по спорной ГТД N.../141107/000367 сумма налога в размере 1 504 643 руб., что и было фактически отражено в графе 4 раздела 4 уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года (номер корректировки 3).

По спорной ГТД N.../141107/000367 каких-либо показателей в графах 3 и 5 раздела 4 уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года (номер корректировки 3) отражено не было.

Следовательно, по коду строки 010 раздела 4 уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года (номер корректировки 3) общая сумма налога, исчисленная к уменьшению, обоснованно составила 8 994 924 руб.

Затем общество в связи с документальным подтверждением обоснованности применения ставки 0% по операциям реализации товаров по ГТД N.../141107/000367, руководствуясь положениями "пунктов 41.3" - "41.5" Порядка, в уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года с номером корректировки 4 на законных основаниях увеличил показатели графы 3 на 1 253 309 руб., что составило 8 743 590 руб. (по уточненной налоговой декларации с номером корректировки 3 показатель графы 3 составлял 7 490 281 руб.) и графы 5 на 1 253 309 руб., что составило 1 253 309 руб. (по уточненной налоговой декларации с номером корректировки 3 показатель графы 5 составлял 0 руб.). При этом сумма по строке 010 не изменилась и составила также 8 994 924 руб.

Таким образом, довод налогового органа о завышении ОАО "Алнас" суммы налога, исчисленной к уменьшению по разделу 4, на 1 253 309 руб., не соответствует фактическим обстоятельствам по делу и противоречит положениям "статей 165", "167", "171", "172" НК РФ, "пунктам 41.3" - "41.6" Порядка заполнения раздела 4 декларации, утвержденного Приказом Минфина N 104н., что свидетельствует об отсутствии оснований для доначисления спорной суммы налога в размере 1 253 309 руб. к уплате, и соответственно в силу положений "статей 75", "114" НК РФ отсутствуют законные основания для начисления на эту сумму пени и штрафа.

В пункте 2 оспариваемого решения налоговый орган, ссылаясь на получение обществом оригиналов счетов-фактур по окончании налогового периода, приходит к выводу о необоснованном принятии ОАО "Алнас" к вычету сумм налога по этим счетам-фактурам, доначисляет к уплате НДС в размере 2 650 095,79 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.

Общество, оспаривая доначисления, ссылается на то, что все предусмотренные налоговым законодательством условия принятия сумм НДС к вычету им были соблюдены.

В ходе налоговой проверки установлено, что оригиналы спорных счетов-фактур, поименованных на стр. 4 - 5 оспариваемого решения, были получены ОАО "Алнас" в период с 16.07.2010 по 20.07.2010. Данные обстоятельства общество не оспаривает.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 172" НК РФ по общему правилу, установленному "НК" РФ, налоговые вычеты, предусмотренные "статьей 171" НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

Как следует из оспариваемого решения, общая спорная сумма налоговых вычетов, не принятая налоговым органом, составляет 2 650 095,79 руб.

Судами установлено, что общая сумма НДС по спорным счетам-фактурам (2009 год и 1 квартал 2010 года), не относящимся к налоговому периоду 2 квартала 2010 года, составляет 191 544,89 руб.; общая сумма НДС по спорным счетам-фактурам, относящимся к налоговому периоду 2 квартала 2010 года (апрель - июнь 2010 года) составляет 2 458 550,90 руб.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 169" НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном "главой 21" НК РФ. Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации ("пункт 8 статьи 169" НК РФ).

В "пункте 8" Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, установлено, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном "статьей 172" НК РФ.

Из анализа приведенных норм следует, что налоговые вычеты применяются налогоплательщиком в том налоговом периоде, в котором произведено оприходование приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) и при наличии относящихся к этому периоду соответствующих первичных документов и счетов-фактур.

Каких-либо сведений о том, что ОАО "Алнас" товарно-материальные ценности (работы, услуги) не были оприходованы во 2-ом квартале 2010 года, а первичные учетные документы, подтверждающие их приобретение, относимы к иному налоговому периоду, нежели 2 квартал 2010 года или отсутствовали в спорный период, оспариваемое решение налогового органа не содержит.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит правомерным вывод судов, что установленные налоговым законодательством условия для вычета НДС были обществом соблюдены во 2 квартале 2010 года.

Получение обществом оригиналов счетов-фактур в период с 16.07.2010 по 20.07.2010 не повлияло на обоснованность применения во 2 квартале 2010 года налоговых вычетов в сумме 2 458 550,90 руб.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 80" НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно "пункту 1 статьи 174" НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с "подпунктами 1" - "3 пункта 1 статьи 146" НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно "пункту 5 статьи 174" НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Последним днем для окончательного формирования налоговой базы, расчета подлежащей уплате суммы налога и предоставления в налоговый орган налоговой декларации за 2 квартал 2010 года являлось 20.07.2010, что и было фактически сделано ОАО "Алнас" посредством предоставления 20.07.2010 уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года после получения от контрагентов оригиналов спорных счетов-фактур.

Кроме того, на момент проведения инспекцией камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС (с номером корректировки 3), представленной в налоговый орган 26.10.2010, обществом были соблюдены все условия для применения налоговых вычетов в спорном налоговом периоде: товар (работы, услуги) получены, оприходованы и оригиналы спорных счетов-фактур имелись, что не оспаривается налоговым органом в обжалуемом решении. Действия налогоплательщика не привели к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет и не привело к неуплате налога.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в применения налоговых вычетов в размере 2 458 550,90 руб. в налоговом периоде - 2 квартал 2010 года, доначисления к уплате суммы НДС в размере 2 458 550,90 руб., соответствующих сумм штрафа и пени.

Общая сумма НДС по спорным счетам-фактурам (2009 год и 1 квартал 2010 года), не относящимся к налоговому периоду 2 квартал 2010 года, составляет 191 544,89 руб.

Как видно из материалов дела, основанием для отказа в применении налоговых вычетов во 2 квартале 2010 года на эту сумму также является получение оригиналов счетов-фактур в период с 16.07.2010 по 20.07.2010.

Между тем в соответствии с "пунктом 1 статьи 172" НК РФ по общему правилу, установленному "НК" РФ, налоговые вычеты, предусмотренные "статьей 171" НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

Каких-либо сведений о том, что ОАО "Алнас" товарно-материальные ценности (работы, услуги) не были оприходованы, а первичные учетные документы, подтверждающие их приобретение, отсутствовали в спорный период, оспариваемое решение налогового органа не содержит, о чем указано судами и подтверждается материалами дела.

Кроме того, положения "пункта 2 статьи 173" НК РФ допускают возможность возмещения суммы НДС в течение трех лет после окончания соответствующего периода.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что обществом на законных основаниях в налоговом периоде 2 квартале 2010 года по спорным счетам-фактурам заявлены налоговые вычеты на сумму 191 544,89 руб.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании налоговой инспекцией норм права и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с "пунктом 1 статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу требований "статьи 286" и "части 2 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьями 286", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А65-18893/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.А.ХАКИМОВ

Судьи

Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

М.В.ЕГОРОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок