
Судебные дела / Постановления / Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2010 г. N КА-А40/9204-10 по делу N А40-39044/10-146-198
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2010 г. N КА-А40/9204-10 по делу N А40-39044/10-146-198
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Байковского Я.С., адвокат, доверенность б/н от 10.08.2010 г.;
от административного органа: Токаревой Т.А., доверенность N 75 от 23.07.2010 г.;
рассмотрев 11 августа 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по городу Москве (административного органа) на решение от 24 мая 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Ласкиным Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сигма Софт" об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности к Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по городу Москве, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сигма Софт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по городу Москве (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2010 г. N 3, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанций исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено в нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники и КоАП РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неприменением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своей кассационной жалобы налоговый орган указывает, что не указание в обжалуемом постановлении части статьи 14.5 КоАП РФ является технической ошибкой и не может привести к неправильной квалификации административного правонарушения, а также не свидетельствует о применении налоговым органом закона в недействующей редакции. Инспекция считает, что доказательства административного правонарушения, зафиксированные в материалах административного дела, получены не в результате контрольной закупки, а в результате осмотра контрольно-кассовой техники, принадлежащей обществу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу инспекции, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором указало, что в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении от 22.01.2010 г. указана статья 14.5 КоАП РФ без указания каких-либо частей данной статьи. Более того, в протоколе об административном правонарушении N 0014472 также указана статья 14.5 КоАП РФ без указания ссылки на часть статьи. По мнению заявителя, довод кассационной жалобы о выявлении нарушения в результате осмотра ККТ противоречит материалам дела, поскольку в них отсутствует протокол осмотра ККТ, составленный в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель инспекции доводы жалобы поддержал, просил обжалуемый судебный акт отменить как необоснованный и незаконный.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемое решение является законным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.12.2009 г. сотрудниками налогового органа на основании поручения от 24.12.2009 г. N 0305830 проведена проверка павильона общества "Аксессуары", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Барклая, дом 8, на предмет выполнения Федерального закона РФ от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ).
По результатам проверки составлен Акт от 24.12.2009 г. N 0341102, согласно которого на ККТ "Меркурий-115Фз" за N 00610402 отсутствует самоклеющаяся марка пломба.
12 января 2010 года составлен Протокол об административном правонарушении N 0014472, Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.01.2010 г. N 3 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
По смыслу данной нормы права, постановление по делу об административном правонарушении должно быть обоснованным, мотивированным и содержать ссылку на норму права, в соответствии с которой лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Как установлено судом первой инстанции, в постановлении от 22.01.2010 г. N 3 указано, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Между тем, на дату рассмотрения административного дела и вынесения постановления Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 121-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 года, внесены изменения в статью 14.5 КоАП РФ, а именно: данная норма права разделена на 2 части, каждая из которых имеет свою диспозицию и санкцию.
Следовательно, налоговым органом в оспариваемом постановлении неверно определена норма права, в соответствии с которой заявитель подлежал привлечению к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, в качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменялось неприменение контрольно-кассовой техники, выразившееся в использовании ККТ в отсутствие самоклеющейся марки пломбы.
Между тем, из объяснений представителя общества в протоколе об административном правонарушении от 12.01.2010 г. N 0014472 следует, что необходимая марка пломба имелась у общества, была наклеена в ходе проверки; снятие марок пломб за иные периоды осуществлено по просьбе мастера ЦТО, чтобы не тратить лишнее время, до его приезда.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что постановление не отвечает требованиям ст. 24.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного своевременного выяснения обстоятельств дела, поскольку административным органом не дана оценка доводам общества по факту отсутствия марки пломбы, не установлена вина заявителя в совершенном правонарушении.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 470 от 23 июля 2007 года (далее - Положение о регистрации) после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники.
Таким образом, пунктом 10 Положения о регистрации предусмотрена наклейка марки-пломбы только в случаях проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания ККТ.
Наклеивание марки-пломбы связано с необходимостью обеспечения сохранности информации, содержащейся в фискальной памяти контрольно-кассовой машины.
В связи с тем, что в постановлении от 22.01.2010 г. N 3 отсутствуют данные о попытках вскрытия или вскрытии ККТ для доступа к фискальной памяти, что свидетельствует об использовании ККТ без повреждений, свидетельствующих о возможности доступа к фискальной памяти, сам факт отсутствия марки пломбы на момент осуществления проверки не мог являться основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что вывод суда первой инстанции о том, что административное правонарушение выявлено налоговым органом при проведении сотрудниками инспекции проверочной закупки не соответствует обстоятельствам дела.
Право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники предоставлено налоговым органам статьей 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
При этом, выявление факта неприменения контрольно-кассовой техники, выражающегося в использовании контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использовании контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использовании контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использовании контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти, не требует от проверяющих лиц осуществления контрольной закупки.
Для установления данных нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники административный орган использует такие формы контроля как проверка необходимых документов в отношении ККТ и визуальный осмотр ККТ, что не связано с проверочными закупками.
Однако, ошибочный вывод суда о выявлении правонарушения в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий не привел к принятию неправильного решения по существу заявленных требований.
При таких обстоятельствах судом первой инстанций сделан правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, так как оспариваемое постановление не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка установленных судом фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, а поэтому отклонены. При этом ни в кассационной жалобе, ни в судебном заседании суда кассационной инстанции, не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов суда первой инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии решения, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2010 г. по делу N А40-39044/10-146-198 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Темы: Применение кассовых аппаратов  Административное производство (особенности)  
- 21.07.2025 ЦБ: бизнесу не требуется касса при расчетах через СБП между ИП и юрлицами
- 17.07.2025 ФНС: с 1 сентября чеки должны содержать новые обязательные реквизиты
- 16.07.2025 Минфин: при расчетах между ИП и компаниями через СБП кассу применять не нужно
- 27.07.2023 Депутаты приняли закон о новом штрафе для работодателей в 500 тысяч рублей
- 19.07.2023 За незаконную продажу сведений из ЕГРН оштрафуют на сумму до 600 тысяч рублей
- 05.06.2023 Административные штрафы для бизнеса в 2022 году выросли вдвое
- 06.10.2024 Продажа автомобиля физлицу по безналу и обязанность применения онлайн кассы
- 15.02.2024 Чек с тегом «Продажа в кредит»
- 22.08.2023 Как регистрировать онлайн‑кассу в налоговой в 2023: пошаговая инструкция
- 21.07.2023 Штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами составят до 100 тысяч рублей
- 19.04.2023 Административные штрафы будут назначать по новым правилам
- 18.07.2022 Административные штрафы для бизнеса смягчены
- 04.12.2024
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении безналичных расчетов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку действия предпринимателя должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, так как правонарушение совершено повторно, а расчеты осуществлены на сумму более одного миллиона рублей. Снижен р
- 14.01.2024
О признании
незаконными постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники, представления.Итог: требование удовлетворено в части признания недействительным постановления, поскольку другим постановлением, в признании которого недействительным отказано, заявитель привлечен к ответственности в связи с совершением аналогичного правонар
- 01.11.2023
Об отмене
постановления налогового органа о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при расчете наличными деньгами за оказание услуги по перевозке пассажиров и представления об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению, поскольку общество
- 06.02.2023
О признании
незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства, что выразилось в выплате обществом своим работникам-нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общес
- 17.01.2016
Требование: Об отмене постановления
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения оружия и патронов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ, предотвращение и устранение выявленных нарушений до момента обнаружения выявленных административных правонару - 14.07.2015
Свидетельские показания в отсутствие
иных доказательств не могут являться допустимыми доказательствами, определяющими субъекта административного правонарушения, и, как следствие, служить основанием привлечения того или иного лица к административной ответственности.
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № ЗГ-2-20/9779@
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № ЗГ-2-20/9776@
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 30-01-15/51378
- 16.11.2018 Письмо ФНС России от 09.11.2018 г. № ОА-4-17/21827@
- 16.10.2018 Письмо Минфина России от 24.09.2018 г. № 03-04-05/68136
- 18.09.2017 Письмо ФНС России от 05.09.2017 г. № ОА-3-17/5973@
Комментарии