Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Кризис не ослабит налоговые проверки в Ленинградской области

Кризис не ослабит налоговые проверки в Ленинградской области

Уходящая осень стала важной вехой в истории областного налогового управления. Здесь появился новый энергичный руководитель, делающий ставку на профессионализм и считающий, что работать над собой должны не только налогоплательщики, но и инспекторы. Как сегодня взаимодействуют региональные налоговые органы и бизнесмены и что принесут ближайшие месяцы, нам рассказала Татьяна Леонидовна Откина — руководитель УФНС России по Ленинградской области

09.12.2008
УФНС по Ленинградской области
Автор: Беседовала Екатерина Андреева, эксперт журнала «Спутник Главбуха»; Опубликовано в журнале «Спутник Главбуха. Санкт-Петербург и Ленинградская область», декабрь 2008 года

- Татьяна Леонидовна, Вы начали карьеру в Петербурге. До прихода в областное Управление успели поработать в Москве. Действительно ли налоговая работа в разных регионах сильно отличается?

- Налоговые органы всех субъектов РФ руководствуются одним законом - Налоговым кодексом РФ. Поэтому требования ФНС России к работе территориальных управлений и инспекций одинаковы.

Хотя на практике налоговое администрирование действительно несколько отличается. Это связано с квалификацией и текучестью кадров, нагрузкой на одного работника и другими факторами.

 

- Являясь и руководителем налогового органа, и налогоплательщиком, как Вы оцениваете нынешний профессиональный уровень инспекторов и качество обслуживания в инспекциях Ленобласти?

- Для работы с налогоплательщиками почти во всех инспекциях созданы очень хорошие условия: имеются операционные залы для приема, необходимая информация сгруппирована по темам и размещена на специальных стендах, благодаря постепенному переходу на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи практически отсутствуют очереди.

Безусловно, в некоторых районах есть определенные проблемы, но они решаемы.

Что касается уровня обслуживания, то, судя по поступающим жалобам, а также ответам, которые я сама получаю по телефону, представляясь налогоплательщиком, он находится на среднем, а в ряде инспекций - даже на высоком уровне.

Думаю, непосредственно с плательщиками должны работать самые опытные сотрудники, регулярно повышающие квалификацию. Управление, в свою очередь, принимает для этого все необходимые меры, включая систематическое обучение и внутренние проверки.

 

- Большинство наших читателей, конечно, интересуют налоговые проверки. Становится ли их больше и почему?

- Количество выездных налоговых проверок год от года сокращается. Сегодня мы больше внимания уделяем их качеству и стараемся получать стопроцентный результат.

Планирование контрольных мероприятий осуществляется согласно Концепции, разработанной ФНС России, и ее 12 критериям. Используя этот документ (кстати, доступный для всех), и налоговые органы, и налогоплательщики могут оценить риски деятельности.

 

- Учатся ли налогоплательщики на своих ошибках? В рамках общероссийской кампании по снижению давления на предприятия малого и среднего бизнеса проводится ли в Ленинградской области какая-то особая политика?

- Налогоплательщики прекрасно учатся не только на своих ошибках, но и на чужих. В частности, знакомясь с арбитражной практикой, читая специальную литературу, общаясь с коллегами.

К проверкам предприятий малого бизнеса мы подходим очень взвешенно. Сегодня контролю подвергается не более трех процентов таких фирм и предпринимателей в год. И то лишь те, у кого есть серьезные нарушения.

 

- За последние несколько лет стало больше арбитражных налоговых споров. Выигрыши делятся примерно 50/50. При этом усиливают свои позиции отделы налогового аудита. Данное направление будет развиваться?

- Обязательно. Тем более что для этого имеются предпосылки: с 1 января 2009 года налогоплательщик сможет обжаловать решение налогового органа в суде только после прохождения аналогичной процедуры в вышестоящем налоговом органе. Конечно, это увеличит нагрузку на отделы налогового аудита.

Вместе с тем существует и проблема, над которой сейчас активно работает ФНС России. Дело в том, что в законодательстве отсутствует ряд норм, устанавливающих порядок досудебного рассмотрения и урегулирования жалоб граждан и организаций на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, а также на акты ненормативного характера. Налоговый кодекс РФ лишь указывает на рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в конкретный срок и определяет вид итогового решения.

При этом большинство процессуальных вопросов - оформление начала и окончания производства, права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе рассмотрения жалоб, последствия оставления жалобы без рассмотрения, порядок пересмотра принятых решений, риски и юридические гарантии минимизации ошибок правоприменения и иные - не проработаны.

Поэтому одновременно с преодолением дополнительной нагрузки придется нарабатывать практику. Думаю, мы с этим справимся.

 

- В 2007-2008 годах Управление неоднократно проводило совместные акции с судебными приставами, сотрудниками УВД и т.д. Будет ли эта работа продолжена? Коснутся ли подобные мероприятия юридических лиц?

- Работа с задолженностью юридических и физических лиц в силу Закона ведется по-разному. С организаций она взыскивается в бесспорном порядке, с граждан - только через суд.

Несмотря на то, что количество долгов уменьшается, на сегодняшний день их общая сумма равна 9 млрд. руб., из которых 90 процентов - это задолженность фирм. С одной стороны, оставшиеся 10 процентов, приходящиеся на физлиц, - не так

и много; с другой, количество должников растет. Поэтому с августа 2007 года регулярно проводятся совместные рейды налоговых органов с ГИБДД и службой судебных приставов. Их цель - выявить граждан, уклоняющихся от уплаты налогов,

для возможной описи и ареста их транспортных средств.

К счастью, многие автовладельцы не доводят ситуацию до крайности и уплачивают налог в ближайшем отделении банка. Такие акции весьма эффективны, поэтому в следующем году они будут продолжены.

Кроме того, на совместной коллегии налоговых органов и службы судебных приставов Ленобласти принято решение активизировать применение такой меры, как установление для руководителя предприятия-должника либо гражданина-должника временного ограничения выезда за пределы Российской Федерации.

 

- И в Петербурге, и в Ленобласти ведется серьезная работа с убыточными предприятиями и фирмами, которые платят низкие зарплаты. Чего ждать налогоплательщикам в этих направлениях?

- Работа налоговых органов с убыточными организациями во многом носит профилактический характер. Инспекторы стараются подсказать налогоплательщикам, какие они допустили ошибки при расчете налогооблагаемой прибыли.

За девять месяцев 2008 года были рассмотрены причины убыточности 1780 областных организаций; из них 400 представили уточненные декларации, в которых уменьшили убытки на сумму свыше 400 млн. руб. и уплатили налог около 70 млн. руб.

Кроме того, было отобрано и заслушано более 2,3 тысяч налогоплательщиков, уплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. Более 2,2 тысяч повысили зарплату.

Эта работа обязательно будет продолжена.

 

- Разразившийся недавно финансовый кризис будет как-то учитываться при проверках? Ведь фирмы могут потерять деньги из-за банкротства банка или разорения партнера...

- Сам по себе бизнес предполагает наличие определенных рисков. При этом благополучие организации зависит от профессионализма ее менеджмента. Поэтому нынешний экономический кризис никак не повлияет на осуществление проверок.

Отбор организаций и предпринимателей как проходил, так и будет проводиться согласно вышеназванным критериям.

 

- 1 января 2009 года Налоговый кодекс РФ опять серьезно обновится. Будут ли организованы консультации по этому поводу? Куда и в каком порядке бухгалтеры могут обращаться с вопросами?

- По мере принятия законов, касающихся налогообложения, Управление в обязательном порядке проводит семинары с инспекторами. Они, в свою очередь, организуют бесплатные консультации для налогоплательщиков на местах. В IV квартале семинары пройдут во всех районах.

Даты их проведения можно уточнить по справочным телефонам инспекций, на «горячей линии» Управления: 292-60-42 или посмотреть на сайте www.r47.nalog.ru. Там же во второй половине декабря 2008 года будут размещены списки тематических консультаций в 2009 году.

Отмечу, что сайт Управления и региональные СМИ остаются одним из самых эффективных каналов информационного обслуживания. В этом году по теле- и радиоканалам вышло в эфир около 700 материалов и сюжетов по налоговой тематике. Наш интернет-ресурс за это время пополнился почти 300 материалами. Всего было зарегистрировано 39 000 посещений (для сравнения: за девять месяцев 2007 года - 32 000).

 

- Готовятся ли какие-то преобразования в сфере обслуживания налогоплательщиков?

- В настоящий момент налоговые органы Ленобласти строят свои отношения с плательщиками, исходя из требований Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков, в новую редакцию которого с октября 2008 года включена еще одна услуга - рассмотрение заявления и направление налогоплательщику справки о подтверждении неполучения либо подтверждении факта получения им предоставленного социального налогового вычета. Кроме того, инспекторы руководствуются Регламентом организации работы с налогоплательщиками, действующим с 23 мая 2008 года, и Административным регламентом ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Из приоритетных направлений считаю необходимым отметить систему формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде. Сейчас 40 процентов организаций и 30 процентов предпринимателей области уже используют ТКС. Это просто и удобно. Например, по запросу в автоматическом режиме можно получить выписки операций из карточки «Расчеты с бюджетом»; перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году; справки о состоянии расчетов с бюджетом; акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам. За III квартал 2008 года почти 1500 налогоплательщиков было оказано свыше 5000 информационных услуг.

С целью сбора мнений о работе налоговых органов летом этого года Управление и инспекции области провели экспресс-опрос организаций. На вопрос анкеты ответили почти 2000 респондентов. Специалисты Управления тщательно проанализировали полученные ответы. Его результаты были разосланы по инспекциям для устранения обнаруженных недочетов в кратчайшие сроки. Надеюсь, что данный способ взаимодействия позволит наиболее эффективно и оперативно решать возникающие проблемы, а также сведет к минимуму количество обращений с письменными жалобами в ФНС России.

 

- Только что состоялся Ваш профессиональный праздник. Не за горами Новый год. Что бы Вы хотели пожелать себе, своим коллегам и налогоплательщикам? По вашему мнению, есть ли повод смотреть на приближающийся 2009 год с оптимизмом?

- Хочу еще раз поздравить своих коллег и пожелать всем здоровья, выдержки, профессионализма и больше улыбок.

А налогоплательщикам хочу сказать, что мы не стоим по разные стороны баррикады. Они выполняют свои конституционные обязанности, а мы им в этом помогаем. Поэтому желаю приятных встреч с высококвалифицированными специалистами-налоговиками.

Что касается Нового года, мы все с детства привыкли ждать от него подарков и чудесных превращений. Я очень надеюсь, что наступающий 2009 год принесет стабильность - на работе, в экономике, в международных отношениях - во всем.

Разместить:
Виктория
12 декабря 2008 г. в 9:06

Работа налоговых органов с убыточными организациями во многом носит профилактический характер. Инспекторы стараются подсказать налогоплательщикам, какие они допустили ошибки при расчете налогооблагаемой прибыли.

Долго смеялась...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »