Аналитика / Налогообложение / Психологические тонкости проверки
Психологические тонкости проверки
Рано или поздно в жизни каждого бухгалтера наступает день, когда на пороге его кабинета возникает налоговый инспектор. Приятного в этой ситуации мало, но избежать проверки, тем не менее, невозможно. Главное — не растеряться
19.11.2008«Московский бухгалтер»Генеральная репетиция
Даже если вы профессионал и уверены в себе и своих подчиненных, все равно где-то внутри останется сомнение, до конца ли правильно вы все делаете и не обнаружат ли ревизоры ошибок. Волнение усиливается пониманием того, что каждая погрешность чревата последствиями. Как быть в такой ситуации?
Самое простое - иногда приглашать в компанию сторонних аудиторов или налоговых консультантов, дабы они проверили правильность ведения вашей отчетности, советует Мария Ершова, юрист компании «CSoft Консалтинг»:
- Аудит - мероприятие непростое, и является как бы репетицией налоговой проверки. Чем лучше результат, тем больше главный бухгалтер готов к общению с налоговыми органами. Однако риск того, что аудитор не заметит ошибки, все же существует. Касается это в основном выборочных проверок. Чтобы избежать подобных казусов, следует проводить комплексную ревизию всех бухгалтерских документов. Но она требует больших финансовых вложений.
Если ваша фирма не может позволить себе нанять независимого аудитора, попросите знакомого профессионального финансиста или бухгалтера помочь вам. Пусть его взгляд на вашу документацию будет не слишком глубоким, но компетентным. Не стоит пренебрегать таким видом самоконтроля, ведь со стороны гораздо лучше видны недочеты и ошибки.
Разумная стратегия
И вот инспектор на вашем пороге с выездной проверкой. Единого свода правил, как именно общаться с ревизором, конечно, не существует. Однако тактики подобного общения все-таки есть. Дело осталось за малым - выбрать оптимальную для себя.
Зачастую руководители во время ревизии предписывают сотрудникам беспрекословно выполнять все требования налогового инспектора. Выбор именно такой модели поведения спровоцирован страхом навлечь на себя дополнительную проверку. Проистекают подобные опасения из недостаточной
осведомленности руководства о своих правах и обязанностях. Во время ревизии стоит держаться уверенно и представлять налоговым инспекторам запрашиваемые документы, а также спокойно и благожелательно отвечать на их вопросы.
Еще одной характерной особенностью модели поведения «мы вам все позволим, потому что вас боимся» является угодничество. К примеру, чтобы показать свою лояльность к сотруднику инспекции, руководство предоставляет ему отдельное помещение, спецтранспорт от работы до места проведения проверки, дарит дорогие подарки и т. д. Но не стоит забывать, что в данном случае налоговик - на работе. Быть может, он и попьет с вами чай, но это не значит, что вы его задобрили - инспектор находится при исполнении своих обязанностей, предписанных законом.
Если такой вариант вам не по вкусу, есть другой - не менее распространенный - жестко отстаивать позиции компании. Что называется - встречать все слова проверяющего «в штыки». Однако оспаривание правомерности тех или иных требований также ни к чему хорошему не приведет: здесь, как говорится, из крайности в крайность. И откровенно враждебное отношение к инспектору может сказаться на результатах проверки. Не стоит забывать, что налоговик тоже человек. И видя такое напряженное к себе отношение, начинает соответственно себя вести. В этом случае чрезмерных придирок с его стороны не избежать.
Освобождаем время для дела
Выездная проверка обычно отнимает очень много времени у сотрудников бухгалтерии. Но эксперты дают несколько советов, как правильно организовать всю работу, чтобы освободить часок на исполнение ежедневных обязанностей.
Во-первых, приучитесь делать все важные дела сначала. А малозначительные и несрочные оставляйте на конец рабочего дня. Создав деловую атмосферу с самого утра, вы удивитесь, как быстро решаются все насущные проблемы. Кроме того, исключив утреннее чаепитие и рассказы о безобразном московском метро и километровых пробках, можно выкроить еще 30-40 минут.
Эффективным способом борьбы за рабочее время является обеспечение полной взаимозаменяемости сотрудников. К примеру, ознакомьте с одними и теми же обязанностями двух человек. И во время проверки часть текущих функций можно будет переложить на дублера, пока основной сотрудник общается с инспекторами. А главный бухгалтер может передать некоторые из своих обязанностей по подписанию первичных документов заместителю.
Кроме того, можно назначить определенные приемные часы в бухгалтерии, чтобы сотрудники других отделов не отрывали работников во время проверки. Или выделять одного бухгалтера, который будет заниматься непосредственно работой с остальными отделами. Это также поможет сэкономить драгоценные минуты, чтобы труженники учета не работали в авральном режиме.
Золотая середина
Конечно, не стоит вываливать на проверяющего всю имеющуюся информацию и документы. Однако чинить препятствия тоже неразумно. Да, можно потянуть время, но рано или поздно все равно придется представить нужные бумаги. Только в этом случае не стоит рассчитывать на хорошее отношение со стороны инспектора.
Многие специалисты отмечают, что во время проверки следует руководствоваться чувством меры, здравым смыслом и уверенностью в себе. Эксперты советуют не показывать свой крутой нрав, если налоговик запрашивает документы, которые действительно необходимы в его работе. Содействие, а не безоговорочное подчинение инспектору, создаст благоприятное впечатление о вашей фирме. Некоторые компании идут на маленькие хитрости, рассказывает главный бухгалтер Людмила Сергеева:
- Мы вначале представляем документы, в которых точно нет ошибок. Во-первых, это дает нам время подготовить остальные, а во-вторых, поработав с такими бумагами, инспектор немного теряет бдительность и не столь рьяно ищет ошибки. А если и находит, относится к ним более лояльно.
Большинство бухгалтеров, имеющих многолетний опыт общения с инспекторами, советуют более молодым коллегам выбрать партнерскую форму общения во время ревизий. Не стесняйтесь попросить совета на будущее. Найдя определенные точки соприкосновения, вам будет легче установить более тесный контакт с инспектором. Минимизировав конфликтные ситуации, попытайтесь создать неформальную атмосферу для общения с проверяющим. Проявите определенную активность: предложите чай или кофе, продемонстрируйте личную заинтересованность в общении, инициируйте диалог. Только здесь главное - не переусердствовать. Многие могут воспринять это как лесть и назойливость.
Будьте просто приветливы и доброжелательны с проверяющим. Это не означает, что вы должны бросать все свои дела и немедленно представлять любые бумаги. У вас же есть ежедневные обязанности, которые вы должны исполнять. Показывайте налоговику все запрашиваемые документы, но не заискивайте перед ним. Если вы сами себя уважаете, рано или поздно инспектор тоже проникнется к вам симпатией.
В целом важно помнить, что в проверке нет ничего страшного - это рабочий процесс, как у вас, так
и у пришедших ревизоров. Настройтесь на позитив и сохраняйте спокойствие. Поставьте себя на место инспектора, чья работа заключается в том, чтобы ходить и проверять деятельность других людей. Согласитесь, мало кто придет в восторг от такого занятия. И чиновники привыкли, что их встречают с опаской и недоверием. А если вы начнете разговор с улыбки, они будут приятно удивлены. Тогда день выездной проверки, вполне возможно, станет для вас обычным рабочим днем без лишних потрясений.
Конечно, все это лишь советы, не имеющие документальной базы. Они основаны на опыте учетных работников. Однако если учитывать психологические тонкости общения между налоговыми инспекторами и бухгалтерами, очевидно, что вместо вызывающего поведения представителям фирм лучше попытаться найти с ревизорами общий язык. Это, пожалуй, и есть залог успеха при прохождении проверок.
Темы: Выездные проверки  Бухгалтерский учет и аудит  
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 02.11.2023 Ведение налогового учета на забалансовом счете не предусмотрено
- 19.07.2023 Районный коэффициент по регионам России в 2023 году
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 29.09.2024
По результатам
выездной проверки обществу доначислены страховые взносы, пени и штраф, предложено удержать с доходов и перечислить в бюджет НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом как налоговым агентом и страхователем в правоотношениях по удержанию и перечислению НДФЛ и уплате страховых взносов допущено умышленное занижение налоговой базы и базы по страховым взносам ввиду искажения сведений о
- 12.06.2024
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с отсутствием реальности финансово-хозяйственных операций с контрагентами и умышленной направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания им фиктивного документооборота с использованием указанных контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установ
- 28.05.2024
Заявитель оспаривает
бездействия и действия, связанные с проведением выездной налоговой проверки в отношении другого налогоплательщика, в рамках которой с заявителя как зависимого лица взыскана задолженность.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как действия законны, не нарушают прав и законных интересов заявителя, направление налогоплательщику уточненного требования на основании решения вышест
- 24.10.2023
Заказчик указал,
что в результате ненадлежащего выполнения исполнителем обязательств ему причинен ущерб в виде доплаты НДС. Исполнитель ссылался на неоплату заказчиком выполненных работ.О взыскании задолженности по договору об оказании бухгалтерских, аудиторских услуг.
Итог: в удовлетворении основного требования отказано, встречное требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие условий для вз
- 03.05.2023
О взыскании
с должника стоимости оказанных ему привлеченным лицом аудиторских услуг (услуг по проведению анализа финансового состояния должника за трехлетний период, предшествовавший возбуждению дела о банкротстве, и услуг по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства).Итог: обособленный спор направлен на новое рассмотрение, поскольку вывод апелляционного суда о том, что расходы на опла
- 27.02.2023
О признании
договоров на оказание услуг по анализу финансового состояния и управлению финансовой деятельности предприятия, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, заключенных должником, недействительными.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 20.09.2024 Письмо Минфина России от 26.07.2024 г. № 07-01-09/69990
- 05.09.2024 Письмо Минфина России от 02.05.2024 г. № 07-01-09/40563
- 15.08.2024 Письмо Минфина России от 15.04.2024 г. № 07-01-09/34468
Комментарии