Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Рекламный ролик

Рекламный ролик

Использование рекламных роликов направлено на повышение эффективности работы компании. Вместе с тем простота их применения сочетается с непростым учетом затрат на изготовление и размещение. В чем это выражается?

12.11.2008
«Практическая бухгалтерия»
Автор: А. Химичев, эксперт журнала «ПБ»

На сегодняшний день успешное ведение бизнеса нельзя представить без использования рекламных технологий. Рынок рекламных услуг велик и многообразен, и использование рекламных роликов находит на нем самое широкое применение. Раскроем тему использования рекламного ролика с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения.

Рекламный ролик - что это?

Рекламный ролик является аудиовизуальным произведением, относящимся к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Гражданский кодекс относит к аудиовизуальным произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. При этом способ первоначальной и последующей фиксации произведения не имеет значения - это может быть фильм, видеофильм, телефильм или иной способ, аналогичный кинематографическому способу фиксации произведения.

Лицо, организовавшее изготовление аудиовизуального произведения, обладает правами на него. Порядок их определения регулируется статьей 1240 Гражданского кодекса. Рекламный ролик как аудиовизуальное произведение может состоять из нескольких частей, имеющих разных авторов. К авторам Гражданский кодекс относит режиссера-постановщика, автора сценария, композитора (автора музыкального произведения) (ст. 1263 ГК РФ). Однако при этом каждый автор в отдельности (художник-постановщик, оператор и другие) сохраняет исключительное право на свое произведение, созданное в процессе работы, если только оно не было передано изготовителю рекламного ролика или другим лицам.

внимание

Рекламный ролик как аудиовизуальное произведение может состоять из нескольких частей, имеющих разных авторов.

Право как основа для учета

Как правило, создание рекламного ролика происходит в рамках исполнения работниками трудовых обязанностей, поэтому в Гражданском кодексе введено понятие «служебного произведения» (ст. 1295 ГК РФ). Чаще всего ролик производится различными авторами на основании полученного служебного задания. Исключительные права на служебное произведение принадлежат работодателю, если иной порядок не установлен в трудовом или ином договоре между работодателем и автором. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства в таком случае принадлежат автору.

При этом изготовление такого рекламного продукта может осуществляться как собственными силами, так и силами стороннего подрядчика; может и просто приобретаться право на использование уже готового продукта. Каждый из этих случаев требует особого подхода и детального изучения условий изготовления и договорных отношений, возникших в процессе изготовления ролика. Важно это потому, что исключительные права на такой интеллектуальный продукт или его часть могут принадлежать нескольким сторонам. Поэтому договор о его использовании должен учитывать интересы всех сторон, имеющих имущественные права на него. Передаются такие права на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями исключительных прав.

Если инициатор рекламного ролика организовал его создание силами другого лица и впоследствии приобретает право для использования такого объекта, то такой договор считается договором об отчуждении исключительного права.

По такому договору одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю) (ст. 1234 ГК РФ).

Другая форма приобретения исключительных прав - лицензионный договор, заключаемый в соответствии со статьей 1265 Гражданского кодекса. По нему одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) - предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. То есть фактически передается право на использование результата интеллектуальной деятельности, а не право на сам объект.

Такое пристальное внимание к порядку формирования прав на созданный рекламный ролик обусловлено тем, что он взаимосвязан с порядком отражения расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

это важно

С одной стороны, рекламный ролик можно отнести к нематериальным активам, в то же время могут быть ситуации, когда при наличии признаков НМА его невозможно учесть в качестве такого актива.

НМА или нет - вот в чем вопрос

Как объект учета рекламный ролик зачастую вызывает затруднения у бухгалтеров. Это связано в первую очередь с тем, что он является продуктом интеллектуальной деятельности и приобретение прав на его использование может быть осуществлено по- разному.

С одной стороны, рекламный ролик можно отнести к нематериальным активам (НМА), в то же время могут быть ситуации, когда его невозможно учесть в качестве такого актива. Помимо этого разные требования бухгалтерского и налогового учета осложняют работу бухгалтерии.

Признание объекта интеллектуальной деятельности в качестве НМА в бухгалтерском учете производится на основании ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. НДС за приобретенный актив;

Дебет 04     Кредит 08
- включены в состав НМА приобретенные права на рекламный ролик;

Дебет 60     Кредит 51
- оплачен договор на приобретение прав;

Дебет 68     Кредит 19
- предъявлен к вычету НДС;

Дебет 20(26, 44)    Кредит 05
> - начислена амортизация по НМА.

Налоговый учет. Первоначальная стоимость рекламных роликов как амортизируемого нематериального актива определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Суммы амортизации исчисляются следующими методами: линейным и нелинейным.

В налоговом учете они относятся к расходам на рекламу производимых и реализуемых товаров и учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При исчислении прибыли рекламные расходы принимаются в полном объеме или нормируются (п. 4 ст. 264 НК РФ). Влияние здесь оказывает способ использования «рекламного» НМА. Так, если рекламный ролик транслируется через СМИ, то нормирование не производится (определение СМИ дано в статье 2 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Если ролик показывают, например, на презентации или в кинотеатре, то такие расходы можно учесть только в пределах 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. Порядок отнесения расходов на рекламу определен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса.

В связи с тем что амортизация может учитываться при налогообложении не в полном объеме, возникает налогооблагаемая временная разница и, как следствие, отложенное налоговое обязательство. В этом случае делаются следующие проводки:

Дебет 68     Кредит 77
- отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 77     Кредит 68
- частично погашено отложенное налоговое обязательство на сумму амортизации и расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль за текущий месяц.

«Активы» другого рода

Зачастую возникают ситуации, когда рекламный ролик не подходит под критерии отнесения к НМА. Причины могут быть различными. Чаще всего это малый срок полезного использования (менее 12 месяцев) или приобретение неисключительных прав на рекламный ролик.

Если объект интеллектуальной деятельности не относится к НМА ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, то порядок учета затрат несколько иной. В связи с тем что рекламный ролик используется в течение длительного промежутка времени, в бухгалтерском учете расходы, произведенные организацией на создание (приобретение) рекламного ролика, распределяются равномерно по месяцам периода, в течение которого предполагается получить доход, связанный с размещением рекламы. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности, формирующим себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) (п. 5 и 9 ПБУ 10/99).

Затраты на создание рекламного ролика относятся на расходы будущих периодов и списываются в соответствии с учетной политикой в течение периода, к которому они относятся (п. 65 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

В налоговом учете затраты на приобретение рекламного ролика признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Датой признания прочих расходов при исчислении налога на прибыль в виде расходов на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг) признается:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

Из-за того что методика учета расходов в бухгалтерском и налоговом учетах различна, образуется налогооблагаемая временная разница и соответствующее ей налоговое обязательство. Для оптимизации ведения учета распределение расходов в налоговом учете можно производить так же, как и в бухгалтерском (п. 1 ст. 272 НК РФ). Эта норма должна быть закреплена в учетной политике организации. Принятие такого варианта учета расходов при исчислении налога на прибыль вызывает меньше претензий у налоговых органов.

Независимо от принятой формы учета расходов для целей налогообложения расходы на рекламу разделяются на нормированные и ненормированные.

В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующими проводками:

Дебет 97     Кредит 60
- включены в расходы будущих периодов затраты, связанные с изготовлением рекламного ролика;

Дебет 19     Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный изготовителем рекламного ролика;

Дебет 60     Кредит 51
- оплачен счет за изготовление рекламного ролика;

Дебет 68     Кредит 19
- предъявлен НДС к вычету;

Дебет 20(26, 44)     Кредит 97
- списана часть расходов будущих периодов;

Дебет 90-2     Кредит 20 (26, 44)
- списаны коммерческие расходы текущего месяца.

Если возникают отложенные налоговые обязательства в соответствии с ПБУ 18/02, то делаются следующие проводки:

Дебет 68     Кредит 77
- отражено возникновение отложенного налогового обязательства со всей суммы расходов;

Дебет 77     Кредит 68
- отражено уменьшение отложенного налогового обязательства за текущий месяц.

Если на использование рекламного ролика приобретены неисключительные права на определенный срок, то к учету их можно принять на забалансовом счете. Так как план счетов не предусматривает специального счета, его можно ввести самостоятельно, закрепив это положение в учетной политике, назвав его «Нематериальные активы, приобретенные с неисключительными правами». В остальном учет не будет иметь сильных отличий.

это важно

При исчислении налога на прибыль рекламные расходы принимаются в полном объеме или нормируются. В большинстве случаев это зависит от условий использования рекламных продуктов.

Как исчислить НДС?

Помимо трудностей в определении состава затрат по рекламные расходы вводят непростой порядок учета НДС, уплаченного за приобретение рекламного ролика. Налоговый кодекс ограничивает принятие к вычету НДС, уплаченного подрядчику в случае, если расходы, согласно главе 25, принимаются для целей налогообложения по нормативам (п. 7 ст. 171 НК РФ). Данный вопрос является предметом споров и разногласий, ведь при исчислении налога на прибыль возможность учета остатка есть, а в отношении НДС такая норма неприменима.

Правильность учета рекламной продукции является предметом оживленных дискуссий и споров, которые зачастую переходят в зал суда. Каждая ситуация имеет свои особенности. Но в целом можно отметить, что полное изучение договоров, правильная оценка продукта, основанная на законе позиция в организации учета продуктов и результатов интеллектуальной деятельности позволят избежать излишних затрат, иметь аргументированную позицию при защите своих прав и, самое главное, извлечь максимальную выгоду.

Разместить:
Виктор
16 июля 2009 г. в 16:57

У вас тупое размещение рекламы! Они вам миллионы платят? что бы вы так свою репутацию портили? (я имею виду - "банер о "гарант" 16,07,09)

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Рекламные расходы
  • 18.09.2013  

    Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие в рекламе на сайте визуального указания или ссылки на общество, не противоречит действующему законодательству, поскольку согласно ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» товар (в данном случае автомобили продаваемых заявителем марок) может быть самостоятельным объектом рекламирования без его привязки к изготовителю или продавцу товара.

     

  • 03.02.2013  

    Суд отказал в удовлетворении заявленных требований компании. Арбитрами сделан обоснованный вывод о том, что размещенная рекламная информация направлена на повышение интереса не только непосредственно к самой компании, но и к другим организациям, так как в данной рекламной информации имеются ссылки на группу нескольких юридических лиц, которые самостоятельно ведут свою коммерческую деятельность.

  • 26.09.2011  

    Суды, удовлетворяя требования заявителя в указанной части, руководствовались тем, что заявитель правомерно учитывал спорное имущество в качестве самостоятельных объектов основных средств, правильно исчислил амортизацию, исходя из срока полезного использования имущества и его производственного назначения, в связи с чем начисление обществу налога на имущество за 2008 - 2009 г.г., соответствующих сумм пеней и штрафа является незаконным.


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2023  

    Заказчик указал, что в результате ненадлежащего выполнения исполнителем обязательств ему причинен ущерб в виде доплаты НДС. Исполнитель ссылался на неоплату заказчиком выполненных работ.

    О взыскании задолженности по договору об оказании бухгалтерских, аудиторских услуг.

    Итог: в удовлетворении основного требования отказано, встречное требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие условий для вз

  • 03.05.2023  

    О взыскании с должника стоимости оказанных ему привлеченным лицом аудиторских услуг (услуг по проведению анализа финансового состояния должника за трехлетний период, предшествовавший возбуждению дела о банкротстве, и услуг по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства).

    Итог: обособленный спор направлен на новое рассмотрение, поскольку вывод апелляционного суда о том, что расходы на опла

  • 27.02.2023  

    О признании договоров на оказание услуг по анализу финансового состояния и управлению финансовой деятельности предприятия, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, заключенных должником, недействительными.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.


Вся судебная практика по этой теме »