
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок рассмотрения результатов налогового контроля
Порядок рассмотрения результатов налогового контроля
Часто при проведении налогового контроля налоговые органы не соблюдают процедуру рассмотрения результатов налогового контроля и привлечения к ответственности, закрепленную в НК РФ. Рассмотрим наиболее типичные нарушения и их последствия. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30 июля 2003 года № Ф09-2255/03-АК отмечено:
29.08.2007Часто при проведении налогового контроля налоговые органы не соблюдают процедуру рассмотрения результатов налогового контроля и привлечения к ответственности, закрепленную в НК РФ. Рассмотрим наиболее типичные нарушения и их последствия. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30 июля 2003 года № Ф09-2255/03-АК отмечено:
"Как следует из материалов дела, 22.11.02 ООО "Ларго" представило в налоговый орган уточненный расчет по налогу на имущество за 9 месяцев 2002 года, в соответствии с которым названный налог с учетом заявленной льготы составил О руб. При проведении камеральной поверки указанного расчета Инспекцией МНС РФ по Устиновскому району г. Ижевска в адрес Общества было направлено требование от 18.12.02 N 1-7134 о предоставлении необходимых документов для подтверждения заявленной льготы по налогу на имущество.
Указанное требование в установленный в нем срок налогоплательщиком исполнено не было, в связи с чем налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки принято решение от 09.01.03 о привлечении ООО "Ларго" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 35862,4 руб. за неуплату налога на имущество, а также доначислен названный налог в сумме 179312 руб.
Указанное решение налогового органа оспорено заявителем в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из факта признания налоговым органом правомерности использования Обществом льготы по налогу на имущество после проверки представленных документов.
Вместе с тем, разрешая спор, расходы по государственной пошлине арбитражный суд отнес на заявителя, сделав вывод, что спор возник по вине налогоплательщика.
Однако судом не учтено следующее.
В силу ст. ст. 82 и 87 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в том числе посредством проведения налоговых проверок - выездных и камеральных.
Порядок производства по делу о налоговом правонарушении установлен ст. 101 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа (его заместитель) выносит по результатам рассмотрения материалов проверки (независимо от формы ее проведения).
Таким образом, с учетом ст. 10 НК РФ, статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении им налогового правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной ст. 82 НК РФ форме.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем гарантируется его право представить свои письменные объяснения или возражения по вменяемому правонарушению, после чего руководитель налогового органа принимает соответствующее решение с учетом объяснений налогоплательщика по существу правонарушения.
Поскольку ООО "Ларго" не было извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки, чем нарушено его право на представление своих пояснений и возражений, налоговым органом нарушен порядок привлечения к налоговой ответственности."
В аналогичном споре в Постановлении ФАС Уральского округа от 29 июля 2003 года № Ф09-2237/03-АК отмечено:
"Как видно из материалов дела, в процессе согласования сданной ООО "Эстэн" 29.07.2002 налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие налоговым органом 20.09.2002 затребована расшифровка дебиторской задолженности на 31.12.2001 (требование N 1-6117) с разбивкой по счетам (отгружена, но не оплачена).
В связи с несвоевременным предоставлением налогоплательщиком указанных в требовании от 20.09.2002 документов без составления акта проверки 29.10.2002 вынесено решение N 2054 от 29.10.2002 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислен налог на прибыль по причине "неправильного составления листа по строке 010 "выручка от реализации товаров, отгруженных, но не оплаченных на 01.01.2002" за 1 полугодие 2002 года". К ответственности по ст. 126 НК РФ общество указанным решением привлечено не было.
Впоследствии 26.11.2002 налогоплательщиком поданы уточненные декларации за спорный период, по которым налоговым органом выставлено 23.12.2002 новое требование N 18787/09 о предоставлении реестров, которое было обществом исполнено (л. д. 56).
26.02.2003 уже после принятия судом искового заявления налогоплательщика Налоговой инспекцией по Устиновскому району принято решение N 298 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, фактически уточняющее ранее вынесенное оспариваемое обществом решение N 2054 от 20.10.2002 по суммам штрафа и доначисленного налога на прибыль, но отличающееся по содержанию (дополнительно включены расхождения по строкам 020, 050, строке 060, документально обществом неподтвержденные).
Оспаривая первоначальное решение N 2054 от 29.10.2002, налогоплательщик указывал на нарушение налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности, выполнение им указаний МНС РФ N ВГ-6-02/621.
Суд обеих инстанций отклонил эти доводы искового заявления, полагая, что в отношении камеральной проверки такой порядок не обязателен.
Однако, данный вывод является ошибочным, основанным на неправильном толковании ст. ст. 11, 101 НК РФ и общих начал и смысла Налогового кодекса РФ, провозгласившего защиту прав налогоплательщиков от произвольных действий налоговых органов (п. 10 ст. 21 НК РФ).
Поскольку акт проверки налоговым органом не составлялся, налогоплательщику не направлялся для представления разногласий, налогоплательщик не был извещен о дате и времени рассмотрения материалов проверки, налоговым органом грубо был нарушен общий порядок привлечения к налоговой ответственности, предусмотренный ст. 101 НК РФ."
Бывают случаи, когда налоговые органы вручают Решение с требованием об уплате санкций ненадлежащему лицу, что приводит к следующим последствиям (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2003 г.№А78-60/03-С2-21/8-Ф02-2085/03-С1):
"Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, исходила из того, что в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) требование об уплате налога должно быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Согласно пункту 1 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговым органом.
В нарушение указанных норм закона решение с содержащимся в нем требованием об уплате налоговых санкций в адрес товарищества не направлялось, а было вручено лицу, не являющемуся полномочным представителем товарищества.
Довод кассационной жалобы на то, что судом сделана необоснованная ссылка на положения статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 101 Кодекса установлено, что копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем.
Суд правильно установил, и материалами дела это подтверждается, что решение налоговой инспекции о привлечении товарищества к налоговой ответственности было вручено лицу, не являющемуся надлежащим представителем товарищества.
Из текста решения налоговой инспекции видно, что истцом предложено ответчику добровольно уплатить штраф в течение 10 дней с момента получения решения. Однако доказательств надлежащего вручения налогоплательщику решения или невозможности его вручения налоговой инспекцией суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о нарушении налоговой инспекцией досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации."
Выводы:
Если при проведении налогового контроля в форме налоговых проверок налоговые органы не составляют акта проверки, не извещают налогоплательщика о времени и месте рассмотрением результатов налогового контроля или вручают требование об уплате штрафа ненадлежащему лицу, то привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной в НК РФ, незаконно.
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
- 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
- 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 15.03.2019 Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?
- 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
- 13.07.2009 Наказание без доказательства
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 02.03.2025
Оспариваемым решением
отказано в удовлетворении жалобы об отмене решения о проведении выездной налоговой проверки, а также на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, выразившиеся, по мнению налогоплательщика, в неправомерном принятии решения о проведении выездной налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку закон не содержит запрет на приостановление выездных
- 12.02.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были начислены налог на добычу полезных ископаемых, пени и штраф в связи с неправомерным применением способа оценки добытых полезных ископаемых из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у налогового органа оснований для применения расчетного метода определения налога, обществом д
- 26.01.2025
Определением отказано
в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам. Новыми обстоятельствами по делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога по УСН заявитель считает постановление Конституционного Суда РФ, которым признана неконституционной норма НК РФ в той мере, в какой она позволяет ФНС России назначать проверку в течение двух лет после сдачи уточненно
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 11.02.2025 Письмо ФНС России от 04.02.2025 г. № ЕА-2-26/1316@
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 18.11.2024 Письмо Минфина России от 09.09.2024 г. № 02-02-07/85724
Комментарии