Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок рассмотрения результатов налогового контроля

Порядок рассмотрения результатов налогового контроля

Часто при проведении налогового контроля налоговые органы не соблюдают процедуру рассмотрения результатов налогового контроля и привлечения к ответственности, закрепленную в НК РФ. Рассмотрим наиболее типичные нарушения и их последствия. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30 июля 2003 года № Ф09-2255/03-АК отмечено:

29.08.2007

Часто при проведении налогового контроля налоговые органы не соблюдают процедуру рассмотрения результатов налогового контроля и привлечения к ответственности, закрепленную в НК РФ. Рассмотрим наиболее типичные нарушения и их последствия. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30 июля 2003 года № Ф09-2255/03-АК отмечено:

"Как следует из материалов дела, 22.11.02 ООО "Ларго" представило в налоговый орган уточненный расчет по налогу на имущество за 9 месяцев 2002 года, в соответствии с которым названный налог с учетом заявленной льготы составил О руб. При проведении камеральной поверки указанного расчета Инспекцией МНС РФ по Устиновскому району г. Ижевска в адрес Общества было направлено требование от 18.12.02 N 1-7134 о предоставлении необходимых документов для подтверждения заявленной льготы по налогу на имущество.
Указанное требование в установленный в нем срок налогоплательщиком исполнено не было, в связи с чем налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки принято решение от 09.01.03 о привлечении ООО "Ларго" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 35862,4 руб. за неуплату налога на имущество, а также доначислен названный налог в сумме 179312 руб.
Указанное решение налогового органа оспорено заявителем в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из факта признания налоговым органом правомерности использования Обществом льготы по налогу на имущество после проверки представленных документов.
Вместе с тем, разрешая спор, расходы по государственной пошлине арбитражный суд отнес на заявителя, сделав вывод, что спор возник по вине налогоплательщика.
Однако судом не учтено следующее.
В силу ст. ст. 82 и 87 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в том числе посредством проведения налоговых проверок - выездных и камеральных.
Порядок производства по делу о налоговом правонарушении установлен ст. 101 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа (его заместитель) выносит по результатам рассмотрения материалов проверки (независимо от формы ее проведения).
Таким образом, с учетом ст. 10 НК РФ, статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении им налогового правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной ст. 82 НК РФ форме.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, чем гарантируется его право представить свои письменные объяснения или возражения по вменяемому правонарушению, после чего руководитель налогового органа принимает соответствующее решение с учетом объяснений налогоплательщика по существу правонарушения.
Поскольку ООО "Ларго" не было извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки, чем нарушено его право на представление своих пояснений и возражений, налоговым органом нарушен порядок привлечения к налоговой ответственности."

В аналогичном споре в Постановлении ФАС Уральского округа от 29 июля 2003 года № Ф09-2237/03-АК отмечено:

"Как видно из материалов дела, в процессе согласования сданной ООО "Эстэн" 29.07.2002 налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие налоговым органом 20.09.2002 затребована расшифровка дебиторской задолженности на 31.12.2001 (требование N 1-6117) с разбивкой по счетам (отгружена, но не оплачена).
В связи с несвоевременным предоставлением налогоплательщиком указанных в требовании от 20.09.2002 документов без составления акта проверки 29.10.2002 вынесено решение N 2054 от 29.10.2002 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислен налог на прибыль по причине "неправильного составления листа по строке 010 "выручка от реализации товаров, отгруженных, но не оплаченных на 01.01.2002" за 1 полугодие 2002 года". К ответственности по ст. 126 НК РФ общество указанным решением привлечено не было.
Впоследствии 26.11.2002 налогоплательщиком поданы уточненные декларации за спорный период, по которым налоговым органом выставлено 23.12.2002 новое требование N 18787/09 о предоставлении реестров, которое было обществом исполнено (л. д. 56).
26.02.2003 уже после принятия судом искового заявления налогоплательщика Налоговой инспекцией по Устиновскому району принято решение N 298 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, фактически уточняющее ранее вынесенное оспариваемое обществом решение N 2054 от 20.10.2002 по суммам штрафа и доначисленного налога на прибыль, но отличающееся по содержанию (дополнительно включены расхождения по строкам 020, 050, строке 060, документально обществом неподтвержденные).
Оспаривая первоначальное решение N 2054 от 29.10.2002, налогоплательщик указывал на нарушение налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности, выполнение им указаний МНС РФ N ВГ-6-02/621.
Суд обеих инстанций отклонил эти доводы искового заявления, полагая, что в отношении камеральной проверки такой порядок не обязателен.
Однако, данный вывод является ошибочным, основанным на неправильном толковании ст. ст. 11, 101 НК РФ и общих начал и смысла Налогового кодекса РФ, провозгласившего защиту прав налогоплательщиков от произвольных действий налоговых органов (п. 10 ст. 21 НК РФ).
Поскольку акт проверки налоговым органом не составлялся, налогоплательщику не направлялся для представления разногласий, налогоплательщик не был извещен о дате и времени рассмотрения материалов проверки, налоговым органом грубо был нарушен общий порядок привлечения к налоговой ответственности, предусмотренный ст. 101 НК РФ."

Бывают случаи, когда налоговые органы вручают Решение с требованием об уплате санкций ненадлежащему лицу, что приводит к следующим последствиям (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2003 г.№А78-60/03-С2-21/8-Ф02-2085/03-С1):

"Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, исходила из того, что в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) требование об уплате налога должно быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Согласно пункту 1 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговым органом.
В нарушение указанных норм закона решение с содержащимся в нем требованием об уплате налоговых санкций в адрес товарищества не направлялось, а было вручено лицу, не являющемуся полномочным представителем товарищества.
Довод кассационной жалобы на то, что судом сделана необоснованная ссылка на положения статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 101 Кодекса установлено, что копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем.
Суд правильно установил, и материалами дела это подтверждается, что решение налоговой инспекции о привлечении товарищества к налоговой ответственности было вручено лицу, не являющемуся надлежащим представителем товарищества.
Из текста решения налоговой инспекции видно, что истцом предложено ответчику добровольно уплатить штраф в течение 10 дней с момента получения решения. Однако доказательств надлежащего вручения налогоплательщику решения или невозможности его вручения налоговой инспекцией суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о нарушении налоговой инспекцией досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации."

Выводы:

Если при проведении налогового контроля в форме налоговых проверок налоговые органы не составляют акта проверки, не извещают налогоплательщика о времени и месте рассмотрением результатов налогового контроля или вручают требование об уплате штрафа ненадлежащему лицу, то привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной в НК РФ, незаконно.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог

  • 12.11.2023  

    Оспариваемым решением налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с

  • 27.09.2023  

    Общество указывало на то, что должностные лица налогового органа при проведении налоговой проверки предоставили неполные банковские выписки. Жалоба на данные действия (бездействие) вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что сделанный по результатам проверки вывод о совершении обществом налогового правонарушения


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок оформления результатов проверок и привлечения к ответственности
  • 07.04.2024  

    По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу

  • 31.03.2024  

    Заявитель считал, что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз


Вся судебная практика по этой теме »