Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Смешанные составы проверяющих на выездных проверках
Смешанные составы проверяющих на выездных проверках
Многие налогоплательщики
сталкиваются с тем, что к ним на проверку
приходят инспектора из разных инспекций, в
том числе вышестоящих. Такую "чехарду",
на взгляд налоговых органов, позволяет
делать НК РФ. А проще говоря, МНС РФ считает,
что раз в НК РФ чего-то не написано, то
значит можно делать, что угодно. Но именно
такой беспечностью МНС РФ и может
воспользоваться налогоплательщик, чтобы
более эффективно защищать свои права. В
Постановлении ФАС Восточно-Сибирского
округа
от 13 ноября 2003 г. № А10-613/03-20-Ф02-3939/03-С1
рассмотрена ситуация, когда на повторную
проверку пришел смешанный состав
проверяющих:
Многие налогоплательщики
сталкиваются с тем, что к ним на проверку
приходят инспектора из разных инспекций, в
том числе вышестоящих. Такую "чехарду",
на взгляд налоговых органов, позволяет
делать НК РФ. А проще говоря, МНС РФ считает,
что раз в НК РФ чего-то не написано, то
значит можно делать, что угодно. Но именно
такой беспечностью МНС РФ и может
воспользоваться налогоплательщик, чтобы
более эффективно защищать свои права. В
Постановлении ФАС Восточно-Сибирского
округа
от 13 ноября 2003 г. № А10-613/03-20-Ф02-3939/03-С1
рассмотрена ситуация, когда на повторную
проверку пришел смешанный состав
проверяющих:
"Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Годли" обратилось в арбитражный суд к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия (УМНС РФ по РБ) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 25 ноября 2002 года N 0300-10-17/2528.
Решением суда от 27 мая 2003 года ЗАО "Годли" в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31 июля 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, суд исходил из того, что повторная выездная проверка была проведена по решению вышестоящего налогового органа, путем привлечения к проверке инспекторов проверяемой налоговой инспекции. В период проверки работники проверяемой налоговой инспекции были командированы в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия. Исходя из таких фактических обстоятельств, суд пришел к выводу, что нарушения статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Не согласившись с решением и постановлением суда, ЗАО "Годли" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования общества в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения и постановления арбитражным судом были неправильно применены нормы статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая участие в судебном заседании, представитель заявителя жалобы поддержала ее доводы, представитель налоговой инспекции возразила и просила оставить жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о ее обоснованности и необходимости отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Арбитражным судом Республики Бурятия установлено, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия на основании постановления N 44 от 20.09.2002, в порядке контроля за деятельностью Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия, проведена повторная выездная налоговая проверка ЗАО "Годли" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 1 июля по 31 декабря 1999 года.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 0300-10-17/2323 от 21 октября 2002 года, вынесено решение N 0300-10 от 25 ноября 2002 года об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 2.1 указанного решения предложено ЗАО "Годли" уменьшить исчисленную в завышенных размерах сумму возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 33111240 рублей; уплатить в срок, указанный в требовании, соответствующую сумму пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость с учетом решения арбитражного суда от 26 октября 2002 года по акту камеральной налоговой проверки от 18 июня 2002 года.
Согласно пункту 1.12 акта повторной выездной налоговой проверки N 0300-10-17/2323 от 21 октября 2002 года, на предприятии проводились следующие налоговые проверки: выездная налоговая проверка за период с 01.11.1998 по 01.10.2000 - акт от 11 марта 2001 года, камеральная налоговая проверка по налогу на добавленную стоимость по представленной 19.03.2002, уточненной налоговой декларации за период с 1 июля по 31 декабря 1999 года - акт от 18 июня 2002 года.
Необходимость повторной выездной налоговой проверки мотивирована налоговым органом более полной и объективной проверкой в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа.
Проведение повторной проверки поручено заместителю начальника юридического отдела Межрайонной ИМНС РФ N 1 по Республике Бурятия Дампиловой А.Н., старшему госналогинспектору Бомбоевой Ц.-Х.Ц., оперуполномоченному по ОВД УФСНП России Тумурову Ю.А.
Приказами Межрайонной ИМНС РФ N 1 по Республике Бурятия N 277 от 19.08.2002 и N 302 от 06.09.2002 Бомбоева Ц.-Х.Ц. и Дампилова А.Н. командированы в Управление МНС РФ по Республике Бурятия в отдел налогообложения юридических лиц сроком с 19 августа по 25 октября 2002 года и с 6 сентября по 25 октября 2002 года.
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Пунктом 3 названной нормы предусмотрено запрещение проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением настоящей статьи.
В материалах дела имеется решение N 38 от 19 августа о проведении выездной налоговой проверки, подписанное руководителем Управления Министерства Российской Федерации по Республике Бурятия, и постановление N 44 от 20 сентября 2002 года о проведении повторной выездной налоговой проверки, подписанное заместителем руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия. Названными распоряжениями Управлением было поручено проведение выездной налоговой проверки налоговым инспекторам Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия, то есть работникам налоговой инспекции, в отношении которой в силу постановления N 44 предполагалось провести проверку в порядке контроля за их деятельностью.
Следовательно, налоговым органом под видом проверки в виде контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа была проведена повторная выездная налоговая проверка за тот же период, и предметом проверки были те же налоговые платежи. Так как в силу нормы статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации названные действия прямо запрещены налоговым законодательством, арбитражным судом неправомерно отказано заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
При рассмотренных обстоятельствах дела и названном нормативном регулировании обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, были исследованы арбитражным судом, но при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, отменив решение и постановление апелляционной инстанции по настоящему спору, принять новое решение по делу, удовлетворив требования, заявленные ЗАО "Годли".
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. Так как требования ЗАО "Годли" подлежат удовлетворению, государственная пошлина, уплаченная обществом при обращении в суд с заявлением, апелляционной и кассационной жалобами, подлежит возврату.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Выводы:
Таким образом, если к Вам пришла повторная проверка вышестоящего налогового органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, а в составе проверки есть инспектора из инспекции, деятельность которой проверяется, то такая проверка должна признаваться повторной, а значит незаконной.
Очевидно, что такую логику можно также попытаться применять, если в первичной проверке налогоплательщика участвовали инспектора из вышестоящей инспекции. В таких случаях налогоплательщик может для эффективной защиты своих прав, не дожидаясь окончания такой скрытой проверки, оспорить Решение о проведении проверки.
Темы: Налоговые проверки  Выездные проверки  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 12.11.2023
Оспариваемым решением
налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с
- 13.03.2024
- 07.04.2024
По итогам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС
- 31.03.2024
Заявитель считал,
что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз
- 13.03.2024
По мнению
общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
Комментарии