
Аналитика / Налогообложение / От уплаты каких налогов освободят IT-компании
От уплаты каких налогов освободят IT-компании
В 2022 году главными целями введения льгот для IT-компаний и их сотрудников стали поддержка отрасли в условиях кризиса и предотвращение массового отъезда специалистов из страны
25.05.2022Деятельность IT-компаний связана с разработкой компьютерных технологий, программного обеспечения и управлением данными, монтажом и обслуживанием промышленного оборудования. Работниками в сфере информационных технологий считаются сотрудники, разрабатывающие высокотехнологичные решения и обслуживающие компьютерную технику.
К ним относятся люди со следующими профессиями:
— веб-разработчик;
— веб-дизайнер;
— тестировщик программного обеспечения;
— системный администратор;
— разработчик мобильных приложений;
— верстальщик;
— специалист по информационной безопасности;
— системный аналитик, продуктовый аналитик, бизнес-аналитик;
— маркетолог-аналитик;
— аналитик данных;
— Data Scientist;
— дата-инженер;
— специалист по машинному обучению;
— DevOps-инженер и другие.
Меры для поддержки для IT-отрасли
Некоторые меры поддержки отрасли существовали и до 2022 года. Страховые взносы на зарплату айтишников в течение долгого времени начислялись в пониженном размере. Так, в 2017 году ставки взносов составляли 8% на ОПС, 2% — на ВНиМ, 4% — на ОМС при общих действующих на тот момент значениях 22%, 2,9 и 5,1%. В 2021 году тарифы стали еще ниже: 6%, 1,5%, 0,1% соответственно. Эти же тарифы сохранены и на 2022 год.
Компании на общем режиме, занимавшиеся разработкой программ для ЭВМ и баз данных, имели право осуществлять передачу исключительных прав без начисления НДС. Для этого должны были быть соблюдены следующие условия:
— разработка российского происхождения;
— сведения о программах и базах данных, на которые передаются права, значатся в специальном реестре, утвержденном постановлением правительства РФ от 16.11.2015 №1236.
В марте 2022 года президент России Владимир Путин поручил правительству освободить IT-компании от уплаты налога на прибыль до 31 декабря 2024 года (была введена нулевая ставка налога).
При этом для разработчиков электронных изделий ставки налога на прибыль не изменились: в федеральный бюджет — 3%, в региональный — 0%.
Для разработчиков программного обеспечения (отечественного софта) устанавливается новая налоговая ставка — 0% в федеральный и 0% в региональный бюджет. Прежние ставки — 3% в федеральный и 0% в бюджет региона — вернутся для них с 2025 года.
Кроме того, были введены:
— доступ к льготным кредитам для разработки новых технологичных решений: ставка кредитов до 3% годовых;
— освобождение от НДС всех операций компании, если их размер не превышает лимит 2 млн руб. за три последовательных месяца;
— доступ к льготным кредитам для разработки новых технологичных решений: ставка кредитов до 3% годовых;
— упрощенный порядок трудоустройства для иностранных специалистов: рабочая виза до трех лет с возможностью продления и перспектива получения ВНЖ;
— гранты из бюджетных средств: если компания выигрывает грант, государство оплатит 8% всей суммы расходов, необходимых для реализации проекта, увеличен также максимальный размер грантов;
— упрощенная процедура госзакупок для приобретения продуктов, необходимых для сферы информационных технологий, у компаний, ведущих свою деятельность в России;
— освобождение от налоговых, валютных и некоторых других видов проверок муниципальных и государственных органов.
Для того чтобы применять льготные тарифы по страховым взносам и налогу на прибыль, IT-компании должны удовлетворять следующим условиям:
— среднесписочная численность должна составлять не менее семи человек.
— доля доходов от разработки и продажи собственного программного обеспечения должна составлять не менее 90% в общем объеме полученных доходов.
Возможные дополнительные льготы
Кроме того, власти обсуждают введение других налоговых льгот для IT-компаний:
— снижение ставки по упрощенной системе налогообложения: до 1%;
— возврат 13% налога на доходы физлиц за сотрудников организации.
Нормативно-правовые акты по ним на данный момент отсутствуют.
Николай Комлев, директор ассоциации АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики:
— Налоговый маневр, проведенный правительством в прошлом году, уже показал свою эффективность. Так, по словам министра Максута Шадаева, снижение ставок, вопреки пессимистичным прогнозам и предположениям, привело к росту налоговых отчислений на 48 млрд руб. за три квартала 2021 года. Это подтверждает эффективность налоговых послаблений как для экономики страны, так и для роста IT-бизнеса, роста импортонезависимости.
На заседаниях оперштаба при Минцифре такие вопросы также обсуждались. Цифровой блок правительства сегодня работает достаточно открыто и в тесном контакте с IT-бизнесом. Освобождение компаний от налогов позволяет создать больше рабочих мест, повышать зарплаты специалистам.
Кстати, сегодня многие отечественные IT-компании не могут воспользоваться льготами. Они не проходят по критериям, во-первых, очень жестким, во-вторых, ориентированным сугубо на разработчиков ПО. Например, среди таких не попадающих под льготы — все российские производители средств инфобезопасности, реализованных как правило в виде ПАК (программного-аппаратных средств). IT-бизнес совместно с Минцифрой подготовили поправки, распространяющие льготы на производителей ПАК и интеграторов. Но когда их примут — непонятно.
- 30.06.2025 ФНС разъяснила: итоги проверки контрагента узнать нельзя
- 30.06.2025 ФНС уточнила правила амнистии: как бизнесу списать долги за дробление
- 30.06.2025 ФНС объяснила, как бизнесу списать долги по амнистии за дробление
- 08.07.2025 Россиянам назвали размер семейной налоговой выплаты. Ее начнут предоставлять с 2026 года
- 08.07.2025 Нанимать иностранных работников станет дороже: вводят новые пошлины
- 11.06.2025 Принят законопроект о налоговом стимулировании долгосрочных сбережений
- 08.07.2025 Миллионы россиян столкнутся с внезапным взысканием долгов: как это будет
- 27.06.2025 Какие письма из ФНС могут прийти и что с ними делать
- 10.06.2025 Штрафы за неуведомление о начале бизнеса вырастут с 27 июня 2025 года
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 25.02.2025 Налогообложение материальной выгоды: изменения с 2025 года
- 13.02.2025 Налоговая реформа в РФ 2025: как быть предпринимателям
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 18.02.2025 г. № 03-05-04-06/14771
Комментарии