
Аналитика / Налогообложение / Ставка НДС для медицинских масок по сменными фильтрами из Китая
Ставка НДС для медицинских масок по сменными фильтрами из Китая
Реализация в РФ масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами облагается НДС по ставке 10 процентов
28.01.2021Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
Организация закупила маски медицинские многоразовые со сменными фильтрами из Китая. Код ОКПД 2 согласно регистрационному удостоверению 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307909800 (из таможенной декларации). Таможня выпустила товар без НДС. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 установлен Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость. В п. 10 указанного Перечня указан товар с кодом 32.50.50.190. Однако покупатель утверждает, что данная продукция не может освобождаться от налогообложения; так как производитель иностранный, то должно быть сопоставление кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД. Данного сопоставления нет (ОКПД 2 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307).
Какую ставку НДС следует применять при реализации данного товара?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Реализация в РФ масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами облагается НДС по ставке 10 процентов.
Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В свою очередь, пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Действительно, п. 10 раздела I Перечня содержит код ОКПД 2 32.50.50.190.
В Примечаниях к Перечню указывается, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ. При этом код по ОКПД 2 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код (ссылка (6)) (письма Минфина России от 19.08.2020 N 03-07-07/72813, от 13.11.2020 N 03-07-07/99070, от 21.09.2020 N 03-07-07/82573).
Учитывая сказанное, полагаем, что в отношении медицинских изделий, зарегистрированных после 01.01.2017, код по ТН ВЭД ЕАЭС должен соответствовать коду ОКПД 2.
Таким образом, по нашему мнению, для применения освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении медицинских изделий, необходимо совпадение в Перечне кода ТН ВЭД ЕАЭС с одной стороны и кода по ОКПД 2 с другой стороны (решение ВС РФ от 25.05.2016 N АКПИ16-289, постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.02.2017 N Ф04-6848/16 по делу N А45-12879/2016). Примером судебного решения не в пользу налогоплательщика служит постановление АС Поволжского округа от 17.03.2020 N Ф06-59582/20 по делу N А65-21243/2019, где, в частности, сказано, что в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением N 1042, для освобождения от налогообложения по НДС необходимо совпадение кода ТН ВЭД, и кода по ОКПД 2, которое в данном случае не установлено. В постановлении АС Московского округа от 03.10.2019 N Ф05-13877/19 по делу N А41-67741/2018 сказано, что в силу Примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014. Таким образом, Перечень обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС, с одной стороны, и кода по ОКП ОК 005-93, с другой стороны, то есть указанные коды должны находиться в рамках одного пункта Перечня Такие же формулировки применили судьи и в постановлении Десятого ААС от 29.10.2020 N 10АП-16551/20 по делу N А41-99921/2019.
В рассматриваемой ситуации код ОКПД 2 не совпадает с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС. В этой связи есть основания полагать, что освобождение от налогообложения в отношении реализации на территории РФ организацией масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами не применяется.
Нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данному случаю. Высказанная позиция является нашим экспертным мнением.
Следовательно, реализация подобных масок в РФ облагается НДС по одной из ставок, установленных в п.п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ.
Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень 2). В Примечании 1.1 к Перечню 2 сказано, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе II этого перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.
Финансовое ведомство (письмо Минфина России от 29.06.2020 N 03-07-14/55843) также указывает, что ставка НДС в размере 10 процентов в отношении реализуемого на территории РФ медицинского изделия применяется при наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие с указанием в нем кода ОКПД 2 и включении данного медицинского изделия в Перечень 2.
Перечень 1 в разделе II Медицинские изделия содержит позицию "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" с кодом 32.50.50.000. По мнению налогового ведомства, допустимо применять ставку НДС в размере 10% в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода 32.50.50.190 ОКПД 2 (письма ФНС России от 24.01.2020 N СД-4-3/999@, а также письмо Минфина России от 03.12.2019 N 03-07-07/93642).
Принимая во внимание данное мнение представителей налогового ведомства, считаем, что при реализации масок организация вправе исчислять НДС по ставке 10 процентов.
В данной ситуации организация в целях избежания налоговых рисков может обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Темы: Объект налогообложения  Порядок определения налоговой базы  
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 25.10.2021 Налогоплательщик может не учитывать в налоговой базе по НДС полученную бюджетную субсидию
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 07.09.2020 Физлицо сдает нежилое помещение в аренду. Надо ли платить НДС?
- 22.01.2020 Отмена НДС для микропредприятий: миф или реальность
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 04.10.2023 Командировка в Республику Беларусь: как учесть «иностранные» ГСМ?
- 25.08.2023 Как учитывается НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за счет бюджетных инвестиций, полученных в 2018 году?
- 04.07.2023 Возврат денег от иностранной компании – как отразить операцию в декларации по НДС?
- 21.11.2022 Подлежат ли обложению НДС консультационные услуги, выполняемые на территории иностранного государства?
- 11.11.2022 Счет-фактура на основании решения суда – основание для признания выручки
- 28.06.2023
Заказчик отказал
подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под
- 31.05.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн
- 16.10.2022
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле
- 02.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
- 21.10.2024 Письмо Минфина России от 27.09.2024 г. № 03-04-05/93981
- 21.05.2024 Письмо Минфина России от 23.04.2024 г. № 03-03-06/1/37822
- 27.02.2024 Письмо Минфина России от 25.01.2024 г. № 03-07-11/5724
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
- 31.01.2025 Письмо Минфина России от 17.12.2024 г. № 03-07-11/127325
Комментарии