Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Заказчик зарубежный, а исполнитель российский – порядок налогообложения НДС

Заказчик зарубежный, а исполнитель российский – порядок налогообложения НДС

Правильно ли то, что для целей налогообложения НДС российской организации требуется применять нормы ст. 148 НК РФ, а не нормы Договора о Евразийском экономическом союзе (Приложение № 18)?

30.01.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Организация, зарегистрированная в Германии (заказчик), по договору привлекла российскую организацию (исполнителя) для выполнения работ, услуг:

- монтаж оборудования (движимого имущества), физически находящегося на территории Республики Беларусь;

- тренинг персонала, который будет использовать оборудование в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь находится завод, купивший оборудование (подлежащее монтажу) у немецкой компании, но российская организация с данным заводом не связана никакими договорными отношениями.

Правильно ли то, что для целей налогообложения НДС российской организации требуется применять нормы ст. 148 НК РФ, а не нормы Договора о Евразийском экономическом союзе (Приложение N 18)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На наш взгляд, нормы приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе следует применять, если контрагент является налоговым резидентом Республики Беларусь.

В любом случае в данной ситуации российская организация уплачивать НДС на территории РФ не будет.

Обоснование позиции:

Операции по реализации работ, услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Отметим, что понятия импорта и экспорта к оказанию услуг, выполнению работ не применяются.

При определении места реализации работ (услуг) для целей исчисления НДС, в том числе иностранными контрагентами, необходимо руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.

На основании положений пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка оборудования и его техническое обслуживание.

Поскольку в рассматриваемом случае монтаж оборудования осуществляется за пределами РФ, местом реализации этих услуг территория России не признается.

Пунктом 3 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

Услуги по обучению персонала работе на смонтированном оборудовании следует рассматривать как вспомогательные услуги по отношению к работам по монтажу и пусконаладке данного оборудования. Поэтому местом реализации услуг по обучению персонала работе с указанным оборудованием территория России также признается, такие услуги не подлежат налогообложению НДС на территории Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над положениями НК РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами о налогах.

В соответствии с п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору, далее - Протокол).

Согласно п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. В этом случае налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

На основании пп. 2 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории этого государства - члена ЕАЭС.

Поскольку монтаж осуществляется на оборудовании, находящемся на территории Республики Беларусь, можно сделать вывод, что местом реализации указанных работ будет признаваться территория Республики Казахстан.

В связи с этим местом реализации работ по монтажу оборудования, выполняемых российской организацией на территории Республики Беларусь, является территория Республики Беларусь. Поэтому данные работы НДС на территории РФ облагаться не будут.

То есть в соответствии с нормами НК РФ и международными нормами организация не должна уплачивать НДС.

Каким образом будет осуществляться налогообложение германской фирмы, зависит от порядка применения контрагентом норм налогового законодательства как Германии, так и Белоруссии, а также является ли немецкая компания налоговым резидентом Республики Беларусь.

В том случае, если немецкая фирма зарегистрирована в качестве налогоплательщика в Белоруссии, необходимо будет руководствоваться нормами Протокола.

В любом случае в рассматриваемой ситуации российская организация уплачивать НДС на территории РФ не будет.

К сожалению, официальных разъяснений по данной проблеме, как и примеров судебной практики, нам не удалось обнаружить. В этой связи хотим напомнить, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах подлежат толкованию в пользу налогоплательщика.

Учитывая отсутствие четко обозначенной позиции по данному вопросу в законодательстве о налогах и сборах и официальных комментариев компетентных органов, рекомендуем воспользоваться своим правом налогоплательщика и на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации для разъяснения.

Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 10.08.2020  

    Предприниматель указывал на неотражение налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом налоговых обязательств с учетом данных, представленных в уточненных налоговых декларациях по НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку предприниматель не получил от контрагентов НДС и выделил налог расчетным путем в отсутствие соответствующей обязанности, налоговый орган в нарушение законодательства не провел пров

  • 27.07.2020  

    Предприятию доначислен НДС в связи с неправомерным включением в вычеты налога по товарам (работам, услугам), использованным для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отремонтированные объекты используются в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом; НДС, подлежащий вычету, правомерно определен налогов

  • 15.07.2020  

    Налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам заявителя в банке, а также переводов электронных денежных средств в связи с непредставлением им декларации по НДС.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку своим поведением в течение предыдущих налоговых периодов налоговый орган фактически признал правомерность применения заявителем упрощенной системы налогообложения, следовательн


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 06.07.2020  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате, исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС при приобретении недвижимого муниципального имущества.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа подтверждены.

  • 01.06.2020  

    Налоговый орган доначислил НДС, ссылаясь на то, что налогоплательщиком занижена налоговая база, не полностью исчислен НДС с авансов, полученных в виде товара в качестве оплаты по договорам перевода долга.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана правовая оценка трехсторонним соглашениям о переводе долга, не определены реальные налоговые обязательства налогоплательщика, не исследованы

  • 06.05.2020  

    Начислены НДС, пени, штраф ввиду невосстановления и неуплаты налога, принятого к вычету при перечислении предоплаты, в счет которой в том же периоде поставщиком отгружены товары.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку возникновение у налогоплательщика обязанности по восстановлению в спорном периоде НДС по авансовому счету-фактуре и занижение налоговой базы подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »