Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Заказчик зарубежный, а исполнитель российский – порядок налогообложения НДС

Заказчик зарубежный, а исполнитель российский – порядок налогообложения НДС

Правильно ли то, что для целей налогообложения НДС российской организации требуется применять нормы ст. 148 НК РФ, а не нормы Договора о Евразийском экономическом союзе (Приложение № 18)?

30.01.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Организация, зарегистрированная в Германии (заказчик), по договору привлекла российскую организацию (исполнителя) для выполнения работ, услуг:

- монтаж оборудования (движимого имущества), физически находящегося на территории Республики Беларусь;

- тренинг персонала, который будет использовать оборудование в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь находится завод, купивший оборудование (подлежащее монтажу) у немецкой компании, но российская организация с данным заводом не связана никакими договорными отношениями.

Правильно ли то, что для целей налогообложения НДС российской организации требуется применять нормы ст. 148 НК РФ, а не нормы Договора о Евразийском экономическом союзе (Приложение N 18)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На наш взгляд, нормы приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе следует применять, если контрагент является налоговым резидентом Республики Беларусь.

В любом случае в данной ситуации российская организация уплачивать НДС на территории РФ не будет.

Обоснование позиции:

Операции по реализации работ, услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Отметим, что понятия импорта и экспорта к оказанию услуг, выполнению работ не применяются.

При определении места реализации работ (услуг) для целей исчисления НДС, в том числе иностранными контрагентами, необходимо руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.

На основании положений пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка оборудования и его техническое обслуживание.

Поскольку в рассматриваемом случае монтаж оборудования осуществляется за пределами РФ, местом реализации этих услуг территория России не признается.

Пунктом 3 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

Услуги по обучению персонала работе на смонтированном оборудовании следует рассматривать как вспомогательные услуги по отношению к работам по монтажу и пусконаладке данного оборудования. Поэтому местом реализации услуг по обучению персонала работе с указанным оборудованием территория России также признается, такие услуги не подлежат налогообложению НДС на территории Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над положениями НК РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами о налогах.

В соответствии с п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору, далее - Протокол).

Согласно п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. В этом случае налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

На основании пп. 2 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории этого государства - члена ЕАЭС.

Поскольку монтаж осуществляется на оборудовании, находящемся на территории Республики Беларусь, можно сделать вывод, что местом реализации указанных работ будет признаваться территория Республики Казахстан.

В связи с этим местом реализации работ по монтажу оборудования, выполняемых российской организацией на территории Республики Беларусь, является территория Республики Беларусь. Поэтому данные работы НДС на территории РФ облагаться не будут.

То есть в соответствии с нормами НК РФ и международными нормами организация не должна уплачивать НДС.

Каким образом будет осуществляться налогообложение германской фирмы, зависит от порядка применения контрагентом норм налогового законодательства как Германии, так и Белоруссии, а также является ли немецкая компания налоговым резидентом Республики Беларусь.

В том случае, если немецкая фирма зарегистрирована в качестве налогоплательщика в Белоруссии, необходимо будет руководствоваться нормами Протокола.

В любом случае в рассматриваемой ситуации российская организация уплачивать НДС на территории РФ не будет.

К сожалению, официальных разъяснений по данной проблеме, как и примеров судебной практики, нам не удалось обнаружить. В этой связи хотим напомнить, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах подлежат толкованию в пользу налогоплательщика.

Учитывая отсутствие четко обозначенной позиции по данному вопросу в законодательстве о налогах и сборах и официальных комментариев компетентных органов, рекомендуем воспользоваться своим правом налогоплательщика и на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации для разъяснения.

Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Объект налогообложения
  • 28.06.2023  

    Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под

  • 31.05.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн

  • 16.10.2022  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 02.02.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.


Вся судебная практика по этой теме »