Аналитика / Налогообложение / Международные морские перевозки и льгота по налогу на прибыль
Международные морские перевозки и льгота по налогу на прибыль
Организации следует обеспечить в налоговом учете раздельный учет доходов (расходов) от эксплуатации судна в международных перевозках и доходов (расходов), относящихся к эксплуатации судна в перевозках по России
06.09.2019Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
Организация осуществляет морские перевозки из порта г. Новороссийска в иностранный порт наливных грузов (нефтепродуктов). Подтверждает нулевую ставку НДС по ст. 164 НК РФ. Судно находится в распоряжении организации на основании бэрбоутного договора, зарегистрировано в Российском Международном Реестре Судов. Организация пользуется льготой по налогу на прибыль. Наряду с этими операциями она также начала деятельность по перевозкам товара в РФ, например, перевозку груза (нефтепродуктов) из порта г. Порткавказа в порт г. Новороссийска и выдачу его на другое судно. Также осуществляет смешение нефтепродуктов на судне и выставляет реализацию контрагенту.
Подпадают ли новые виды деятельности под льготу, предусмотренную пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ? Если нет, то как учитывать расходы и доходы от деятельности? Каковы особенности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если судно используется для осуществления перевозок грузов, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах РФ, положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяются.
При этом организации следует обеспечить в налоговом учете раздельный учет доходов (расходов) от эксплуатации судна в международных перевозках и доходов (расходов), относящихся к эксплуатации судна в перевозках по России.
Обоснование вывода:
Если судно используется для осуществления перевозок грузов, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах РФ, то положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяются (письма Минфина России от 05.03.2018 N 03-03-06/1/13659, от 11.02.2016 N 03-03-06/1/7299, от 13.01.2016 N 03-03-06/1/418).
В таком случае организации следует обеспечить в налоговом учете раздельный учет доходов (расходов) от эксплуатации судна в международных перевозках и доходов (расходов), относящихся к эксплуатации судна в перевозках по России.
При этом в отношении расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, Минфин России и ФНС России предлагают распределять такие расходы пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика на основании п. 1 ст. 272 НК РФ (письма Минфина России от 29.01.2010 N 03-03-06/1/31, от 30.11.2009 N 03-03-06/1/777, от 08.07.2008 N 03-03-06/1/390, ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15506@).
Таким образом, налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций будет определяться только по деятельности, связанной с каботажными перевозками.
Определить сумму расходов, которая может быть принята в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, можно по следующей формуле:
Сумма расходов, относящихся к каботажным перевозкам = (Доход от деятельности по каботажным перевозкам / Доход от обоих видов деятельности) х Сумма расходов.
Рассмотрим на примере.
Доход от деятельности по международным перевозкам за отчетный период составил 700 000 руб.
Доход от деятельности по каботажным перевозкам - 300 000 руб.
Всего доход от обоих видов деятельности составил 1 000 000 руб. (700 000 + 300 000).
Общая сумма расходов в целях осуществления обоих видов деятельности, которые невозможно прямо отнести к тому или иному виду, составила 400 000 руб.
Определим сумму, которую можно отнести в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль по приведенной выше формуле:
(300 000 руб. / 1 000 000 руб.) х 400 000 руб. = 120 000 руб.
Остальная сумма расходов 280 000 руб. для целей налогообложения прибыли не учитывается, так как относится к деятельности по эксплуатации судов в международных перевозках.
Еще раз обращаем внимание, пропорциональному распределению подлежат только те расходы, в отношении которых нельзя четко установить, в отношении какого вида деятельности они были осуществлены, т.е. те затраты, которые невозможно выделить с помощью прямого счета. Например, в полной мере это относится к общехозяйственным расходам. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации распределению также могут подлежать и такие расходы, как заработная плата экипажей, а также фрахтовые платежи и другие расходы.
В том случае, если можно установить факт прямого использования приобретенных товаров (работ, услуг) именно в целях осуществления каждого конкретного вида деятельности, произведенные расходы по таким товарам (работам, услугам) пропорциональному распределению не подлежат.
То есть если расходы можно прямо отнести к деятельности по каботажным перевозкам, они должны быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме. Расходы, которые можно прямо отнести к деятельности по международным перевозкам, из расчета налоговой базы по налогу на прибыль исключаются.
Порядок ведения раздельного учета, а также перечень доходов и расходов, подлежащих раздельному учету, должен быть установлен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.
При этом к вопросам раздельного учета могут быть отнесены вопросы учета как прямых расходов (учитываемых в бухгалтерском учете на счете 20 "Основное производство"), так и косвенных расходов (25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.п.), а также вопросы учета расходов для целей формирования себестоимости выполненных работ (оказанных услуг) (ст.ст. 318-320 НК РФ).



