Аналитика / Налогообложение / Подотчетное лицо оплатило комиссию через Сбербанк: как принять расходы
Подотчетное лицо оплатило комиссию через Сбербанк: как принять расходы
Бюджетное учреждение может принять к бухгалтерскому учету расходы, осуществленные подотчетным лицом, на общую сумму
06.09.2019Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Бюджетное учреждение выдало подотчетному лицу деньги в размере 100 000 руб. Оплата материальных ценностей производилась через Сбербанк. Однако при таком способе оплаты банком была взята комиссия. Стоимость товара составляет 99 800 руб., комиссия банка - 2 500 руб. Итого в чеке 102 300 руб. за одну операцию. Подотчетным лицом предоставлены: счет на оплату и товарная накладная на сумму 99 800 руб., чек из банка на общую сумму 102 300 руб., договора нет.
Можно ли принять расходы в такой сумме к бухгалтерскому учету?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение может принять к бухгалтерскому учету расходы, осуществленные подотчетным лицом, на общую сумму 102 300 руб.
Обоснование вывода:
В настоящее время нормативными документами, регламентирующими правила осуществления операций с наличными денежными средствами, являются:
- Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У);
- Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У).
Порядок выдачи под отчет денежных средств установлен в Указании N 3210-У. При этом Указание N 3210-У, а также иные действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают предельного размера выдачи наличных денежных средств под отчет одному работнику. Ограничения не предусмотрены также в отношении общей суммы средств, выдаваемых под отчет в течение рабочего дня. В то же время не будет противоречить действующему законодательству решение руководителя учреждения об издании приказа (распоряжения), устанавливающего, в частности, порядок определения размеров подотчетных сумм и предельные размеры подотчетных сумм, выдаваемых на осуществление отдельных видов расходов (прежде всего административно-хозяйственных).
Вместе с тем в случае, если производится расчет с поставщиком (подрядчиком) через подотчетное лицо, бюджетному учреждению необходимо соблюдать положения п. 6 Указания N 3073-У. Так, в силу данной нормы наличные расчеты в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (предельный размер наличных расчетов). Данный лимит распространяется на исполнение денежных обязательств в рамках одного договора между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическим лицом и ИП (если договор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности). Указанной суммой ограничиваются именно расчеты по договору в целом. При этом не имеет значения, единовременно или частями (по нескольким расчетным документам) производится оплата (п. 6 Указания N 3073-У). Предельный размер расчетов распространяется на все обязательства, предусмотренные договором или вытекающие из него, в том числе и на платежи, осуществляемые после окончания срока действия договора. Кроме того, следует помнить, что все закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе через подотчетных лиц, следует производить с соблюдением норм Федеральных законов NN 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации в целях оплаты стоимости приобретаемых материальных ценностей подотчетным лицом была оплачена комиссия банка. Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В том случае, если был оплачен счет на оплату материальных ценностей, договорные отношения между юридическими лицами считаются установленными, даже если документ (договор) не был составлен в письменной форме. Соответствующие положения указаны в ст.ст. 433, 434, 438 ГК РФ. Поэтому можно уверенно сказать, что между бюджетным учреждением в лице подотчетника и поставщиком установлены договорные отношения на сумму 99 800 руб.
В свою очередь, в широком смысле под "комиссией банка" понимается вознаграждение финансовому учреждению за услугу по совершению операций с денежными средствами. То есть в этом случае речь идет об иных договорных отношениях, уже между бюджетным учреждением в лице подотчетника и банком. Такие расходы непосредственно связаны с приобретением имущества и могут формировать их фактическую стоимость (п. 15 СГС "Основные средства", п. 102 Инструкции N 157н). В конкретной ситуации сумма комиссии выделена в чеке отдельно, следовательно, учитывать суммы материальных ценностей и комиссии следует отдельно, аналогично расходам по разным договорам.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Расчеты с контрагентами могут осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (письмо Минфина России от 20.04.2018 N 09-01-07/26934). Так как осуществленные подотчетным лицом расходы нельзя отнести к расчетам в рамках одного договора, бюджетное учреждение может принять к бухгалтерскому учету расходы в виде стоимости материальных ценностей и комиссии банка на общую сумму 102 300 руб., несмотря на то, что их оплата была осуществлена в виде одной хозяйственной операции.



