Аналитика / Налогообложение / Поправки в НК РФ: НДС и такс-фри по-русски, международный обмен налоговой информацией, другие новшества
Поправки в НК РФ: НДС и такс-фри по-русски, международный обмен налоговой информацией, другие новшества
В конце ноября (27.11.2017) были опубликованы сразу несколько федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Основной из них — закон № 335-ФЗ
22.12.2017Освобождение от уплаты НДС или такс-фри по-русски
Федеральным законом за № 341-ФЗ в Налоговый кодекс добавлены положения, касающиеся так называемого такс-фри, то есть освобождения от НДС и возврата уплаченного налога по товарам, приобретаемым иностранными гражданами для использования за пределами РФ. Согласно новой статье 169.1, которая появится в кодексе с 1 января 2018 года, возврат налога будет осуществляться только по неподакцизным товарам, приобретенным в организациях розничной торговли, и только в отношении граждан стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза. При этом приобретенный товар должен быть вывезен покупателем также за пределы ЕАЭС.
Из текста статьи 164 НК РФ в редакции рассматриваемого закона следует, что обращаться за компенсацией налога иностранный гражданин должен непосредственно в организацию розничной торговли, в которой были приобретены товары, либо к их агентам. При этом сам механизм «такс-фри по-русски» получился достаточно сложным. Он обставлен множеством условий.
Во-первых, возмещаться будет НДС не по любым покупкам, а только по тем, которые совершены в «аккредитованных» организациях розничной торговли. Будет создан специальный перечень таких организаций, попасть в который смогут только те торговые точки, которые размещаются в местах по перечню, утвержденному Правительством. При этом Правительство установит еще и критерии отбора таких организаций (т.е. попасть в перечень, скорее всего, будет не так уж и просто).
Дополнительно нужно учитывать, что возврат НДС, по задумке наших законодателей — это отдельная платная услуга, которая, в свою очередь, также облагается НДС. Ставка при этом установлена на уровне 0 процентов. Но ее, как в других случаях, нужно подтверждать соответствующим пакетом документов, а если этого не сделать, ставка изменится на 18 процентов. Причем, при заявлении в декларации ставки 0 процентов у налогового органа появляется право требовать дополнительные документы при проведении ее камеральной проверки, что также создает для организаций торговли дополнительные налоговые риски. Но и на этом дополнительные полномочия налоговиков не заканчиваются!
Дело в том, что сумму налога, возмещенную иностранцу, можно принять к вычету (п. 4.1. ст. 171 и п. 4.1. ст. 172 НК РФ). Налоговым органам в связи с этим предоставлено право требовать при проведении «камералки» дополнительные документы, а именно — документы, подтверждающие правомерность применения этих вычетов. Это означает следующее. Если в документах будут ошибки, вычеты будут сняты с доначислением налога и пеней, а также, возможно, и со штрафом по ст. 122 НК РФ.
Во-вторых, компенсация полагается только при совершении покупки в одной торговой точке в течение дня на сумму более 10 тыс. рублей (с учетом НДС). В-третьих, иностранцу, желающему вернуть НДС, надо уже в момент покупки озаботиться этим и потребовать у продавца специальный чек, на котором при вывозе товаров надо будет проставить отметку таможенного органа. Причем, чек выдается только по предъявлении паспорта, а значит, этот документ также нужно не забыть захватить, отправляясь на такс-фри шопинг.
В-четвертых, вывезти товар надо в течение трех месяцев, а обратиться за возвратом — в течение года со дня покупки. И, наконец, в-пятых, налог будет возвращаться не полностью, а за минусом стоимости услуги по его возврату. При этом для возврата такой «урезанной» суммы иностранцу надо будет как-то передать торговой организации (или ее представителю) оригинал такс-фри чека, полученного при покупке, и предъявить им свой паспорт (п. 4 ст. 169.1 НК РФ).
В общем, как видим, даже на бумаге механизм возмещения налога получается сложным, затратным и обременительным для обеих сторон. Скорее всего, на практике он окажется еще сложнее: ведь на данный момент не известны ни требования к торговым организациям, ни порядок формирования их перечня, ни практика налоговых проверок возмещаемых сумм и обмена информацией между таможенными органами, ИФНС и торговыми организациями. Так что, скорее всего, первое время спрос на «услугу по возврату НДС» будет минимальным. Как со стороны бизнеса, т.е. торговых точек, желающих принять участие в возврате налога и добровольно взвалить на себя дополнительные налоговые риски, так и со стороны иностранцев, желающих в XXI веке обременять себя дополнительной бумажной волокитой с предъявлением паспорта, получением специальных чеков, простановкой отметок и перепиской с российскими компаниями.
Международный обмен информацией
Приняв Федеральный закон от 27.11.17 № 340-ФЗ, Россия продолжила взятый ранее курс на интеграцию российской налоговой системы в международную с целью обложения налогами всех доходов, фактически получаемых российскими бенефециарами вне зависимости от места размещения капиталов. Напомним, что первыми шагами в этом направлении было введение в Налоговый кодекс положений о контролируемых иностранных компаниях, а также правила, направленные на «деофшоризацию», предписывающие облагать налогами в РФ доходы, получаемые от деятельности подобных иностранных компаний.
Следующим шагом стало установление правил обмена фискальной информацией между российскими налоговыми органами и налоговыми органами иностранных государств. Именно такие правила вводит комментируемый закон, который, заметим, уже вступил в силу (с момента опубликования). Этот закон, в частности, дополнил первую часть НК РФ разделом VII.1, содержащим, в том числе, и правила автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами.
Как следует из текста ст. 142.1 НК РФ, в рамках такого обмена информацией российские налоговые органы смогут получить данные об операциях, счетах и вкладах, открытых в зарубежных банках, а также о договорах брокерского обслуживания и доверительного управления, включая данные о соответствующих активах. Также в распоряжении ФНС России окажутся данные от иностранных страховщиков: сведения о заключенных договорах страхования, в т. ч. пенсионного, и произведенных выплатах. При этом отдельно оговаривается, что раскрытию подлежат не только юридические стороны соответствующих договоров, но и фактический выгодоприобретатель. Так что «прятать» доходы за формальными структурами станет сложнее.
Заметим, что одновременно ровно ту же самую информацию российские налоговики готовы предоставлять и иностранным фискалам. Поэтому ст. 142.2 НК РФ возлагает на российские организации финансового рынка (банки, страховые компании, доверительные управляющие, брокеры и т.д.) соответствующие обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о заключенных договорах и реальных выгодоприобретателях по ним. Порядок предоставления и состав сведений должны быть утверждены отдельно. Но уже сейчас, в силу прямого указания в ст. 142.4 НК РФ, клиенты таких организаций под страхом разрыва соответствующих договоров обязаны предоставлять им все необходимые для автоматического обмена информацией данные. В том числе — указывать фактических выгодоприобреталей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих. То есть ставший уже привычным для банков принцип «знай своего клиента» и соответствующий этому compliance (т. е. проверка клиентов) получают более широкое распространение: им теперь следовать должны и другие участники финансового рынка.
В данный момент Налоговый кодекс предусматривает автоматический обмен подобной информацией только для ограниченного круга государств и территорий. Эти субъекты должны быть включены в соответствующий перечень, который в наступающем году утвердит ФНС России (п. 1 ст. 142.3 НК РФ). Поэтому оценить реальные масштабы информации о зарубежных активах и операциях российских налогоплательщиков, которая станет доступной российским налоговикам, можно будет только с появлением этого перечня.
Прочие изменения в Налоговом кодексе
Остальные, менее значимые поправки в НК РФ, введенные законами от 27 ноября, мы свели в таблицу.
Суть поправки |
Соответствующее положение НК РФ (иного закона) |
---|---|
Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ |
|
Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагаются НДС по ставке 0 процентов, если пункт назначения (или отправления) расположен на территории Калининградской области. |
пп. 4.2. п. 1 ст. 164 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
Введено освобождение от акцизов товаров, полученных в результате переработки в рамках таможенной процедуры переработки на таможенной территории, при их вывозе или реализации в таможенном режиме реэкспорта, или передаче собственнику (по его указанию иным лицам) давальческого сырья. |
пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 183 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Установлены особенности уплаты акцизов и применения вычетов при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории ОЭЗ в Калининградской области. |
пп. 1 п. 1 ст. 185 и п. 26 ст. 200 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Установлен порядок продления срока, в течение которого резиденты ОЭЗ в Калининградской области могут применять пониженную ставку по налогу на прибыль, в случае, если налогоплательщик в первые годы реализации инвестиционного проекта не получает прибыли. |
п. 7.1. и 7.2. ст. 288.1 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Установлен запрет на применение налоговой льготы по земельному налогу резидентами ОЭЗ в случае раздела или объединения земельных участков. |
п. 2 ст. 395 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
Установлены пониженные тарифы страховых взносов и порядок их применения для резидентов ОЭЗ в Калининградской области. |
пп. 14 п. 1 и п. 11 ст. 427 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Федеральный закон от 27.11.2017 № 354-ФЗ |
|
Установлены особенности обложения НДФЛ доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях. |
п. 3 ст. 210, ст. 214.7, п. 28 ст. 217, пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Установлены особенности обложения налогом на игорный бизнес игр, организуемых через Интернет. |
ст. 366 и 369 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Федеральный закон от 27.11.2017 № 343-ФЗ |
|
Налоговые органы получают возможность взыскивать недоимки со счетов, открытых в драгоценных металлах. |
ст. 11, 31, 46, 48, 60 НК РФ (вступают в силу с 1 апреля 2018 года) |
Расходные операции по счетам, открытым в драгоценных металлах, могут быть приостановлены в случае неисполнения требования об уплате налога. |
п. 2 ст. 76 НК РФ (вступает в силу с 1 апреля 2018 года) |
Операции с драгоценными камнями исключены из состава банковских операций, не облагаемых НДС. |
пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ (вступает в силу с 1 июня 2018 года) |
Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (в части, не рассмотренной ранее) |
|
Коэффициенты-дефляторы больше не обязательно публиковать в «Российской газете». |
п. 2 ст. 11 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года) |
Правила уплаты налогов, сборов и страховых взносов при реорганизации распространены на налоговых агентов. |
п. 11 ст. 50 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года) |
Налоговые органы праве истребовать дополнительные документы при камеральной проверке налоговой декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет. |
п. 8.8 ст. 88 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года) |
Применение инвестиционного налогового вычета является основанием для неприменения положений п. 2 ст. 105.14 НК РФ, исключающего из состава контролируемых некоторые сделки между российскими взаимозависимыми лицами. |
пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года) |
Уточнены правила выдачи Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, для целей исчисления и уплаты акцизов. |
п. 1 ст. 179.3 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
Установлены правила выдачи Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, для целей исчисления и уплаты акцизов. |
ст. 179.6 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
Уточнены условия отнесения некоторых нефтяных товаров (бензин, средние дистилляты) к подакцизным товарам. |
пп. 10 и 11 п. 1 ст. 181 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Уточнены объекты налогообложения акцизами при совершении операций, связанных с обращением прямогонного бензина и средних дистиллятов. |
пп.8, 21, 25, 32 и 33 п. 1 ст. 182 НК РФ (вступают в силу с 01 января 2018 года) |
Уточнены правила определения налоговой базы по акцизам по алкогольной продукции в случае ее возврата покупателем. |
п.14 ст. 187 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года) |
Установлены ставки акцизов на период до 31.12.2020. |
п. 1 ст. 193 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
Установлены правила исчисления суммы акцизов и вычетов по операциям со средними дистиллятами. |
п. 2 ст. 195, п. 4 ст. 199, п. 2 ст. 200, п. 25 и 26 ст. 201 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Установлен порядок применения вычета по акцизам в случае возврата покупателем подакцизных товаров. |
п. 5 ст. 200, п. 5 ст. 201 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года) |
Установлены правила исчисления налоговой базы по НДПИ на период до 31.03.2042 |
п. 6 ст. 338 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
На период до 31.12.2022 продлено действие ставки НДПИ в отношении кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа. |
пп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года) |
Изменен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан), лицензия на право пользования которыми выдана до 1 июля 2011 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых равны 2 500 миллионам тонн или более по состоянию на 1 января 2011 года. |
С 1 января 2018 года п. 2 ст. 343.2 НК РФ утрачивает силу. |
Установлен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года. |
п. 3.1 ст. 343.2 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года) |
Установлен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. |
Ст. 343.4 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года) |
В 2018 году налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС, не может превышать 1,1 процента. |
п. 3.3. ст. 380 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года) |
Субъекты РФ вправе предоставлять налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от налогообложения) в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС, в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло более 3 лет. |
п. 2 ст. 381.1 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года) |
Установлены правила применения для целей исчисления земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, если ее изменение произошло в течение года вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади. |
п. 1 ст. 391 и п. 7.1. ст. 396 НК РФ (вступают в силу с 01 января 2018 года) |
Темы: НДС  Изменения в налоговом законодательстве  
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 10.04.2024 ГД приняла проект об упрощении подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 03.04.2024 Мишустин: налоговая реформа поможет снизить неравенство в обществе
- 20.03.2024 В ГД допустили переход на новую систему налогообложения в России с 2025 года
- 18.03.2024 Кабмин внес в ГД законопроект по основным направлениям налоговой политики
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 14.02.2024 Президент РФ одобрил налоговые изменения по ПИФам и замещающим облигациям
- 29.12.2023 Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ожидаются в 2024 году
- 20.09.2023 Госдума приняла в I чтении закон об интеграции цифрового рубля в налоговую систему
- 14.04.2024
Поставщик поставил
покупателю товар, последний оплатил его по выставленному счету-фактуре. Так как поставщик не выполнил обязательство по надлежащему ведению бухгалтерского учета (не указал сведения о счете-фактуре в декларации по НДС), покупатель доплатил НДС и заявил, что сумму этого НДС должен возместить ему поставщик.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что покупатель до
- 14.04.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку факт необоснованного уменьшения налогоплательщиком подлежащего уплате НДС не доказан, так как установлено, что контрагенты вели реальную хозяйственную деятельность, платили налоги и страховые вз
- 14.04.2024
Выявив, что
налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 03.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511
- 02.04.2024 Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119
- 01.04.2024 Письмо Минфина от 01.02.2024 г. № 03-07-07/8089
- 15.04.2024 Письмо Минфина России от 11.01.2024 г. № 03-04-05/1108
- 04.04.2024 Письмо ФНС России от 29.03.2024 г. № СД-17-2/917@
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 05.06.2023 г. № 03-15-05/51680
Комментарии