Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Поправки в НК РФ: НДС и такс-фри по-русски, международный обмен налоговой информацией, другие новшества

Поправки в НК РФ: НДС и такс-фри по-русски, международный обмен налоговой информацией, другие новшества

В конце ноября (27.11.2017) были опубликованы сразу несколько федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Основной из них — закон № 335-ФЗ

22.12.2017
Автор: Алексей Крайнев

Освобождение от уплаты НДС или такс-фри по-русски

Федеральным законом за № 341-ФЗ в Налоговый кодекс добавлены положения, касающиеся так называемого такс-фри, то есть освобождения от НДС и возврата уплаченного налога по товарам, приобретаемым иностранными гражданами для использования за пределами РФ. Согласно новой статье 169.1, которая появится в кодексе с 1 января 2018 года, возврат налога будет осуществляться только по неподакцизным товарам, приобретенным в организациях розничной торговли, и только в отношении граждан стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза. При этом приобретенный товар должен быть вывезен покупателем также за пределы ЕАЭС.

Из текста статьи 164 НК РФ в редакции рассматриваемого закона следует, что обращаться за компенсацией налога иностранный гражданин должен непосредственно в организацию розничной торговли, в которой были приобретены товары, либо к их агентам. При этом сам механизм «такс-фри по-русски» получился достаточно сложным. Он обставлен множеством условий.

Во-первых, возмещаться будет НДС не по любым покупкам, а только по тем, которые совершены в «аккредитованных» организациях розничной торговли. Будет создан специальный перечень таких организаций, попасть в который смогут только те торговые точки, которые размещаются в местах по перечню, утвержденному Правительством. При этом Правительство установит еще и критерии отбора таких организаций (т.е. попасть в перечень, скорее всего, будет не так уж и просто).

Дополнительно нужно учитывать, что возврат НДС, по задумке наших законодателей — это отдельная платная услуга, которая, в свою очередь, также облагается НДС. Ставка при этом установлена на уровне 0 процентов. Но ее, как в других случаях, нужно подтверждать соответствующим пакетом документов, а если этого не сделать, ставка изменится на 18 процентов. Причем, при заявлении в декларации ставки 0 процентов у налогового органа появляется право требовать дополнительные документы при проведении ее камеральной проверки, что также создает для организаций торговли дополнительные налоговые риски. Но и на этом дополнительные полномочия налоговиков не заканчиваются!

Дело в том, что сумму налога, возмещенную иностранцу, можно принять к вычету (п. 4.1. ст. 171 и п. 4.1. ст. 172 НК РФ). Налоговым органам в связи с этим предоставлено право требовать при проведении «камералки» дополнительные документы, а именно — документы, подтверждающие правомерность применения этих вычетов. Это означает следующее. Если в документах будут ошибки, вычеты будут сняты с доначислением налога и пеней, а также, возможно, и со штрафом по ст. 122 НК РФ.

Во-вторых, компенсация полагается только при совершении покупки в одной торговой точке в течение дня на сумму более 10 тыс. рублей (с учетом НДС). В-третьих, иностранцу, желающему вернуть НДС, надо уже в момент покупки озаботиться этим и потребовать у продавца специальный чек, на котором при вывозе товаров надо будет проставить отметку таможенного органа. Причем, чек выдается только по предъявлении паспорта, а значит, этот документ также нужно не забыть захватить, отправляясь на такс-фри шопинг.

В-четвертых, вывезти товар надо в течение трех месяцев, а обратиться за возвратом — в течение года со дня покупки. И, наконец, в-пятых, налог будет возвращаться не полностью, а за минусом стоимости услуги по его возврату. При этом для возврата такой «урезанной» суммы иностранцу надо будет как-то передать торговой организации (или ее представителю) оригинал такс-фри чека, полученного при покупке, и предъявить им свой паспорт (п. 4 ст. 169.1 НК РФ).

В общем, как видим, даже на бумаге механизм возмещения налога получается сложным, затратным и обременительным для обеих сторон. Скорее всего, на практике он окажется еще сложнее: ведь на данный момент не известны ни требования к торговым организациям, ни порядок формирования их перечня, ни практика налоговых проверок возмещаемых сумм и обмена информацией между таможенными органами, ИФНС и торговыми организациями. Так что, скорее всего, первое время спрос на «услугу по возврату НДС» будет минимальным. Как со стороны бизнеса, т.е. торговых точек, желающих принять участие в возврате налога и добровольно взвалить на себя дополнительные налоговые риски, так и со стороны иностранцев, желающих в XXI веке обременять себя дополнительной бумажной волокитой с предъявлением паспорта, получением специальных чеков, простановкой отметок и перепиской с российскими компаниями.

Международный обмен информацией

Приняв Федеральный закон от 27.11.17 № 340-ФЗ, Россия продолжила взятый ранее курс на интеграцию российской налоговой системы в международную с целью обложения налогами всех доходов, фактически получаемых российскими бенефециарами вне зависимости от места размещения капиталов. Напомним, что первыми шагами в этом направлении было введение в Налоговый кодекс положений о контролируемых иностранных компаниях, а также правила, направленные на «деофшоризацию», предписывающие облагать налогами в РФ доходы, получаемые от деятельности подобных иностранных компаний.

Следующим шагом стало установление правил обмена фискальной информацией между российскими налоговыми органами и налоговыми органами иностранных государств. Именно такие правила вводит комментируемый закон, который, заметим, уже вступил в силу (с момента опубликования). Этот закон, в частности, дополнил первую часть НК РФ разделом VII.1, содержащим, в том числе, и правила автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами.

Как следует из текста ст. 142.1 НК РФ, в рамках такого обмена информацией российские налоговые органы смогут получить данные об операциях, счетах и вкладах, открытых в зарубежных банках, а также о договорах брокерского обслуживания и доверительного управления, включая данные о соответствующих активах. Также в распоряжении ФНС России окажутся данные от иностранных страховщиков: сведения о заключенных договорах страхования, в т. ч. пенсионного, и произведенных выплатах. При этом отдельно оговаривается, что раскрытию подлежат не только юридические стороны соответствующих договоров, но и фактический выгодоприобретатель. Так что «прятать» доходы за формальными структурами станет сложнее.

Заметим, что одновременно ровно ту же самую информацию российские налоговики готовы предоставлять и иностранным фискалам. Поэтому ст. 142.2 НК РФ возлагает на российские организации финансового рынка (банки, страховые компании, доверительные управляющие, брокеры и т.д.) соответствующие обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о заключенных договорах и реальных выгодоприобретателях по ним. Порядок предоставления и состав сведений должны быть утверждены отдельно. Но уже сейчас, в силу прямого указания в ст. 142.4 НК РФ, клиенты таких организаций под страхом разрыва соответствующих договоров обязаны предоставлять им все необходимые для автоматического обмена информацией данные. В том числе — указывать фактических выгодоприобреталей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих. То есть ставший уже привычным для банков принцип «знай своего клиента» и соответствующий этому compliance (т. е. проверка клиентов) получают более широкое распространение: им теперь следовать должны и другие участники финансового рынка.

В данный момент Налоговый кодекс предусматривает автоматический обмен подобной информацией только для ограниченного круга государств и территорий. Эти субъекты должны быть включены в соответствующий перечень, который в наступающем году утвердит ФНС России (п. 1 ст. 142.3 НК РФ). Поэтому оценить реальные масштабы информации о зарубежных активах и операциях российских налогоплательщиков, которая станет доступной российским налоговикам, можно будет только с появлением этого перечня.

Прочие изменения в Налоговом кодексе

Остальные, менее значимые поправки в НК РФ, введенные законами от 27 ноября, мы свели в таблицу.

Суть поправки

Соответствующее положение НК РФ (иного закона)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ

Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагаются НДС по ставке 0 процентов, если пункт назначения (или отправления) расположен на территории Калининградской области.

пп. 4.2. п. 1 ст. 164 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Введено освобождение от акцизов товаров, полученных в результате переработки в рамках таможенной процедуры переработки на таможенной территории, при их вывозе или реализации в таможенном режиме реэкспорта, или передаче собственнику (по его указанию иным лицам) давальческого сырья.

пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 183 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлены особенности уплаты акцизов и применения вычетов при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории ОЭЗ в Калининградской области.

пп. 1 п. 1 ст. 185 и п. 26 ст. 200 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлен порядок продления срока, в течение которого резиденты ОЭЗ в Калининградской области могут применять пониженную ставку по налогу на прибыль, в случае, если налогоплательщик в первые годы реализации инвестиционного проекта не получает прибыли.

п. 7.1. и 7.2. ст. 288.1 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлен запрет на применение налоговой льготы по земельному налогу резидентами ОЭЗ в случае раздела или объединения земельных участков.

п. 2 ст. 395 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Установлены пониженные тарифы страховых взносов и порядок их применения для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

пп. 14 п. 1 и п. 11 ст. 427 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 354-ФЗ

Установлены особенности обложения НДФЛ доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях.

п. 3 ст. 210, ст. 214.7, п. 28 ст. 217, пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлены особенности обложения налогом на игорный бизнес игр, организуемых через Интернет.

ст. 366 и 369 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 343-ФЗ

Налоговые органы получают возможность взыскивать недоимки со счетов, открытых в драгоценных металлах.

ст. 11, 31, 46, 48, 60 НК РФ (вступают в силу с 1 апреля 2018 года)

Расходные операции по счетам, открытым в драгоценных металлах, могут быть приостановлены в случае неисполнения требования об уплате налога.

п. 2 ст. 76 НК РФ (вступает в силу с 1 апреля 2018 года)

Операции с драгоценными камнями исключены из состава банковских операций, не облагаемых НДС.

пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ (вступает в силу с 1 июня 2018 года)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (в части, не рассмотренной ранее)

Коэффициенты-дефляторы больше не обязательно публиковать в «Российской газете».

п. 2 ст. 11 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Правила уплаты налогов, сборов и страховых взносов при реорганизации распространены на налоговых агентов.

п. 11 ст. 50 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Налоговые органы праве истребовать дополнительные документы при камеральной проверке налоговой декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет.

п. 8.8 ст. 88 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Применение инвестиционного налогового вычета является основанием для неприменения положений п. 2 ст. 105.14 НК РФ, исключающего из состава контролируемых некоторые сделки между российскими взаимозависимыми лицами.

пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (вступил в силу 27 ноября 2017 года)

Уточнены правила выдачи Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, для целей исчисления и уплаты акцизов.

п. 1 ст. 179.3 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Установлены правила выдачи Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, для целей исчисления и уплаты акцизов.

ст. 179.6 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Уточнены условия отнесения некоторых нефтяных товаров (бензин, средние дистилляты) к подакцизным товарам.

пп. 10 и 11 п. 1 ст. 181 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Уточнены объекты налогообложения акцизами при совершении операций, связанных с обращением прямогонного бензина и средних дистиллятов.

пп.8, 21, 25, 32 и 33 п. 1 ст. 182 НК РФ (вступают в силу с 01 января 2018 года)

Уточнены правила определения налоговой базы по акцизам по алкогольной продукции в случае ее возврата покупателем.

п.14 ст. 187 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Установлены ставки акцизов на период до 31.12.2020.

п. 1 ст. 193 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

Установлены правила исчисления суммы акцизов и вычетов по операциям со средними дистиллятами.

п. 2 ст. 195, п. 4 ст. 199, п. 2 ст. 200, п. 25 и 26 ст. 201 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлен порядок применения вычета по акцизам в случае возврата покупателем подакцизных товаров.

п. 5 ст. 200, п. 5 ст. 201 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2018 года)

Установлены правила исчисления налоговой базы по НДПИ на период до 31.03.2042

п. 6 ст. 338 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

На период до 31.12.2022 продлено действие ставки НДПИ в отношении кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа.

пп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Изменен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан), лицензия на право пользования которыми выдана до 1 июля 2011 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых равны 2 500 миллионам тонн или более по состоянию на 1 января 2011 года.

С 1 января 2018 года п. 2 ст. 343.2 НК РФ утрачивает силу.

Установлен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

п. 3.1 ст. 343.2 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Установлен порядок исчисления суммы НДПИ при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Ст. 343.4 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2018 года)

В 2018 году налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС, не может превышать 1,1 процента.

п. 3.3. ст. 380 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Субъекты РФ вправе предоставлять налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от налогообложения) в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве ОС, в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло более 3 лет.

п. 2 ст. 381.1 НК РФ (вступает в силу с 01 января 2018 года)

Установлены правила применения для целей исчисления земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, если ее изменение произошло в течение года вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади.

п. 1 ст. 391 и п. 7.1. ст. 396 НК РФ (вступают в силу с 01 января 2018 года)

Бухгалтерия Онлайн

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 14.04.2024  

    Поставщик поставил покупателю товар, последний оплатил его по выставленному счету-фактуре. Так как поставщик не выполнил обязательство по надлежащему ведению бухгалтерского учета (не указал сведения о счете-фактуре в декларации по НДС), покупатель доплатил НДС и заявил, что сумму этого НДС должен возместить ему поставщик.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что покупатель до

  • 14.04.2024  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку факт необоснованного уменьшения налогоплательщиком подлежащего уплате НДС не доказан, так как установлено, что контрагенты вели реальную хозяйственную деятельность, платили налоги и страховые вз

  • 14.04.2024  

    Выявив, что налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС


Вся судебная практика по этой теме »

Изменения в налоговом законодательстве
  • 26.06.2023  

    Об изменении постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

  • 08.03.2017  

    Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду


Вся судебная практика по этой теме »