Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Ответы на пять частых вопросов по учету основных средств

Ответы на пять частых вопросов по учету основных средств

Как учесть расходы на доставку и монтаж основного средства? Можно ли включить в первоначальную стоимость автомобиля ОСАГО и госпошлины? Как начислять амортизацию по подержанному имуществу? На эти и другие вопросы ответил Виталий Семенихин, руководитель «Экспертбюро Семенихина». А наши коллеги из журнала «Семинар для бухгалтера» собрали эти рекомендации в одну статью

05.09.2013
«Главбух»

Вопрос № 1. Как учесть расходы на доставку и монтаж основного средства

Компания купила оборудование. Чтобы поставить его на учет, надо знать первоначальную стоимость. Давайте разберемся, как ее рассчитать. В первую очередь это плата за само имущество. А как быть с расходами на доставку и монтаж? Такие затраты также формируют первоначальную стоимость основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Плата за доставку прямо упомянута в Налоговом кодексе, а стоимость монтажа – это расходы на то, чтобы довести имущество до состояния, в котором его можно эксплуатировать. А вот НДС обычно не включают в первоначальную стоимость, а принимают к вычету.

Вопрос № 2. Можно ли включить в первоначальную стоимость автомобиля ОСАГО и госпошлины

Свои особенности есть у транспортных средств. Чтобы управлять автомобилем, нужно застраховать гражданскую ответственность. Пока у компании не будет полиса ОСАГО, ездить на машине вообще нельзя. Казалось бы, эти расходы формируют первоначальную стоимость имущества. На самом деле это не так.

Плату за страховку списывайте в составе прочих расходов. Поскольку стандартный срок договора страхования составляет один год, учесть единовременно стоимость полиса нельзя. Как правило, организация платит за страховку разовым платежом. Расходы на полис ОСАГО списывайте равномерно в течение срока действия договора в отчетном периоде пропорционально количеству календарных дней.

Еще один момент связан с пошлинами ГИБДД. Напомню, что машину обязательно нужно зарегистрировать, заплатив при этом в общей сложности 2000 руб. Пошлины списывайте целиком и сразу как прочие расходы. Дело в том, что начать использовать машину можно и до регистрации в ГИБДД. Поставить автомобиль на учет можно в течение 10 суток со дня покупки. Соответственно, первоначальная стоимость будет сформирована еще до того, как вы заплатите пошлины. В дальнейшем, уже после госрегистрации автомобиля, пересчитывать первоначальную стоимость не надо.

Вопрос № 3. С какого момента можно начислять амортизацию по недвижимости

До 2013 года в главе 25 НК РФ были такие правила. Амортизировать недвижимость можно, если представлены документы на госрегистрацию права собственности. Также обязательно ввести объект в эксплуатацию (хотя бы частично). Между тем судьи традиционно утверждали: дожидаться, пока компания подаст бумаги в Росреестр, не надо. Причем правильность данного подхода подтвердил даже Президиум ВАС РФ в постановлении от 30 октября 2012 г. № 6909/12.

С начала 2013 года требование о передаче документов на госрегистрацию отменили. Теперь можно амортизировать недвижимость сразу после того, как здание стали использовать. Но как быть с объектами, которые ввели в эксплуатацию до 2013 года, если документы подали позднее? До недавнего времени однозначного ответа на этот вопрос не было.

И вот наконец приняли поправки, в которых прописали переходные положения. Изменения внесены статьей 3 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 215-ФЗ. Недвижимость, введенную в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, можно амортизировать после подачи документов в Росреестр. Соответственно, можно сделать вывод: если компания не амортизировала здание, которое стали использовать в декабре прошлого года, она может доначислить амортизацию за первые месяцы 2013 года. Конечно, придется подать уточненку за истекший отчетный период.

Теперь о тех компаниях, которые все же амортизировали недвижимость, введенную в эксплуатацию до декабря, но документы на госрегистрацию так и не подали. Самый безопасный вариант для вас – снять амортизацию, начисленную до госрегистрации. Включая и сумму за месяц, в котором вы подали документы в Росреестр. Само собой, придется подать уточненки. При этом за недоимку 2013 года платить пени и штраф не придется.

Вопрос № 4. Нужно ли включать проценты по кредиту на покупку основного средства в его первоначальную стоимость

Даже если кредиты израсходованы на покупку, строительство или модернизацию основного средства, проценты по ним нужно включать во внереализационные расходы. Этот вывод следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ. По мнению чиновников из Минфина России, включать такие затраты в первоначальную стоимость объекта не нужно. Об этом – письмо финансового ведомства от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/398.

Но иногда налоговики при проверке придерживаются противоположного мнения. И настаивают, чтобы компания включила проценты по кредиту в первоначальную стоимость основного средства. Не стоит идти у них на поводу. Ведь на вашей стороне и Минфин, и арбитражная практика. Пример – постановление ФАС Уральского округа от 28 июня 2010 г. № Ф09-4668/10-С3 , где судьи подтвердили: в статье 265 НК РФ установлен специальный порядок учета процентов. Его надо применять и когда за счет кредита приобрели амортизируемое имущество.

Вопрос № 5. Как начислять амортизацию по подержанному имуществу

Бывает, компания покупает основное средство, уже бывшее в употреблении. Напомню основные правила учета подержанных объектов (п. 7 ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования основных средств, которые компания собирается амортизировать линейным методом, считайте так. Из срока службы, установленного предыдущим собственником, вычтите фактическое время, в течение которого продавец использовал объект.

У предыдущего собственника обязательно запросите документы, подтверждающие как срок полезного использования, так и время эксплуатации. Обычно это инвентарная карточка либо акт приема-передачи основного средства. Если этих бумаг нет, подойдут другие: паспорт транспортного средства, свидетельство о госрегистрации недвижимости, техпаспорт здания либо копия или выписка из него с указанием года постройки здания.

Будьте внимательны: бывший собственник подтвердит срок полезного использования, только если он имел право амортизировать проданное имущество. Если бумаг нет или продавец на спецрежиме, считайте купленное подержанное имущество новым. То же самое и когда в роли продавца обычный гражданин, который не является предпринимателем. Во всех этих случаях принимать во внимание срок службы у предыдущего собственника нельзя. И только если основное средство в Классификации не упомянуто, компания самостоятельно может установить срок службы объекта. Тут руководствуйтесь техническими условиями и рекомендациями изготовителей.

Нельзя не упомянуть про ситуацию, когда срок полезного использования меньше 12 месяцев. Как вариант, уже полностью истек нормативный срок амортизации. Либо остаточная стоимость ниже 40 000 руб. Здесь есть соблазн списать расходы целиком и сразу. Ведь формально купленное имущество не является основным средством.

Однако чиновники категорически против такого подхода. Они рассуждают так: поскольку основное средство изначально относилось к амортизируемому имуществу, списывать его на расходы нужно через амортизацию. В частности, данный вывод есть в письме Минфина России от 9 февраля 2011 г. № 03-03-06/2/29.

Чтобы избежать споров, приказом установите для подержанного основного средства срок службы в 13 месяцев и списывайте расходы через амортизацию (см. образец приказа ниже).

В заключение пару слов о том случае, когда организация собирается амортизировать подержанный объект нелинейным методом. Срок полезного использования уменьшать нельзя. Не важно, как долго эксплуатировал имущество продавец. Основное средство включайте в ту же амортизационную группу (подгруппу), в которой объект находился у предыдущего собственника. И при этом не имеет значения, есть ли объект в Классификации и к какой группе основное средство относится.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
  • 07.12.2016  

    Предприятие производило выплату работникам в натуральной форме, исчисляя с указанных выплат НДФЛ, включало стоимость организации питания в состав расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль организаций. Поскольку экономическую выгоду в денежной или в натуральной форме общество в данном случае не получало, цель реализации услуг по организации питания вахтовых сотрудников, продуктов питания отсутствовала, посколь

  • 05.12.2016  

    Судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод, что работы (услуги), выполненные (оказанные) контрагентами по организации строительно-монтажных работ в рассматриваемом случае совершаются не в рамках подрядных договоров на капитальное строительство объектов, а направлены на всестороннее исполнение инвестиционных проектов. При этом данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) контрагентами на протяжении всего периода ст

  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.

  • 02.09.2013  

    Пунктом 4 статьи 283 НК РФ отнесена обязанность налогоплательщиков хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.


Вся судебная практика по этой теме »