Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Какие сделки налоговики проконтролируют на «рыночность» цен

Какие сделки налоговики проконтролируют на «рыночность» цен

О том, какие сделки на соответсвие цен рыночным, теперь будут проверять налоговики, мы писали на сайте и в журнале «Главбух» № 1, 2012. . Сделки, которые совершает ваша компания подпадают под контроль ФНС? Тогда вам пригодится материал о том, как определить взаимозависимость сторон и какими могут быть последствия ценового контроля. Статья подготовлена нашими коллегами из  журнала «Юрист компании»

14.02.2012
журнал «Главбух»

Сделки, по которым контролируются цены

Первое, на что нужно обратить внимание, – это в каких сделках налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. В разделе V.1 Налогового кодекса такие сделки называются контролируемыми.

Соотношение контроля за ценами и взаимозависимости сторон сделки. С 1 января 2012 года контролируемые сделки определяются в статье 105.14 Налогового кодекса. Во-первых, контролю подлежат два вида сделок: это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки, перечень которых установлен в пункте 1статьи 105.14 Налогового кодекса. Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, автоматически признаются рыночными ( п. 1 ст. 105.3 НК РФ), то есть налоговые органы их не проверяют и документацию по таким сделкам в целях контроля за ценами запрашивать не вправе ( подп. 2 п. 4 ст. 105.15 НК РФ).

Во-вторых, контролируемой считается не любая сделка между взаимозависимыми лицами, а лишь отвечающая определенным условиям, названным в пунктах 2 и 3 статьи 105.14 Налогового кодекса.

В-третьих, пункт 4 статьи 105.14 Налогового кодекса предусматривает два исключения: это сделки, которые формально могут отвечать условиям, при которых они должны быть отнесены к контролируемым, но тем не менее они не подлежат ценовому контролю в силу прямого указания закона.

Взаимозависимость сторон сделки

Нетрудно заметить, что одним из важнейших понятий для определения контролируемых сделок является взаимозависимость сторон сделок. Взаимозависимость – это особенности отношений между лицами, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности лиц, которых они представляют ( п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Исчисление налогов. Если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются либо устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются у него для целей налогообложения ( п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Определение таких доходов (прибыли, выручки) – исключительная компетенция ФНС России, а не любой территориальной инспекции, и в этих целях ФНС России будет проводить специальные проверки – «полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами» ( п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 105.3, п. 1 ст. 105.17 НК РФ). 

Такие последствия заключения сделки между взаимозависимыми лицами касаются лишь четырех налогов: налога на прибыль, НДС (но лишь в случае, если одна из сторон сделки не уплачивает НДС по основаниям, установленным Налоговым кодексом), налога на доходы физических лиц (только по предпринимательской и аналогичной деятельности – ст. 227 НК РФ) и налога на добычу полезных ископаемых (при соблюдении ряда некоторых условий).

Обычные «взаимозависимые» сделки вне контроля. Нельзя не заметить, что в статье 105.3 Налогового кодекса речь идет не о контролируемых сделках, а о сделках между взаимозависимыми лицами, понятие которых гораздо шире контролируемых. Однако из других норм раздела V.1 Налогового кодекса следует, что в статье 105.3 все-таки имеются в виду лишь контролируемые сделки. Дело в том, что налоговые органы не могут доначислить компании налоги на основании статьи 105.3 Налогового кодекса без проведения специальной налоговой проверки ФНС России, которая в свою очередь может быть назначена и проведена только при наличии именно контролируемых сделок, а не любых сделок между взаимозависимыми лицами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Под долей участия физического лица в организации здесь и далее понимается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в последней строке таблицы.

** Имеются в виду взаимозависимые лица, указанные только в последней строке таблицы.

*** ЕИО – единоличный исполнительный орган.

**** КИО – коллегиальный исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет).

Исключения из общего правила. Существует ряд сделок, по которым цены для целей налогообложения автоматически признаются рыночными, даже если эти сделки формально относятся к контролируемым. Это означает, что по таким сделкам налоговый орган не вправе проводить особые проверки, посвященные контролю за ценами.

Во-первых, к таким исключениям относятся сделки, в которых цены применяются в соответствии с предписаниями антимонопольных органов ( п. 8 ст. 105.3 НК РФ). Цены по таким сделкам признаются рыночными с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 Налогового кодекса.

Во-вторых, цена сделки признается рыночной, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства ( п. 9 ст. 105.3 НК РФ).

В-третьих, рыночной признается цена сделки, которая определена оценщиком в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, если по закону при совершении такой сделки проведение оценки обязательно ( п. 10 ст. 105.3 НК РФ).

В-четвертых, рыночной признается цена сделки, если она определена в соответствии с соглашением о ценообразовании ( п. 11 ст. 105.3 НК РФ). Такие соглашения с ФНС России могут заключать крупнейшие налогоплательщики в отношении конкретных видов и (или) перечней сделок ( гл. 14.6 НК РФ).

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТНеуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей ( п. 1 ст. 129.3 НК РФ).

Подчеркнем, что в вышеуказанном размере штраф будет применяться только при доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 года. За налоговые периоды 2014–2016 годов этот штраф будет в два раза меньше, а в отношении доначислений за 2012–2013 годы эта санкция применяться и вовсе не будет ( п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ <...>»).

Если, по мнению налогоплательщика, цена в контролируемой сделке соответствует уровню рыночных цен по сопоставимым сделкам, то ему необходимо собрать и представить в ФНС России документацию, обосновывающую этот факт ( п. 2 ст. 105.15 НК РФ). При выполнении этого условия налогоплательщик будет освобожден от ответственности.

Определение рыночной цены товара

Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами налоговый орган должен сравнить сделку или совокупность анализируемых сделок с одной или несколькими сопоставимыми сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица ( п. 1 ст. 105.5 К РФ). Сделки признаются сопоставимыми, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях, а в некоторых случаях сопоставимыми могут быть признаны и сделки с некоторыми различиями. Для определения сопоставимости сделок необходимо проанализировать их по целому ряду характеристик, условий и рисков, названных в пунктах 5–7 статьи 105.5 Налогового кодекса, а также учесть характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг) (п. 8 , 9 ст. 105.5 НК РФ). Для определения рыночных цен глава 14.3 Налогового кодекса предусматривает пять методов, из которых приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен ( п. 3 ст. 105.7 НК РФ).

Подготовка к проверкам. Чтобы самостоятельно определить обоснованность цены в контролируемой сделке, налогоплательщику необходимо сравнить ее с сопоставимыми сделками, которые под контроль не подпадают. Для этого нужно определить условия сделки, которые влияют на цену, подобрать источники данных о сопоставимых сделках или установить, что таких данных нет, провести анализ сравниваемой и сопоставимых сделок одним из методов, который позволит определить рыночную цену.

 

ВОПРОСЫ В ТЕМУ

Если одной стороне контролируемой сделки доначислят налоги в связи с отклонением цены сделки от рыночной, то какие последствия будут у контрагента по этой сделке?

Контрагент в этом случае имеет право на симметричную корректировку своей налоговой базы ( ст. 105.18 НК РФ). Например, если по итогам проверки компании пересчитали в сторону увеличения сумму доходов, то ее контрагент может скорректировать в сторону увеличения сумму соответствующих расходов. Но это возможно при условии, что проверяемая компания заплатила доначисленные ей налоги, пени и штрафы.

Если компания не сообщит в ФНС России о контролируемых сделках или представит недостоверные данные, какая ей грозит ответственность?

Ответственность за это невелика - штраф в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НК РФ). Важнее то, что несообщение о таких сделках не исключает их проверку. Если инспекция в процессе обычной налоговой проверки обнаружит факты совершения контролируемых сделок, о которых налогоплательщик ей не сообщил, то она самостоятельно известит об этом ФНС России, и это тоже будет основанием для проверки данных сделок (п. 6 ст. 105.16, п.1 ст. 105.17 НК РФ).

 

СОВЕТ В ТЕМУ

Если в отношении компании будут назначены проверки по контролируемым сделкам за 2012–2013 годы, то нужно обратить внимание на дату назначения проверки

Решения о проверках сделок, доходы и расходы по которым признаются в 2012 году, могут быть приняты не позднее 31.12.13, а сделок, доходы и расходы по которым признаются в 2013 году, - не позднее 31.12.15 ( п. 8 ст. 4 закона № 227-ФЗ).

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Ответственность за нарушение налогового законодательства
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)
Все новости по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
Все статьи по этой теме »

Налоговые проверки
Все статьи по этой теме »

Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)
Все статьи по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 23.04.2018  

    Доводы налогового органа о пренебрежительном отношении АО к исполнению своих налоговых обязанностей (несвоевременное перечисление налога при наличии финансовой возможности) и о систематическом нарушении обществом требований налогового законодательства (неоднократное несвоевременное перечисление налога) суд апелляционной инстанции правомерно отклонил, поскольку наличие даже хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоят

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 01.01.2018  

    Определение отменено в части отказа в признании незаконных действий арбитражного управляющего, поскольку арбитражным управляющим не было соблюдено требование календарной очередности удовлетворения текущих требований одной очереди, что повлекло нарушение очередности погашении текущих требований по оплате НДФЛ.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)
  • 07.08.2013  

    Суды сделали обоснованные выводы, что налоговый орган не доказал правомерность применения им рыночной цены реализованного обществом в проверяемом периоде взаимозависимому лицу товара, поскольку данная цена определена с нарушением требований п. п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ, не доказал, что взаимозависимость компании и партнера повлияла на цены сделок.

  • 04.07.2013  

    Согласно п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы и услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4 11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ).

  • 19.05.2013  

    Инспекция не доказала, что цена реализации, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях с рассматриваемыми условиями сделок. Суды правомерно признали недействительным решение инспекции в части предложения уменьшить убыток за 2010 год в сумме 228 732 руб. Налогоплательщиком правомерно отражен убыток от реализации спорных тра


Вся судебная практика по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
Все законодательство по этой теме »

Налоговые проверки
Все законодательство по этой теме »

Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)
Все законодательство по этой теме »