 
                Аналитика / Налогообложение / Контрольная работа
Контрольная работа
Важное направление в работе Федеральной налоговой службы (ФНС) — внедрение информационных технологий. Например, с июня текущего года задолженности по транспортному и земельному налогам и налогу на имущество налогоплательщик может оплачивать по интернету
29.06.2011газета «Коммерсантъ»Личный кабинет
С 14 июня 2011 года в "личном кабинете  налогоплательщика" можно не только получить информацию, сформировать и  распечатать квитанцию для погашения своих долгов традиционным способом —  в банке, но и заплатить налоги. Речь идет об оплате в электронной форме  задолженности по имущественным налогам — транспортному, земельному и на  имущество. 
 По словам начальника управления  информатизации ФНС Виталия Колесникова, планируется реализовать  технологию приема документов на возмещение НДС экспортерам в электронном  виде. А вскоре компании получат возможность представления в налоговые  органы счетов-фактур в электронном виде. Сейчас компании выписывают друг  другу примерно 15 млрд таких документов в год, и часть из них с целью  контроля запрашивает налоговая служба. "Это треть всех истребуемых  налоговыми органами документов. Нам эти грузовики бумаг не нужны",—  говорит господин Колесников. По его словам, обмен счетами-фактурами по  сетям связи может начаться уже к концу года. 
 Еще один уже стартовавший в Москве пилотный  проект — электронная регистрация компаний (без явки в налоговые органы).  Она уже опробована как индивидуальными предпринимателями (для этого им  нужна личная электронная цифровая подпись, ЭЦП) и юридическими лицами  (через имеющих ЭЦП нотариусов). Пока, по словам Виталия Колесникова,  цифровые подписи есть у немногих нотариусов, однако профессиональное  сообщество обещает ФНС до конца 2011 года "оцифровать" все 7,5 тыс.  работающих в РФ нотариусов. 
 Еще одна опция создает удобство скорее самим  налоговикам. Сейчас в пробном режиме ФНС пытается судиться с  налогоплательщиками онлайн — в режиме видеоконференции. Этот режим давно  используется судами общей юрисдикции — телемост, как правило,  устанавливается между судом и СИЗО, в котором находится подсудимый. Для  арбитражных же споров разбирательства по видео стали возможны лишь с  конца 2010 года — после вступления в силу поправок к Арбитражному  процессуальному кодексу. В ФНС рассчитывают, что это нововведение  позволит существенно сэкономить на расходах не только налоговикам, но и  налогоплательщикам. Впрочем, юристы полагают, что по серьезным делам на  большие суммы компании будут продолжать судиться с налоговиками в  привычном режиме. 
 То есть внедрение информационных технологий -  это явно заметный тренд в работе ФНС. Возможно, это связано с тем, что в  свой первый приход в налоговую службу (1999-2004 годы) нынешний  руководитель ведомства Михаил Мишустин в должности замруководителя  отвечал именно за информатизацию. Сейчас это входит в обязанности  замглавы ФНС Андрея Петрушина, который говорит, что общий объем  информационных ресурсов ФНС сегодня составляет 300 терабайт и к 2020  году должен увеличиться еще в семь-десять раз. В ресурсах службы  накоплены данные о 130 млн физических лиц—граждан РФ (население страны —  142 млн человек) и о 200 тыс. иностранцев. Вскоре им будет предложен  доступ ко второй версии "личного кабинета налогоплательщика": в нем  будут отражены не только суммы задолженности (как сейчас), но и вся  информация об имуществе, послужившем базой для расчета фискальных  платежей. Отметим, что открытие доступа граждан к этим данным необходимо  и самой службе, для того чтобы исправить содержащиеся в них ошибки.  Данные о собственности граждан, которые ФНС получает от других ведомств  (от МВД — о регистрации граждан по месту жительства, от ГИБДД — о  сделках с автотранспортом, от регистрационных палат Минюста — об  операциях с недвижимостью), неточны. В связи с этим Михаил Мишустин даже  объявил 2011-й "годом борьбы с "грязными" данными". 
 Аналитический спецназ 
Согласно отчетности ФНС, в последние годы  число выездных налоговых проверок компаний стремительно сокращается.  "Тенденция не просто к их уменьшению, а к тому, чтобы мы совсем ушли в  аналитику, к камералам",— заявил в мае Михаил Мишустин. Приоритетом ФНС  объявлены аналитические камеральные проверки, то есть работа с  запрошенными у налогоплательщика документами. За последние три года  число выездных проверок сократилось с 11,5% проверенных  налогоплательщиков в 2008 году до 0,8% — в 2010-м. По итогам первого  квартала 2011 года ФНС проверила всего 0,2% от общего числа  налогоплательщиков. При этом, по словам главы ФНС, "малый бизнес в  выездных налоговых проверках фактически уже не фигурирует". 
 В службе такие изменения объясняют отказом от  политики тотального контроля и ориентацией контрольной работы на "зоны  риска и выявление схем". Достигается это за счет предпроверочного  анализа деятельности компаний и с помощью внутренних информационных  ресурсов ФНС, запущенных службой в последние годы. Так что, объявляя  проверку, налоговики сейчас точно знают, что обнаружат. Один из  помогающих им в этом ресурсов — "Досье рисков", с помощью которого  проверки могут автоматически назначаться в зависимости от уровня  налоговых рисков в проверяемой компании. В ФНС гордятся тем, что по  части проверок следуют мировому тренду. Минимальный охват компаний  выездными проверками зафиксирован статистикой в Финляндии, Франции и  Корее — 0,1% от общего числа компаний. В Великобритании этот показатель  составляет 0,5%, в Германии — 1,6%, в США — 2,4%, в Швеции — 7,3%. В РФ,  напомним, 0,8%. 
 В ближайшие месяцы аналитические способности  ФНС будут подвергнуты новому испытанию. Десятилетняя история принятия  Госдумой законопроекта о новых правилах борьбы с занижением налогов с  помощью трансфертных цен, похоже, близка к завершению. Документ  согласован Минфином и бизнесом и вскоре может быть окончательно принят.  После его вступления в силу на внутреннем рынке "под колпак" ФНС с 2012  года попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 3 млрд  руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет  специальный налоговый режим или же речь идет о сделках с сырьем.  Внешнеторговые сделки будут контролироваться, лишь если совершаются с  биржевыми товарами или заключаются с резидентами офшоров. Принятие этого  закона вызовет необходимость создания в структуре ФНС "налогового  спецназа" — подразделений, состоящих из самых компетентных специалистов,  которые будут определять степень "рыночности" цен, применяемых  компаниями. 
 Споров становится меньше 
Наконец, еще один тренд — сокращение числа  споров ФНС с налогоплательщиками. Исходя из информации службы,  сократились обе категории разбирательств — как досудебные (рассмотрение  жалоб на вынесенные инспекциями решения), так и судебные. Напомним, с  2009 года действует механизм обязательного досудебного обжалования:  налогоплательщик не вправе обратиться в суд до тех пор, пока не  попробует оспорить решение своей инспекции в вышестоящем налоговом  органе. ФНС сообщает, что в 2010 году налоговыми органами было  рассмотрено 53 тыс. апелляционных жалоб — на 10% меньше, чем в 2009 году  (59 тыс.). Удовлетворено было 40% жалоб налогоплательщиков. 
 Ситуация с судебными делами несколько иная.  ФНС сообщает о сокращении "числа дел, рассмотренных в судах по  инициативе налогоплательщиков", на 13% — с 34 тыс. в 2009 году до  30 тыс. в 2010-м. Однако кроме этих цифр есть еще данные о судебных  спорах "в другую сторону" — о взыскании налогов и штрафных санкций с  организаций и граждан. По данным Высшего арбитражного суда (ВАС), их  число выросло с 49 тыс. в 2009 году до 58 тыс.— в 2010-м (на 18%). 
 Что касается исхода этих дел, то здесь  ситуация складывается в пользу ФНС. По делам об оспаривании решений или  действий налоговиков суды в 2009 году удовлетворили 66% требований, в  2010-м — 64%. Оценивая тенденцию снижения доли побед налогоплательщиков в  судах, ФНС называет ее "положительной" и сетует, что "темпы снижения  недостаточно высоки". По делам о взыскании платежей с компаний и граждан  ситуация также складывается в пользу налоговых органов. По данным ВАСа,  в 2009 году судами было удовлетворено 59% таких требований, в 2010-м —  62%. 
 Аналитики российского подразделения  Ernst & Young в своем ежегодном исследовании налогового климата  подтверждают, что в 2010 году крупные компании стали реже спорить с  налоговыми органами. При этом отмечено, что они стали гораздо чаще  проигрывать ФНС в судах. По мнению международных консультантов, число  споров сократилось из-за обязательного досудебного обжалования  доначислений, удлинившего общий срок разбирательства. По оценке партнера  "Эрнст энд Янг" Петра Медведева, количество побед налогоплательщиков в  судах сократилось в связи с тем, что они стали более активно  практиковать заключение мировых соглашений с налоговыми органами еще до  стадии судебного разбирательства. 
 Администрирование платежей 
С фискальной точки зрения у ФНС образца 2011  года все обстоит хорошо. По последним статданным, за январь—май 2011  года по сравнению с январем—маем 2010 года поступления в федеральный  бюджет выросли на 34% — с 1,33 трлн руб. до 1,76 трлн руб. 
 Налоговым органам РФ в конце прошлого года  исполнилось 20 лет — праздничные мероприятия по этому поводу с размахом  организовал назначенный в апреле 2010 года новый руководитель ФНС Михаил  Мишустин. Итоги деятельности предшественников он подводил параллельно с  заменой последних. Весь прошедший год господин Мишустин укомплектовывал  руководство ФНС своими соратниками: были сменены все семь заместителей  главы службы. Большей частью пришедшие связаны с главой ФНС прежним  местом работы (Роснедвижимость, РосОЭЗ, компания UFG Asset Management).  Новые люди пришли и на другие ключевые должности в структуре ФНС, в  частности на посты глав региональных управлений службы, включая ключевое  московское УФНС. 
 Но что бы ни говорили о направлениях работы  ФНС ее старые и новые руководители, главным делом для них был и остается  сбор денег в бюджет. Точнее, администрирование платежей (как всегда  поправляют налоговики) — налоги компании и граждане платят все-таки  сами, служба лишь "присматривает" за процессом. 
 Конечно, прирост налогов сразу на треть в  значительной степени результат заметно прибавивших мировых цен на нефть.  Сборы завязанного на цене сырья налога на добычу полезных ископаемых  (составляет 44% доходов федерального бюджета) за пять месяцев в  сравнении с таким же периодом прошлого года выросли на 40%. Однако при  этом выросли, хотя и не так существенно, и поступления НДС, к сырьевой  конъюнктуре прямого отношения не имеющие,— на 28%. Так что кроме  нефтяного на росте сборов сказываются и другие факторы: восстановление  экономики и, как заверяет руководство ФНС, усилия по администрированию  сборов. 
 Как отмечал в интервью "Ъ" Михаил Мишустин,  по части сборов он видит свою задачу в поиске дополнительных источников  доходов, которыми могут стать, в частности, имущественные налоги.  Отметим, что, в отличие от всех основных налогов, их сборы в кризис не  падали. Особые перспективы — у разрабатываемого налога на недвижимость,  который в условиях "политического" сохранения плоской ставки подоходного  налога может стать заменой налога на роскошь. "Оценка жилья должна  соответствовать действительности. И тогда, если поселяетесь в элитном  квартале — вот вам и налог на роскошь",— говорил "Ъ" глава ФНС, который  ранее (в 2004-2006 годах) руководил Роснедвижимостью. 
 Если при оценке причин роста сборов трудно  разделить усилия службы и общей подъем экономики, то в ситуации с  налоговой задолженностью роль ФНС более очевидна. На 1 июня 2011 года  задолженность составила 1,249 трлн руб. Отметим, что до начала 2008 года  сумма долгов налогоплательщиков снижалась, однако в кризисный 2009-й  выросла до 1,371 трлн руб. За 2010-й службе удалось добиться снижения  этой суммы на 97 млрд руб., или на 7% — до 1,274 трлн руб. С начала  текущего года задолженность сократилась еще на 27 млрд руб. "Наша задача  — обеспечить устойчивый тренд снижения",— говорит Михаил Мишустин. Один  из самых простых способов обеспечения такого тренда — "прощение"  долгов, взыскать которые у государства шансов практически нет  (начисленные, к примеру, давно исчезнувшим фирмам-однодневкам). По  словам Михаила Мишустина, служба будет добиваться расширения перечня  оснований для списания подобной безнадежной задолженности.



