Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Контрольная работа

Контрольная работа

Важное направление в работе Федеральной налоговой службы (ФНС) — внедрение информационных технологий. Например, с июня текущего года задолженности по транспортному и земельному налогам и налогу на имущество налогоплательщик может оплачивать по интернету

29.06.2011
газета «Коммерсантъ»
Автор: Вадим Вислогузов

Личный кабинет 

С 14 июня 2011 года в "личном кабинете налогоплательщика" можно не только получить информацию, сформировать и распечатать квитанцию для погашения своих долгов традиционным способом — в банке, но и заплатить налоги. Речь идет об оплате в электронной форме задолженности по имущественным налогам — транспортному, земельному и на имущество.

По словам начальника управления информатизации ФНС Виталия Колесникова, планируется реализовать технологию приема документов на возмещение НДС экспортерам в электронном виде. А вскоре компании получат возможность представления в налоговые органы счетов-фактур в электронном виде. Сейчас компании выписывают друг другу примерно 15 млрд таких документов в год, и часть из них с целью контроля запрашивает налоговая служба. "Это треть всех истребуемых налоговыми органами документов. Нам эти грузовики бумаг не нужны",— говорит господин Колесников. По его словам, обмен счетами-фактурами по сетям связи может начаться уже к концу года.

Еще один уже стартовавший в Москве пилотный проект — электронная регистрация компаний (без явки в налоговые органы). Она уже опробована как индивидуальными предпринимателями (для этого им нужна личная электронная цифровая подпись, ЭЦП) и юридическими лицами (через имеющих ЭЦП нотариусов). Пока, по словам Виталия Колесникова, цифровые подписи есть у немногих нотариусов, однако профессиональное сообщество обещает ФНС до конца 2011 года "оцифровать" все 7,5 тыс. работающих в РФ нотариусов.

Еще одна опция создает удобство скорее самим налоговикам. Сейчас в пробном режиме ФНС пытается судиться с налогоплательщиками онлайн — в режиме видеоконференции. Этот режим давно используется судами общей юрисдикции — телемост, как правило, устанавливается между судом и СИЗО, в котором находится подсудимый. Для арбитражных же споров разбирательства по видео стали возможны лишь с конца 2010 года — после вступления в силу поправок к Арбитражному процессуальному кодексу. В ФНС рассчитывают, что это нововведение позволит существенно сэкономить на расходах не только налоговикам, но и налогоплательщикам. Впрочем, юристы полагают, что по серьезным делам на большие суммы компании будут продолжать судиться с налоговиками в привычном режиме.

То есть внедрение информационных технологий - это явно заметный тренд в работе ФНС. Возможно, это связано с тем, что в свой первый приход в налоговую службу (1999-2004 годы) нынешний руководитель ведомства Михаил Мишустин в должности замруководителя отвечал именно за информатизацию. Сейчас это входит в обязанности замглавы ФНС Андрея Петрушина, который говорит, что общий объем информационных ресурсов ФНС сегодня составляет 300 терабайт и к 2020 году должен увеличиться еще в семь-десять раз. В ресурсах службы накоплены данные о 130 млн физических лиц—граждан РФ (население страны — 142 млн человек) и о 200 тыс. иностранцев. Вскоре им будет предложен доступ ко второй версии "личного кабинета налогоплательщика": в нем будут отражены не только суммы задолженности (как сейчас), но и вся информация об имуществе, послужившем базой для расчета фискальных платежей. Отметим, что открытие доступа граждан к этим данным необходимо и самой службе, для того чтобы исправить содержащиеся в них ошибки. Данные о собственности граждан, которые ФНС получает от других ведомств (от МВД — о регистрации граждан по месту жительства, от ГИБДД — о сделках с автотранспортом, от регистрационных палат Минюста — об операциях с недвижимостью), неточны. В связи с этим Михаил Мишустин даже объявил 2011-й "годом борьбы с "грязными" данными".

Аналитический спецназ 

Согласно отчетности ФНС, в последние годы число выездных налоговых проверок компаний стремительно сокращается. "Тенденция не просто к их уменьшению, а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, к камералам",— заявил в мае Михаил Мишустин. Приоритетом ФНС объявлены аналитические камеральные проверки, то есть работа с запрошенными у налогоплательщика документами. За последние три года число выездных проверок сократилось с 11,5% проверенных налогоплательщиков в 2008 году до 0,8% — в 2010-м. По итогам первого квартала 2011 года ФНС проверила всего 0,2% от общего числа налогоплательщиков. При этом, по словам главы ФНС, "малый бизнес в выездных налоговых проверках фактически уже не фигурирует".

В службе такие изменения объясняют отказом от политики тотального контроля и ориентацией контрольной работы на "зоны риска и выявление схем". Достигается это за счет предпроверочного анализа деятельности компаний и с помощью внутренних информационных ресурсов ФНС, запущенных службой в последние годы. Так что, объявляя проверку, налоговики сейчас точно знают, что обнаружат. Один из помогающих им в этом ресурсов — "Досье рисков", с помощью которого проверки могут автоматически назначаться в зависимости от уровня налоговых рисков в проверяемой компании. В ФНС гордятся тем, что по части проверок следуют мировому тренду. Минимальный охват компаний выездными проверками зафиксирован статистикой в Финляндии, Франции и Корее — 0,1% от общего числа компаний. В Великобритании этот показатель составляет 0,5%, в Германии — 1,6%, в США — 2,4%, в Швеции — 7,3%. В РФ, напомним, 0,8%.

В ближайшие месяцы аналитические способности ФНС будут подвергнуты новому испытанию. Десятилетняя история принятия Госдумой законопроекта о новых правилах борьбы с занижением налогов с помощью трансфертных цен, похоже, близка к завершению. Документ согласован Минфином и бизнесом и вскоре может быть окончательно принят. После его вступления в силу на внутреннем рынке "под колпак" ФНС с 2012 года попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 3 млрд руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет специальный налоговый режим или же речь идет о сделках с сырьем. Внешнеторговые сделки будут контролироваться, лишь если совершаются с биржевыми товарами или заключаются с резидентами офшоров. Принятие этого закона вызовет необходимость создания в структуре ФНС "налогового спецназа" — подразделений, состоящих из самых компетентных специалистов, которые будут определять степень "рыночности" цен, применяемых компаниями.

Споров становится меньше 

Наконец, еще один тренд — сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками. Исходя из информации службы, сократились обе категории разбирательств — как досудебные (рассмотрение жалоб на вынесенные инспекциями решения), так и судебные. Напомним, с 2009 года действует механизм обязательного досудебного обжалования: налогоплательщик не вправе обратиться в суд до тех пор, пока не попробует оспорить решение своей инспекции в вышестоящем налоговом органе. ФНС сообщает, что в 2010 году налоговыми органами было рассмотрено 53 тыс. апелляционных жалоб — на 10% меньше, чем в 2009 году (59 тыс.). Удовлетворено было 40% жалоб налогоплательщиков.

Ситуация с судебными делами несколько иная. ФНС сообщает о сокращении "числа дел, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков", на 13% — с 34 тыс. в 2009 году до 30 тыс. в 2010-м. Однако кроме этих цифр есть еще данные о судебных спорах "в другую сторону" — о взыскании налогов и штрафных санкций с организаций и граждан. По данным Высшего арбитражного суда (ВАС), их число выросло с 49 тыс. в 2009 году до 58 тыс.— в 2010-м (на 18%).

Что касается исхода этих дел, то здесь ситуация складывается в пользу ФНС. По делам об оспаривании решений или действий налоговиков суды в 2009 году удовлетворили 66% требований, в 2010-м — 64%. Оценивая тенденцию снижения доли побед налогоплательщиков в судах, ФНС называет ее "положительной" и сетует, что "темпы снижения недостаточно высоки". По делам о взыскании платежей с компаний и граждан ситуация также складывается в пользу налоговых органов. По данным ВАСа, в 2009 году судами было удовлетворено 59% таких требований, в 2010-м — 62%.

Аналитики российского подразделения Ernst & Young в своем ежегодном исследовании налогового климата подтверждают, что в 2010 году крупные компании стали реже спорить с налоговыми органами. При этом отмечено, что они стали гораздо чаще проигрывать ФНС в судах. По мнению международных консультантов, число споров сократилось из-за обязательного досудебного обжалования доначислений, удлинившего общий срок разбирательства. По оценке партнера "Эрнст энд Янг" Петра Медведева, количество побед налогоплательщиков в судах сократилось в связи с тем, что они стали более активно практиковать заключение мировых соглашений с налоговыми органами еще до стадии судебного разбирательства.

Администрирование платежей 

С фискальной точки зрения у ФНС образца 2011 года все обстоит хорошо. По последним статданным, за январь—май 2011 года по сравнению с январем—маем 2010 года поступления в федеральный бюджет выросли на 34% — с 1,33 трлн руб. до 1,76 трлн руб.

Налоговым органам РФ в конце прошлого года исполнилось 20 лет — праздничные мероприятия по этому поводу с размахом организовал назначенный в апреле 2010 года новый руководитель ФНС Михаил Мишустин. Итоги деятельности предшественников он подводил параллельно с заменой последних. Весь прошедший год господин Мишустин укомплектовывал руководство ФНС своими соратниками: были сменены все семь заместителей главы службы. Большей частью пришедшие связаны с главой ФНС прежним местом работы (Роснедвижимость, РосОЭЗ, компания UFG Asset Management). Новые люди пришли и на другие ключевые должности в структуре ФНС, в частности на посты глав региональных управлений службы, включая ключевое московское УФНС.

Но что бы ни говорили о направлениях работы ФНС ее старые и новые руководители, главным делом для них был и остается сбор денег в бюджет. Точнее, администрирование платежей (как всегда поправляют налоговики) — налоги компании и граждане платят все-таки сами, служба лишь "присматривает" за процессом.

Конечно, прирост налогов сразу на треть в значительной степени результат заметно прибавивших мировых цен на нефть. Сборы завязанного на цене сырья налога на добычу полезных ископаемых (составляет 44% доходов федерального бюджета) за пять месяцев в сравнении с таким же периодом прошлого года выросли на 40%. Однако при этом выросли, хотя и не так существенно, и поступления НДС, к сырьевой конъюнктуре прямого отношения не имеющие,— на 28%. Так что кроме нефтяного на росте сборов сказываются и другие факторы: восстановление экономики и, как заверяет руководство ФНС, усилия по администрированию сборов.

Как отмечал в интервью "Ъ" Михаил Мишустин, по части сборов он видит свою задачу в поиске дополнительных источников доходов, которыми могут стать, в частности, имущественные налоги. Отметим, что, в отличие от всех основных налогов, их сборы в кризис не падали. Особые перспективы — у разрабатываемого налога на недвижимость, который в условиях "политического" сохранения плоской ставки подоходного налога может стать заменой налога на роскошь. "Оценка жилья должна соответствовать действительности. И тогда, если поселяетесь в элитном квартале — вот вам и налог на роскошь",— говорил "Ъ" глава ФНС, который ранее (в 2004-2006 годах) руководил Роснедвижимостью.

Если при оценке причин роста сборов трудно разделить усилия службы и общей подъем экономики, то в ситуации с налоговой задолженностью роль ФНС более очевидна. На 1 июня 2011 года задолженность составила 1,249 трлн руб. Отметим, что до начала 2008 года сумма долгов налогоплательщиков снижалась, однако в кризисный 2009-й выросла до 1,371 трлн руб. За 2010-й службе удалось добиться снижения этой суммы на 97 млрд руб., или на 7% — до 1,274 трлн руб. С начала текущего года задолженность сократилась еще на 27 млрд руб. "Наша задача — обеспечить устойчивый тренд снижения",— говорит Михаил Мишустин. Один из самых простых способов обеспечения такого тренда — "прощение" долгов, взыскать которые у государства шансов практически нет (начисленные, к примеру, давно исчезнувшим фирмам-однодневкам). По словам Михаила Мишустина, служба будет добиваться расширения перечня оснований для списания подобной безнадежной задолженности.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Судебная защита
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Судебная защита
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »

Судебная защита
  • 28.04.2014  

    ВАС РФ в п. 67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто

  • 23.04.2014  

    Право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, том числе в суде предусмотрено в статье 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ). При этом согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подл

  • 10.04.2014  

    В определении от 16.11.2006 г. № 467-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг


Вся судебная практика по этой теме »